60% людей не работают по специальности
В отличие от большинства из вас я родился в другой стране. В этой стране была стабильность и многие знали с детства свой жизненный путь. Садик, школа, институт. Работа по распределению, пенсия. Жизнь людей была примерно одинакова. 90% молодых людей, которые закончили университеты в то время, работали по специальности. Что изменилось?
60% людей сейчас работают не по специальности. Вы можете даже рассчитаться на первый, второй, третий. И первые двое наверняка сменят профессию. А может быть, даже не одну.
Я сам когда-то стал работать по специальности. После окончания медицинского института был врачом анестезиологом-реаниматологом. Но в 90-е годы жизнь круто изменилась. И я попал в эти самые 60%. Я сменил несколько профессий. Работал продавцом компьютерной техники, руководителем супермаркета, директором оптовой компании, управляющим ресторана, управляющим филиала «Евросети» в Приморье. И сейчас работаю в образовательной сфере — Дальневосточном федеральном университете.
Мир менялся, и моя жизнь менялась вместе с ним. И в какой-то момент я осознал, что мне не хватает навыков для жизни в этом изменившемся мире.
Я начал изучать эти навыки и понял, что им можно учить еще в школе. Но нам не давали эти навыки в школе и в институте. Этим навыкам не учат там и сейчас.
Чему не научат в школе
Что это за навыки? Чтобы понять это, посмотрим, в каком мире мы живем.
Может быть, вы слышали такое определение современного мира — VUCA-мир? Это означает нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный. В этом мире беспилотные автомобили скоро заменят, упразднят такую профессию, как водитель. Дроны смогут заменить людей на доставке почты. Солнечная энергетика развивается так быстро, что когда-то вытеснит традиционную нефтяную. А роботы уже меняют людей там, где, казалось бы, им нет замены. Например, в этом году в Сбербанке робот-юрист заменит на рутинных операциях три тысячи реальных юристов. Просто вдумайтесь. Это — развитие технологий.
А еще на мир можно посмотреть с точки зрения конкуренции. Например, возьмем Индию. Там сейчас 1,3 миллиарда человек. В большинстве штатов нищета. Многие стремятся попасть в Бангалор. Это такая индийская Силиконовая долина. Продвинутые родители, а таких довольно много, понимают, что образование — это единственный шанс для их детей, и нанимают репетиторов детям с раннего детства для подготовки к вузу.
Я был удивлен, когда услышал от своего знакомого из США, что конкурс в Бангалорский технический университет составляет от 500 до 1000 человек на место. Тысяча! Сравните с конкурсами в российские вузы. Кроме этого, в Индии привыкли платить за обучение и многие свободно говорят на английском языке. Вам понятно, в чем проблема?
Что делать, если исчезла твоя профессия
Один из аспектов неопределенного, сложного, неоднозначного мира — это огромная глобальная конкуренция. И в будущем она будет только расти. Свободных ниш практически нет. Если они появляются, тут же заполняются новыми игроками на рынке. Новые ниши, новые игроки. А откуда они берутся?
Например, человек получил образование инженера, юриста, врача, переводчика или преподавателя.
Он может уйти в продажи, может открыть свой бизнес, свое дело. Он может изобрести что-то совершенно новое, что никак не связано с его первой специальностью. Что помогает ему меняться и быть успешным?
Если выбранная вами профессия в будущем исчезнет, то что поможет вам?
В 2016 году состоялся всемирный экономический форум в Давосе. На нем были названы 10 навыков, которые будут востребованы через пять лет.
- Комплексное многоуровневое решение проблем. Способность разбираться с причиной, а не со следствием.
- Критическое мышление. Способность подвергать сомнению любую поступающую информацию. И в том числе свои собственные убеждения.
- Креативность. Способность видеть то, чего еще нет. Когда скульптора Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, он ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его».
- Умение управлять людьми. Это способность так повлиять на человека, чтобы он сделал то, что мы от него ожидаем.
- Взаимодействие с людьми. Это умение коммуницировать с отдельным человеком или с большим количеством людей.
- Эмоциональный интеллект. Способность понимать эмоции, намерения, мотивацию других людей и свои собственные. Управлять ими.
- Формирование собственного мнения и принятие решения. Это умение брать на себя ответственность и принимать решение.
- Умение вести переговоры. Это умение договариваться, быть убедительным.
- Гибкость ума. Это способность быстро переключаться с одной мысли на другую. И обдумывать несколько вещей одновременно.
- Клиентоориентированность. Умение слушать и слышать людей.
Сервис в России иногда можно описать таким анекдотом. Одна дама спросила другую: «А где вы взяли такую косметику?» — «Да вон в том магазине». — «А народу много?» — «Да нет никого, даже консультант куда-то вышел».
Это про сервис. Это одно из суперважных качеств в нашем мире — умение разговаривать с клиентами.
Половина этих навыков связана с умением общаться с людьми, договариваться с ними, управлять ими, понимать их и служить им. Другая половина связана со способностями мозга.
Так что если не знаете, что изучать, — изучайте людей и их потребности. А также тренируйте свой мозг для решения сложных когнитивных задач. Это поможет вам в будущем и придаст очень сильную конкурентоспособность.
Изучите себя
Как понять, как развиты эти навыки у вас. С помощью простых действий, которые вы можете сделать в ближайшее время. Изучите себя. Посмотрите на себя со стороны. Напишите свои сильные и слабые стороны. Ответьте на вопросы: «Кто я? Какой я? Каким меня видят другие люди?»
Запишите эти ответы.
Напишите, что вам нравится делать, чему вы хотите научиться, что вы умеете делать, и то, за что платят деньги.
Напишите, каким вы хотите быть. Максимально подробно. Напишите, в какой вуз хотите поступить, когда закончите, кем закончите, кем станете работать, сколько будете зарабатывать в 20 лет, в 30, в 40, в 50. Составьте максимально подробный план своей жизни. Кто вы в этой жизни? Исходя из того, кто вы есть сейчас и каким вы хотите быть, составьте свою личную стратегию развития.
Напишите, что вам нужно прокачать, какие навыки изучить. Это могут быть эти 10 навыков, про которые я вам сказал. Это может быть логика, которой не учат в школе. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Иностранные языки. Как обязательный — английский. Может быть, какой-то второй язык. Напишите, что нужно конкретно вам. Напишите, где вы будете это брать. Это могут быть конкретные книги, образовательные сайты, школы при университетах, частные школы, кружки, секции.
Напишите, к какому сроку вы планируете получить тот или иной навык. Составьте план своего развития, поставьте себе цели. И отметьте, кто может вам помочь.
Это могут быть родители, друзья, учителя, преподаватели, репетиторы, эксперты в какой-то области, просто знакомые.
Может быть, у вас есть кто-то, на кого вы хотите быть похожим. Что он сделал, чтобы стать тем, кем он стал? И когда вы составите план своего развития — действуйте.
Не ждите. Учитесь помимо школы.
Сейчас вы можете спросить: «А надо ли учиться специальностям, если мы овладели этими специальными навыками?» Конечно же, да. Если вы хотите стать экспертом в какой-то области и дорого продавать свое время в будущем, вам надо будет изучать специальные знания в каждой из выбранной вами профессий. В том числе и в новых профессиях. Лучше всего концепцию постоянного обучения выразил писатель-футурист Элвин Тоффлер. Он сказал: «В будущем XXI веке безграмотными будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Поэтому будьте грамотными. Будьте вечными студентами, учитесь всю жизнь.
Фото: pexels.com