«Это травма, буллинг и пищевое расстройство?» Воспитатель детского сада — о родительских тревогах
Anastasia_Vishn / Shutterstock
Anastasia_Vishn / Shutterstock
Катя скучает по маме в детском саду, Саид отказался от полдника, а Ярослав плакал утром, когда его будили. Их мамы встревожены — а что, если у ребенка будет травма? И воспитатель, который прежде утешал детей, на собрании успокаивает родителей. Таисия Попова — о родительской вине и тревоге. 

Зачем воспитатель баюкает мам

Когда в садике случается родительское собрание, воспитатель репетирует большую речь, пишет повестку дня, вешает основные тезисы на доску перед рабочим столом и на всякий случай еще закрепляет запись в родительской группе сада в соцсетях. Дабы говорить на собрании кратко и по делу.

Само собой, что говорить кратко и по делу на собрании с родителями младшей группы невозможно. Мамы трех- и четырехлеток смотрят большими испуганными глазами. Или испепеляют взглядом, с готовностью возмутиться и наехать на тебя танком, помахивая книгами Петрановской, вердиктом их психотерапевта и даже заявлением в роно и прокуратуру (это тоже от испуга, я понимаю, лучшая защита — нападение).

Родители старательно записывают что-то в планшет, телефон, бумажный блокнот и, на всякий случай, на видео. То ли чтобы призвать нас к ответу, ибо слова к делу не подошьешь, а видео — очень даже можно, то ли чтобы ничего не упустить, иначе все пропало и садик превратится в одну сплошную травму.

Еще мамы приносят конфеты, но им неудобно, потому что вдруг я худею, не ем сладкого или восприму это как взятку. Потому они как-то ненавязчиво достают эти конфеты, но так, чтобы их было не видно, но при этом я могла всех угостить.

В общем, собрание — это целый ритуал, заколдованный круг тревоги. И на повестке дня всегда оказываются не новые СанПиНы с указанием правильной маркировки ершиков для унитаза, а именно родительская тревога. Тревога и чувство вины.

И так же, как днем ты баюкаешь детей, приходится баюкать мам.

«Катя скучает по мне, а я страдаю!»

Мамы встревожены с каждым годом все сильней и сильней. Они перечитали тонну книг по детской психологии, помнят свои детские переживания, знают кучу умных терминов и уверены, что каждую минуту ребенок рискует получить душевную травму, последствия которой поставят крест на его дальнейшем развитии.

«Ксенофонт, не обижай Симону!» Сколько необычных имен нужно запомнить воспитателю
Подробнее

«Саид сказал, что Эдуард не хочет с ним сидеть за одним столом, и теперь он уже два дня не ест в садике! Он говорит, что ничего не ел! Это пищевое расстройство?»

«Марионелла говорит, что над ней смеялись в туалете, а дома она не сходила на горшок! И утром потом тоже не сходила на горшок! Это буллинг?»

«Ярослав вечером говорит, что хочет завтра идти в садик, а когда утром мы приходим, начинаются слезы! И он требует какую-то футболку, которой с собой нет, и вообще она футболка брата, а без нее ни за что не переоденется и не пойдет в группу! Я знаю, что надо было проявить твердость и не баловать его, но я не успела бы за этой футболкой домой. Или не надо было проявлять твердость? Или это значимый предмет привязанности и выражение его свободной воли, а я ее подавляю, и он видит мое невнимание и равнодушие?»

«Катя мне говорит, что она по мне скучала! В саду! Она говорила вам, что скучает по маме? Я не могу и думать, как она страдает! У меня с утра прямо слезы, как в садик идти, я и спать уже ложиться не могу! Наверно, мы рано в сад пошли, надо было еще годик дома с няней посидеть?»

Все эти вопросы кажутся разными на первый взгляд, но я с какого-то момента поняла, что источник один — огромная родительская тревога. Страх мам, которые в детстве вынесли все положенные травмы поколений, не знали, как обращаться с детьми иначе, чем обращались с ними, и строят свой авторитет, родительский контроль и режим по книгам.

Каждому слову своего ребенка они верят свято, забыв, сколько всего сочиняли в детстве и сколько раз заливисто врали, потому что это весело и интересно.

Первая любовь и пена в раковине

С тревогой мы и работаем.

Саид сказал, что Эдуард не хочет сидеть с ним за одним столом, да. Потому что Эдуард влюбился в девочку (у нас это можно, да, мы тоже передовые педагоги, изучившие Петрановскую, Ньюфелда и все теории привязанности мира, мы признаем и проговариваем все чувства детей). И девочка сидит за другим столом. И конечно, Эдуард всех предупредил, что за этим столом сидеть больше не хочет, а воспитатели разрешили пересесть вон за тот стол.

