Все мои фильмы так или иначе говорили и о том,
что люди не одиноки не заброшены в пустом мироздании, –
что они связаны бесчисленными нитями с прошлым и будущим,
что каждый человек своей судьбой осуществляет связь
с миром и всечеловеческим путем.
А. Тарковский
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня – наша заключительная встреча в уходящем 2011 году. Вот уже пятый месяц мы с вами еженедельно встречаемся на страницах портала «Правмир», чтобы отыскать в мировом кинематографическом наследии жемчужины и самоцветы, которые помогают нам в новом свете увидеть, как преломляются в кристалле культуры вечные истины христианства.
Спасибо всем постоянным читателям, особенно тем, кто так или иначе участвовал в дискуссиях в форумах и блогах. Желаю вам новых открытий в наступающем году, но более всего – мира вашему дому в преддверии светлого праздника Христова Рождества.
В последнюю неделю этого года предлагаю вашему вниманию известный и любимый многими поколениями зрителей фильм, который лучше многих других передает сам дух праздника Рождества.
Пусть эта картина подарит вам хорошее настроение, согреет своим теплом и побудит задать себе те самые вопросы, которые нужны нашей душе, чтобы расти и утверждаться в истине.
Итак, «Эта прекрасная жизнь» (It’s a Wonderful Life, 1946) режиссера Фрэнка Капры.
Америка. Маленький провинциальный городок середины ХХ века. Ночь перед Рождеством. Камера скользит вдоль темных улиц и ярко освещенных окон. Все, что мы слышим, – это молитвы множества людей, просящих милости для одного человека – друга, помощника, мужа, отца… Кто же такой Джордж Бейли, что о нем молится столько людей и что о его судьбе пекутся даже на небесах?
С первого взгляда, он – обычный человек. Такого мы сейчас даже сочли бы неудачником. Потому что, несмотря на одаренность, талант, высокие замыслы, всю свою сознательную жизнь он отказывал своим мечтам в праве осуществиться.
Что же останавливало его? Страх, неуверенность, нерешительность? Отнюдь не они. Между Джорджем Бейли и его мечтами о путешествиях, славе, богатстве встало его чувство долга и ответственности перед простыми людьми.
Однако сейчас он находится на распутье. Он разуверился в собственной правоте и готов уже признать то, что без него мир, возможно, был бы лучше.
Уныние, отчаяние, возможно, самые опасные из грехов, потому что они поражают душу в самое нутро, лишая даже самого сильного человека воли.
Фильм «Эта прекрасная жизнь» – своеобразная «Рождественская песнь в прозе» («A Christmas Carol») Ч. Диккенса наоборот. Если главный герой у Диккенса – скряга Скрудж, то у Капры – тот самый бедный работяга Боб Крэтчит, еле-еле сводящий концы с концами.
Несмотря на некоторую легкомысленность и развлекательный характер этой картины, это все-таки история противостоянии добра и зла. Пусть зло здесь несколько утрировано, а добро – наивно, в этом фильме поднимаются самые важные вопросы человеческой жизни: ее смысл и внутренняя ценность.
Эпиграфом к этой статье вынесены слова Андрея Тарковского, верившего в то, что «люди не одиноки в мироздании», «что они связаны бесчисленными нитями» и «каждый человек своей судьбой осуществляет связь с миром и всечеловеческим путем».
Несмотря на разницу в подходах, фильм Фрэнка Капры свидетельствует именно о том, что люди связаны между собой на глубоком уровне. Жизнь одного человека важна не только для него самого, его семьи и ближайшего окружения – она важна для всего мира.
Говорят, что фильм «Эта прекрасная жизнь» вдохновлял и воодушевлял не одно поколение людей. И в этом заключается его самое важное значение – нести свет и радость людям, чья уверенность в ценности жизни хоть каплю поколебалась.
«Эта прекрасная жизнь» могла бы остаться простой драмой и даже музыкальной комедией, кстати, очень близкой по духу лучшим советским киношедеврам 1950-х годов, если бы в нее не был встроен внешне «фантастический» сюжет, который интересует нас в этой картине более всего.
Мы уже заметили, что ход камеры в картине начинается с молитвы. Таким образом, именно молитва становится движущей силой всей истории. Она поднимается до небес и находит там ответ.
Конечно, определенная бюрократичность небесного мироустройства и своеобразное толкование роли и значения ангелов-хранителей в нем вызовет у образованного православного зрителя смешанные чувства. Однако это тот самый случай, когда стоит вглядеться глубже в саму историю, чтобы найти в ней плодоносные зерна.
Герой фильма Капры – изначально человек неверующий, в чем он сам и признается в минуту отчаяния. Для того чтобы его сознание перевернулось, потребовались вмешательство высших сил и настоящее чудо. Не такова ли и наша жизнь? Восхождения и спуски, триумф и отчаяние, надежда на чудо и боль от крушения надежд.
Удача «Этой прекрасной жизни» – именно в том, что фильм дистанцирован от вопросов веры. Вера здесь в определенном смысле вынесена за скобки, позволяя человеку самому думать и делать выбор.
Рождество здесь, как кажется, всего лишь семейный праздник, а Бог так далек, что действует через посредников – святых и ангелов, не являя людям Своего лика. Однако блажен тот, кто верует, не требуя доказательств. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).
Молитвы людей, любящих Джорджа Бейли, находят свой отклик, а сам Джордж обретает нечто большее, чем новый взгляд на привычные вещи.
Фильм «Эта прекрасная жизнь», по большому счету, это урок. Урок благодарности Богу, сотворившему этот мир.
«Величайший подарок» — так называется книга, лежащая в основе этой картины. Как вы думаете, что же это за подарок?
На сем желаю вам всех благ в наступающем году и остаюсь искренне ваша.
До новых встреч!
Читайте также:
- Горы и пустыни
- Человек на все времена
- Честь Божия
- Святость на экране
- Месье Венсан: наперекор
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Борис Годунов как наш современник