Евангельские группы: это все протестантизм?
Фото: tatmitropolia.ru
Фото: tatmitropolia.ru

Можно ли православным собираться вместе для изучения Библии, или этим занимаются только сектанты? Татьяна Зайцева знакомит со святоотеческим взглядом на этот вопрос.

Евангельские группы или, иначе, библейские кружки, становятся все более распространенным явлением в нашей Церкви. Неудивительно, ведь сам Патриарх Кирилл неоднократно говорил, что очень важно размышлять над Писанием вместе. Однако, часто, когда люди впервые сталкиваются с чтением и обсуждением Священного Писания в группах, у них в сознании загорается тревожный сигнал: «Это всё протестантизм!».

Строго говоря, это совершенно логично. Группы чтения Священного Писания нетрадиционны для нашей Церкви, к святоотеческим толкованиям на этих группах обращаются не в самую первую очередь, а самое крайнее течение (к которому относятся далеко не все сторонники подобных групп) даже категорически запрещает обращаться к Святым Отцам. Кроме того, очевидно, что группы эти зародились не в недрах православной Церкви, а пришли к нам из протестантских кругов. И это именно протестанты акцентируют внимание на Писании, цитируют его наизусть и стремятся все основать на нем.

Да, всё это так. Но неужели православный человек, укорененный в вере, действительно немедленно впадает в ересь и превращается в протестанта, как только начинает размышлять над Священным Писанием в одиночку или в компании? Неужели православные не могут наполнить западную форму своим содержанием? И действительно ли это православно — бояться Священного Писания, не знать его, не любить его?

Обратимся за ответом к Священному Преданию.

Необходимость чтения Священного Писания

Во-первых, надо сказать о том, что само по себе чтение Писания и размышление над ним вполне православное занятие. Святые отцы занимались этим задолго до появления протестантов. Преподобный Серафим Саровский перечитывал Новый Завет каждую неделю. Святитель Иоанн Златоуст рано обратился к чтению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Как только святитель Григорий Богослов выучился читать, ему было подарено Священное Писание и именно, из Священного Писания он впоследствии приводил доказательства Божественности Христа и Святого Духа.

Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних отцов, знал Евангелие наизусть и к тому же призывал и своих учеников. Святитель Тихон Задонский знал наизусть почти весь Новый Завет и требовал этого знания от священников своей епархии, потому что священники — служители Нового Завета.

Но то святые отцы, священники и монахи. Это люди, которые больше понимают в духовной жизни, которые выбрали особый путь и всю свою жизнь связали с Богом. Но не опасно ли читать Священное Писание мирянам? Могут ли миряне правильно понимать его? Святитель Иоанн Златоуст ответит на это нам: «От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачевство».

Святитель Тихон Задонский считал необходимым чтение Священного Писания для каждого, кто хочет иметь истинную и живую веру, а мнение, что Писание могут читать только священники, считает кознями дьявола: «Всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, и ее до конца хранить, и так спастись, необходимо прилежное чтение или слушание Слова Божия. Погрешают те, которые считают и учат, что Священное Писание не должны читать люди простые, а только иереи и прочие освященные лица. И точно, мнение это есть вымысел и кознь дьявола, который отводит от этого душеполезного чтения людей, чтобы, не читая Священное Писание, истинной и живой веры не имели и так бы не спаслись».

По сути, участники евангельских групп, читая Писание, исполняют заветы святых отцов.

Размышление над Священным Писанием

Однако, известно также, что святые отцы часто говорят, что не надо дерзать толковать Писание по собственному разумению. Например, святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2 Пет. 1, 21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?»

Также и 19 правило Трулльского Собора говорит: «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго».

Казалось бы, все понятно. Нельзя толковать Священное Писание иначе, чем по Отцам, т. е. нельзя над ним размышлять, а тем более вслух, в присутствии других людей. Те евангельские группы, где участники имеют наглость что-то говорить от себя, а не просто цитируют или пересказывают святоотеческие творения, нужно разогнать как еретические.