И Саид потом не ел, да. На полдник была творожная запеканка, которую он не любит, а мы никого насильно не кормим, мы передовые педагоги, см.выше. А сегодня он ел преспокойно и завтрак, и обед. А на полдник вы его забрали раньше, чем столы накрыли, потому что вам надо было к логопеду. Вот он и не ел полдник второй день.

Мамы встревожены с каждым годом все сильней. Они перечитали тонну книг по детской психологии, помнят свои детские переживания и уверены, что каждую минуту ребенок рискует получить душевную травму.

Марионелла рассказала, что над ней смеялись в туалете. Да, тут у нас пара замечаний есть. Она очень любит выливать жидкое мыло из диспенсера так, чтобы получилась целая раковина пены, потому что это очень смешно. А как Марионелла смеется, вы же понимаете, это кто угодно подхватит, она наша главная смешинка. Поэтому она специально выливает мыло в раковину и зовет всех смотреть, как смешно получилось. Вот они и смеялись там вчетвером в туалете, пока лили мыло, подтверждаю. Особенно когда пена полезла из раковины на пол и запенила все вокруг, включая вентиляцию.

А на горшок она не хочет ходить, само собой, у нас не ясли, горшков нет. У нас унитазы, вот она и привыкла к унитазу. Если вы поможете дома ей научиться пользоваться унитазом, как взрослые, он же у вас наверняка полноразмерный, не как в садике, вот тогда вы получите результат за 24 часа, как в рекламе. Передовая педагогика, см.выше.

Ярослав вечером говорит, что хочет идти в садик. Это я его понимаю. Я вечером тоже воображаю, как мы завтра будем в садике ваткой, намоченной в гуаши, красиво рисовать белого медведя на голубой бумаге, чтобы он был пушистый и всклокоченный. А потом сделаем большую выставку наших медведей. Но утром, когда у меня звенит будильник в 5:44 в кромешной зимней утренней тьме… Я, знаете, тоже как-то не очень хочу в садик, хотя мне и не три года, и садик для меня не означает разлуки с мамой, и вообще мне деньги платят за то, что я туда пришла.

А в три года все-таки еще очень хочется быть с мамой, сколько бы там медведей на бумаге впереди ни манило тебя призывно. Медведь еще когда будет, а мама-то уходит прямо сейчас. Как тут не плакать. А поскольку такие сложные мысли Ярослав в три года сообщить не умеет, рефлексия еще не развита, не по возрасту ему такое уметь, так вот он и цепляется за предлог легально пролить слезы: футболка же не та. Кроме того, он недоволен, что брат-школьник сейчас на каникулах и остался дома. Да, он это видит, не надо недооценивать наблюдательность трехлеток. Представьте, ваш муж дома остался, а вы поднимаетесь в кромешной зимней тьме, и вас куда-то ведут, пусть даже и медведей ваткой рисовать. И снег в лицо. А кого-то оставили дома спать под одеялом.

Rudolf Hein / Pixabay

Призрак материнской вины

И главная тревога всех мам, не только Катиной. Катя скучает по маме и говорит об этом! Что делать?

Дорогие мамы, а также прочие родители всех полов и возрастов. Если ваш ребенок говорит воспитателям, что скучает по вам в садике. И говорит вам после садика, что скучал. То с ним все в порядке!

Это как раз и значит, что у вас доверительные отношения с ребенком, он может говорить о своих чувствах, он знает, что у него есть чувства и у них есть названия (не смейтесь, куча взрослых людей этого не знает и не умеет определить, что именно они чувствуют, и учатся этому за большие деньги на психотерапии потом). Он не боится доверить вам свои уязвимые чувства. И нам не боится. И нам тоже доверяет, вы выбрали отличный сад. Мы передовые педагоги и признаем чувства детей, см.выше.

И не думайте, что признавать чувства детей — это значит упасть на колени и заглядывать в глаза с чувством вины: ты страдал? ты страшно страдал? я причинила тебе боль? давай поговорим об этом!

В случае с Катей это выглядит так. Катя увлеченно играет с Лизой и Яном в привидения («это не ты привидение, это я привидение, а ну дай сюда мою наволочку!»). Минут через десять, проносясь мимо меня со свистом в наволочке, она высовывает голову и патетично говорит:

— Я скучаю по маме!

— Ты скучаешь по маме, — отвечаю я, потому что я передовой педагог и умею контейнировать чувства, см.выше. — Конечно, ты можешь скучать по маме.

— Очень скучаю! — подтверждает Катя.

Затем она надевает наволочку и мчится дальше пугать Лизу с Яном, потому что она самое страшное привидение. Почти как призрак чувства материнской вины, только в наволочке и днем.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.