На портале «Правмир» идет обсуждение работы, условий труда и оплаты труда в православных организациях. Сегодня на рынке представлено немало православных фирм и организаций — православные паломнические и православные туристические фирмы, православные ателье и православные стоматологии, православные ремонтные работы и православные кадровые агентства. Не секрет, что качество услуг в православных фирмах нередко хромает, а сотрудники получают меньшую зарплату, чем в аналогичных светских фирмах. Об этой сложной ситуации мы беседуем с протоиереем Николаем Балашовым, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей.
Читайте также: Работаем бесплатно, во славу Божию?
— Отец Николай, как можно прокомментировать то, что сегодня есть фирмы, которые называют себя православными, набирают даже православный коллектив, но при этом не платят нормальную зарплату (вот еще, это же стяжательство!), не дают отгулов, а спрашивают по полной программе.
— Нельзя навязывать людям аскетические добродетели в принудительном порядке.
Всякие попытки закамуфлировать неподобающее обращение с людьми удобными ссылками на смирение, послушание и нестяжательство – Бога не обманут, и умных людей – тоже.
Встречаются случаи, когда слово «православный» в названии какой-либо организации заранее наводит на мысль о низком качестве ее деятельности. Платят мало, делают плохо, но «зато православные». И это, конечно, только компрометирует Церковь Христову. Совершенно недостойная игра со святыми словами.
— Часто некоторые православные организации работают по принципу богадельни. Набирают некий народ, у которого нет других вариантов обеспечения своего существования, и люди работают. Работают плохо. Это плохо и для работодателей, и для сотрудника. И сотрудник не справляется, и работодатель недоволен.
— Это оборотная сторона негодной попытки религиозной принадлежностью закамуфлировать или как бы компенсировать профессиональную несостоятельность.
Ван Стеенберген в споре с Жильсоном, желая доказать, что нет никакой особой христианской философии (притом, что сам он был выдающимся специалистом в средневековой западной философии), однажды бросил такую меткую фразу: есть христиане-сапожники, но не существует же христианского сапожного мастерства.
Если бельгийский каноник и неправ, то, наверно, отличительную особенность христианского мастерства как такового надо было бы искать не в том, что в свободное времени христианские сапожники рассуждают о Троице и пишут мистические трактаты, как Яков Бёме. Нет, эта особенность могла бы проявиться разве что в самой высокой в мире доброкачественности ботинок. Так что прежде, чем отважиться на акцентирование религиозной принадлежности в названии или самоопределении какой-либо организации, стоит крепко задуматься.
Хорошо помню, как покойный отец Всеволод Шпиллер в проповедях говорил, что очень даже можно вкладывать христианское отношение к жизни в изготовление котлет. Святая правда, хотя говорились эти слова не без усталости (и, может быть, некоторого… хорошо скрываемого раздражения) от стилизаций под высокодуховную жизнь, предпринимавшихся со стороны некоторых прихожан.
Про этого же мудрого священника бытовала еще такая замечательная история, стоящая в некоторой связи с вышеприведенным высказыванием. Особа, ведущая «духовный образ жизни», Великим постом поведала ему, что взошла на вторую, кажется, ступень «Лествицы» преподобного Иоанна, но подняться выше у нее пока самостоятельно не получается, и она просит пастырского совета. Каковой был дан незамедлительно: «Вам необходимо срочное замужество».
— Ну, с котлетами всё понятнее, но как найти смысл в монотонном перебирании бумажек, какой высший смысл в бюрократии?
— Есть духовное упражнение, которым я, многолетний пленник монотонной бюрократии, стараюсь регулярно заниматься, чтобы выжить. Вот оно: почаще себе напоминать, что на самом деле за каждой бумажкой стоит человек. Может быть, письмо, которое лежит на моем столе, не самое умное и важное; но оно ведь написано не роботом, а человеком. Если я его не вижу воочию, от того нисколько не утрачивает силы евангельское повеление отнестись к нему так, как я бы хотел, чтобы поступили со мною. Это трудно. Удается не всегда, но надо стараться.
— А на фирмах, которые занимаются перепродажей, процентами и тому подобными вещами?
— Я бы не хотел говорить о том, в чем слишком плохо разбираюсь. Но уверен, что нам необходимо честное христианское осмысление процесса изготовления денег из воздуха. Выгода одних здесь достигается за счет упадка каких-то других акций, то есть непременно основана на чьем-то убытке. Ничего не производится. Люди приобретают огромные деньги в лучшем случае благодаря своей догадливости и ловкости, а иногда – недобросовестным действиям. Является ли успех в биржевой области делом безразличным с христианской точки зрения? Думаю, что это тема для серьезного пастырского раздумья.
Для меня лично некоторая загадка состоит в том, что я встречал людей, успешных в финансовом бизнесе, и при этом верующих, устремленных интересами в духовный мир. Это побуждает меня воздерживаться от резких суждений. Я невежда в экономике. Кроме того, я думаю, что Царство Небесное Господь не мог сравнить – даже в каком-то очень определенном отношении – с чем-то злым и богопротивным; а ведь уподобил же купцу, ищущему добраго бисера. Но пока я не в состоянии понять, как может быть церковно оправданной спекулятивная наживная деятельность.
— К работе часто относятся как к неизбежному злу, отвлекающему от главного…
— Меня удивляет, что даже и в самих церковных учреждениях есть люди, которые делают свою работу совершенно так же, как некоторые советские люди, ненавидевшие лживость советского строя, относились к своей работе на государство: «делать как можно меньше».
Такие люди ревностно посещают богослужения, иногда занимаются какими-то очень хорошими делами на стороне, но им не приходит в голову, что их повседневная работа вообще имеет какое-то отношение к их религиозной жизни. Возникает специфическое отношение к профессиональной деятельности – чтобы она не занимала слишком много сил, и чтобы этих сил осталось достаточно для «духовной жизни».
Духовная жизнь такого человека состоит из посещения храма, совершения домашнего молитвенного правила, бесед с духовником, духовно близкими людьми, чтения духовной литературы, добрых дел, которые, может быть, совершаются во славу Божью. Такие люди действительно способны совершать очень хорошие дела, но это совершенно не прилагается к сфере их повседневной работы.
Христианского, православного отношения к труду, совершаемому перед лицом Божьим, а не из страха перед начальством, недостает сегодня даже в коллективах, сплошь состоящих из воцерковленных и православных по вероисповеданию людей. Жалко тех, кто не может распознать в том, что занимает всякий день столько часов, хотя бы какую-то часть своего христианского призвания. Ведь жизнь так коротка!
С протоиереем Николаем Балашовым беседовала Анна Данилова.
Читайте также: Работаем бесплатно, во славу Божию?