— Когда и почему началось сокращение сотрудников Госкорпорации по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД)?
— Сокращение работников госкорпорации началось с августа 2021 года. Приказ о сокращении тогда не касался авиадиспетчеров. Также в январе этого года появился новый приказ о сокращении, но было объявлено, что авиадиспетчеров он также касаться не будет.
С 23 марта действовал эксперимент по четырехдневке со снижением зарплаты на 10%. Новый приказ о неполной неделе с 1 мая по 31 августа и снижении зарплаты на 20% гендиректор госкорпорации Игорь Моисеенко подписал за полторы недели до своего увольнения по собственному желанию.
Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации отвечает за управление всеми гражданскими полетами в стране. Это практически единственный работодатель для авиадиспетчеров в России. В среднем в ее управлении находятся около 1000 воздушных судов одновременно.
Сейчас издан новый приказ о периоде простоя с 10 октября и до 31 декабря 2022 года. То есть людям будут платить меньше до конца года, а что будет дальше — непонятно.
Именно поэтому около 2 тысяч работников уже уволились в текущем году, из них 640 авиадиспетчеров. Сотрудники уже не ожидают сокращения, они уходят сами, чтобы получить дополнительные оклады при увольнении.
Из 640 авиадиспетчеров 345 уволились по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Остальные же ушли в никуда, просто на улицу, ищут другую работу. Из-за уменьшения заработной платы, из-за неуверенности в завтрашнем дне — это основные причины.
— Авиадиспетчеры могут найти работу в другом месте?
— Все авиадиспетчеры работают в одном предприятии — это Госкорпорация по ОрВД. Есть еще некоторые авиакомпании — «Тюмень авиа», «Газпром авиатранс», у которых есть на севере свои аэродромы и небольшая служба авиадиспетчеров, но это два-три населенных пункта — там вакансий нет.
В госкорпорации авиадиспетчеров и раньше не хватало, 640 уволилось — стало еще хуже. Например, в Якутии есть населенный пункт Жиганск. Там работало пять авиадиспетчеров. Сейчас там остался один старший диспетчер.
Он выполняет все функции, в отпуск не может сходить, на обед не может сходить, так как некому его подменить.
Для него даже в туалет отлучиться — проблема.
— Это отражается на безопасности полетов?
— По моему мнению, это отразится на безопасности полетов. Диспетчер, в каком бы он состоянии ни был, работает он вдвоем или втроем, при любой интенсивности будет, конечно, выворачиваться наизнанку — безопасность обеспечит, но всему есть предел.
Простой пример: втроем нести бревно возможно? Возможно — несут. А вдвоем такое же бревно нести возможно? Несут, но позвоночники срывают. А один унесет? Нет.
Труд авиадиспетчера эмоционально очень напряженный. Он одновременно может обслужить 15–17 воздушных судов. Сейчас может, потому что рядом сидит коллега и может передавать информацию смежному диспетчеру. А когда рядом товарища не будет — сможет он обеспечивать безопасную координацию полетов? Сможет, но недолго. И что-нибудь может произойти.
Чтобы второй товарищ остался на работе, нужно поселить в его голову уверенность — что стабильность предприятия остается, заработная плата будет не только в сентябре, но и в октябре, и в ноябре и далее.
— Когда и из-за чего у госкорпорации стали падать доходы?
— Начиная с пандемии. Доходы, которые Госкорпорация по организации воздушного движения получала от пролетов, прилетов и вылетов иностранных компаний над территорией РФ и на аэродромы РФ — это около 20% всех доходов предприятия.
Фактически иностранцы субсидировали аэронавигационное обслуживание наших российских авиакомпаний.
Потому что аэронавигационное обслуживание российских авиакомпаний в 10 раз дешевле, чем иностранных. Соответственно, когда иностранные авиакомпании ушли с российского рынка, они это субсидирование прекратили. Российские авиакомпании летают. Но того, что они платят, не хватает даже на четверть оплаты труда всех работников предприятия.