Логично. Но что тогда делать со святоотеческими высказываниями такого плана: «Когда читаешь Божественное Писание, то не имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово» (прп. Никодим Святогорец).

Или такого: «Если скажут тебе, что стремление к совершенству есть мечтательство, что любовь к мудрости есть дерзкое мудрование, что размышление о вере, поучение в законе Божием, чтение слова Божия или не нужно, или опасно: вслушайся внимательно, походит ли это на глас Ангельский, на учение духовное, на проповедь небесную? Сличи с сим истинный и чистый глас пророческий: блажен муж, егоже воля в законе Господни и в законе Его поучится день и нощь (Пс 1,2). Сличи с сим учение Божественного Учителя: испытайте писания (Ин 5,39). Сличи с сим внушение Апостола: слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех (Кол 3,16)» (святитель Филарет Московский).

«Прочтите страницу внимательно, проникните в ее смысл; не довольствуйтесь тем, чтобы пробежать слова быстро и поверхностно, но прочувствуйте их всем разумом и сложите их смысл в сердце своем; затем подумайте над тем, что прочли, поразмышляйте, и тогда к вам придет ревностное усердие». Св. Феолепт Филадельфийский. Можно привести еще много цитат, где говорится о необходимости размышлять над Священным Писанием, но я ограничусь советом святителя Кирилла Иерусалимского: «И мне, епископу Церкви, ты не должен верить, если я не приведу тебе основания для своего учения из Слова Божия».

Итак, святые отцы противоречат друг другу? Одни говорят, что нельзя самому толковать Писание, другие призывают к размышлению и проверке на соответствие Писанию их собственных слов. Первые православные, а вторые еретики. А, возможно, наоборот: вторые православные, первые еретики? А может быть, это просто разные вещи и самостоятельные размышления над Писанием вполне возможны в «пределах, положенных святыми отцами»? Думается, что святые отцы говорили не разное, а о разном. Святитель Феофан Затворник различает толкование и размышление: «На Евангелия не толкование надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его Божества».

В чем же разница? Цель толкования — объяснить что-то другим. Цель размышления — уяснить что-то для себя. Толкующий учит, размышляющий научается. К слову сказать, обычно на евангельских группах запрещено поучать других участников. Это часто смущает, но это именно та мера, которая помогает участникам держаться в рамках размышления над Писанием и применения его к себе, а не к другим, по слову прп. Марка Подвижника. Если человек не размышляет сам над чем то, то он это, как правило, не усваивает.

Соответственно, и церковный опыт знает разные формы изучения Писания. Первая — слушание наставника, который поучает паству. И вторая — самостоятельное чтение Писания для возрастания в вере и личном благочестии, для борьбы со страстями, для постоянного поучения в Слове Божием. К такому самостоятельному чтению Писания призывает св. Ефрем Сирин, прп. Феофан Затворник, свт. Иоанн Златоуст, свт. Филарет Московский, св. Фиолепт Филадельфийский и многие другие.

Дают они и наставления, как это делать: помолиться перед чтением и попросить Бога открыть смысл Своего Слова; читать медленно и вдумчиво, размышлять над прочитанным; если какое-то место непонятно — ни в коем случае не сомневаться в написанном, т. е. не ставить себя выше Писания, — а смиренно исповедовать свое непонимание и перечитать отрывок несколько раз, если же и в этом случае место останется непонятным, то либо искать того, кто может его объяснить, либо продолжать читать — возможно, его смысл станет яснее спустя какое-то время; прочитанное же и понятое надо исполнять. Каждое из этих положений можно подтвердить святоотеческой цитатой, которых здесь не привожу, потому что их очень много и вообще эти рекомендации достойны отдельной статьи.