В пандемию госкорпорация потеряла до 60% доходов, но тогда выжила благодаря сохраненным ресурсам от деятельности за предшествующие годы. Но в связи со взаимными санкциями после начала спецоперации полеты иностранных авиакомпаний над Россией упали более чем на 80%. Сейчас доходы госкорпорации могут составлять 2–2,5 млрд рублей в месяц, а фонд оплаты труда — в 1,5 раза больше.
— Какие нормативы по работе авиадиспетчеров существуют и соблюдаются ли они сейчас?
— Есть крупные центры управления воздушным движением, где работают одновременно сто человек. Это, например, Московский центр. Есть подразделения, как, допустим, Калининградский центр управления воздушным движением, где работают всего 49 человек.
Авиадиспетчеры управляют верхним воздушным пространством и аэродромной зоной. Аэродромная зона — это, например, Домодедово, Шереметьево — там работают 60–70 человек и в каждой смене работает по 4–5 человек.
Так вот, количество уволенных — 640 авиадиспетчеров — это примерно 15 калининградских центров. Столько людей больше не работает.
Когда это 5–10 человек из крупного подразделения — это не так заметно. Но на примере Жиганска мы ярко видим последствия. Завтра этот старший диспетчер уйдет — и все, летать туда будет нельзя.
— Остальные полторы тысячи человек, которые уволились, это люди каких специальностей?
— Техники, инженеры, директора аэротехнического обеспечения связи — 560 человек уволилось. Из них 345 — непосредственно инженерно-технического персонала, которые оборудованием занимались. Это означает, что кому-то в каком-то центре не повезет и он будет работать за двоих — обслуживать радиолокатор, который сегодня работает, а завтра может выключиться, а в это время подменить коллегу некому.
А вторая половина — управленцы, бухгалтеры, водители, уборщицы.
— Какие меры можно принять в этой ситуации?
— Мы предлагали увеличить стоимость аэронавигационного обслуживания для российских пользователей. Нам говорят — нельзя, это ударит по карману авиакомпаний, пассажиров.
Но сегодня для пассажира в стоимости билета только один процент — это аэронавигационное обслуживание. Пассажир за 10 тысяч купил билет — сто рублей отдал за аэронавигационное обслуживание. Полулитровая бутылка воды в аэропорту стоит 120 рублей.
Нужно стоимость аэронавигационного обслуживания, которое утверждает правительство, увеличить в три раза — пассажир будет платить не сто рублей, а 300. Нам говорят, что для пассажира это дорого.
Хорошо, может, заберем эти 200 рублей у топливных компаний? При стоимости билета 10 тысяч рублей вы платите 5 тысяч только топливной компании.
Мы вносили предложения, начиная с пандемии. Предлагали уменьшить инвестиционные программы, не приобретать дорогостоящее оборудование. Нас не слышали два года.
«Оптимизация не затронет диспетчеров»
«Правмир» отправил запрос в Государственную корпорацию по организации воздушного движения в Российской Федерации и получил ответ.
Владимир Гульченко, и.о. генерального директора Госкорпорации по ОрВД:
— С начала 2022 года в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в связи с выходом на пенсию и по иным основаниям уволилось 404 диспетчера.
Также информируем, что в настоящее время на предприятии осуществляется комплекс мер по оптимизации деятельности. Это обусловлено падением доходов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», вызванным вводом санкций со стороны недружественных государств и существенным уменьшением количества полетов иностранных авиакомпаний через воздушное пространство Российской Федерации.
Отметим, что проводимые организационно-штатные мероприятия не затрагивают работников УВД и ЭРТОС, а касаются административно-управленческого, вспомогательного и прочего персонала.
Следует подчеркнуть, что мероприятия по оптимизации деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не приведут к снижению уровня безопасности полетов и качества предоставляемого аэронавигационного обслуживания.