Разные типы евангельских групп

Соответственно, и группы могут быть двух типов. Первый тип — ориентирован на обучение. У него могут быть разные формы: это может быть лекция священника с последующими вопросами и ответами, это может быть семинарское занятие, когда каждый ищет святоотеческие комментарии к одному из стихов, а потом пересказывает, это может быть поиск в отрывке непонятных мест и вопрошание о них священника, и т. п. Вариантов тут может быть много, но суть у них одна — участники что-то усваивают из Писания не с помощью личных молитвенных размышлений после обращения к Богу с молитвой о вразумлении, а исключительно с помощью чьих-либо объяснений, что понимать данный отрывок надо так-то и так-то. Этот тип группы обычно не вызывает вопросов.

Второй тип — как раз тот, который обычно вызывает недоумение — ориентирован на личную встречу с Богом через его Слово и изменение благодаря этому себя и своей жизни. Раньше это происходило в основном в одиночку, сейчас это происходит еще и в группах. Этот второй тип групп нужен в том числе и для того, чтобы люди учились подходить к словам Священного Писания лично. Лично — не значит толкуя его слова «от ветра головы своея», а относя их к себе.

Традиция подобного медленного, молитвенного, вдумчивого чтения Писания сейчас практически утеряна, и многие благочестивые православные люди, читавшие Писание и до прихода на группы, свидетельствуют, что не были знакомы с подобным чтением, пробегали Писание глазами и не задумывались особо о том, что в нем написано. И даже чтение толкований не давало им того, что дают группы.

Евангельские группы второго типа позволяют в течение полутора-двух часов размышлять над 10-ю стихами, над 5-ю стихами, над одним стихом Писания, дают возможность посмотреть на них с разных сторон, «обчувствовать» их, как говорит свт. Феофан Затворник, после чего эти слова запечатлеваются в сердце и памяти участников. И здесь слишком поспешное введение святоотеческих толкований, особенно аллегорических, может способствовать тому, что участники останутся на чисто рациональном уровне понимания Писания, не связав его со своим опытом, не дав возможность Писанию, Слову Божию, повлиять на себя.

Произвольно, как протестанты?

Но все-таки, где гарантия, что во время подобных встреч у людей будет происходить именно встреча с Богом, а не впадение в прелесть? Ведь протестанты тоже претендуют на то, что общаются с Богом через Писание, а между тем понимают Библию кто как хочет? На самом деле, то, что протестанты понимают Библию, как им хочется, не будучи ограничены никаким внешним авторитетом — иллюзия, в которой пребывают часто сами протестанты.

У каждой протестантской деноминации есть своя традиция понимания Библии, свои любимые библейские стихи, на которых они основывают свое учение, и стихи, на которые они не обращают внимания. Не может стать харизматом человек, который не согласен с тем, что всякий рожденный от Духа Святого должен говорить языками, равно как и адвентистом седьмого дня не может стать тот, кто не готов соблюдать субботу. А всякий становящийся харизматом и адвентистом твердо знает, каково библейское основание этого учения. Помимо того, что каждый протестант, как правило, проходит научение вере перед крещением и принимает веру именно этой деноминации, он постоянно слышит проповеди в рамках именно этой веры.

Проповеди произносят пасторы, которые закончили какую-либо протестантскую семинарию и там они тоже не толковали Библию, как им хочется, а знакомились с ней в рамках определенного богословия. Соответственно, если участники группы участвуют в церковной жизни, прошли катехизацию, сами читают святых отцов, слушают проповеди, участвуют в Таинствах, то им будет сложно выйти за пределы, положенные Отцами. Если же это люди совершенно новоначальные и все происходит абсолютно стихийно, то это и правда опасно. Но для того у групп и существует ведущий, чтобы совершенно стихийно ничего никогда не происходило. Всегда есть выбор отрывка, который обсуждается, слова о том, что мы читаем Слово Божие, молитва к Богу о вразумлении, вопросы, подготовленные ведущим…

Многое зависит и от цели участников, от их настроя. «При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину…. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Если человек готов искать Истину и отказываться ради Нее от привычного ему взгляда на мир, если он готов подчинять свою волю Божьей воле, познанной через Писание, «читать Евангелие делами», если он благоговеен и стремится в первую очередь понять и лишь потом — пояснить-то при чтении Писания он все больше будет входить в Предание Церкви и его духовный опыт будет углубляться. Такого человека будет вести к Богу и Истине и размышление над Писанием, и чтение Святых Отцов, и природа, и наука, и искусство, и обстоятельства жизни.

Примером тут может служить целая группа протестантов, которая перешла в Православие в конце 80-х годов XX-го века. Эти люди пытались понять учение Писания о Церкви и поняли, что самая библейская Церковь — это Православная Церковь. Если же человек не готов менять свои взгляды и свое поведение в соответствии с волей Божьей, то ему не помогут ни Святые Отцы, ни Священное Писание, ни Таинства, ни чудеса и знамения. И конечно, на группе вполне могут в случае необходимости зачитываться толкования, главное, чтобы они органично вписывались в атмосферу совместного размышления. В разных группах эту задачу решают по-разному и тут есть простор для творчества.

Необычная форма

Но, допустим, мы можем понимать Писание и размышлять над ним — наше Предание говорит о том, что это даже нужно делать. Но сама форма малой группы — не традиционная церковная форма и уже этим она подозрительна. Да и зачем размышлять над Писанием в группе, когда можно это делать в одиночку?

Исторический опыт Православия говорит, что мы вполне можем заимствовать формы благочестия у еретиков и делать их неотъемлемой частью нашей церковности. Такая характерная для Православия форма проявления веры, как крестный ход, изначально зародилась у еретиков ариан и только после этого была воспринята православными. Тот вид поста, который знаком нам сегодня — длительное воздержание от определенных видов пищи — был неизвестен ранней Церкви. Он появился только в конце II — начале III века у еретиков монтанистов и православные боролись против этих постов, потому что они не соответствовали традиции.

Молитвословы появились на Руси не раньше 17 века и предшественниками их были католические сборники молитв. Ёлка, рождественская ёлка пришла к нам с Запада, из лютеранской Германии и еще в середине XIX века православные священники называли ее «бесовским действом», «языческим обычаем» и пеняли ей на западное происхождение. Духовники на исповеди отлучали от исповеди и Причастия людей, устанавливающих елку в своих домах. Но уже к XX веку она и в России стала символом Рождества и после революции ее запретили как «буржуазный пережиток», хотя было очевидно, что это одна из форм борьбы с христианством.

Т. е. опыт Церкви показывает нам, что Церковь никогда не смотрела на форму, но всегда могла в случае необходимости взять нецерковную форму и наполнить ее церковным содержанием. Именно это происходит сейчас с евангельскими группами.

Вообще же, в современном атомизированном обществе очень сильна потребность именно в такой форме, как малая группа. Эта форма позволяет людям познакомиться и сблизиться. Кроме того, евангельская малая группа позволяет строить знакомство и общение вокруг того, что является наиболее важным для каждого православного человека — вокруг Христа и Евангелия. Если мы говорим о молодежи, то для нее важной ценностью является общение, и евангельская группа отвечает и на этот запрос.

Общение, общинность — это то, без чего очень трудно реализовать наше христианское призвание — и при этом то, чего часто не хватает в наших приходах. Евангельская группа может способствовать решению и этой проблемы. Когда люди делятся на группе своим опытом и видят, как Евангелие преломляется в жизни других людей, нарастает понимание того, что люди рядом — твои братья и сестры, у которых есть свои личные отношения с Богом. Опыт других людей, их взгляд на Писание, обогащает участников и расширяет их опыт.

Живое общение помогает найти ответы на вопросы, которые не удалось разрешить в одиночку и с помощью толкований. Т. е. чтение Писания в группе и совместное размышление над ним дает нам дополнительные возможности по реализации нашего христианского призвания и бытия в этом мире. Чтение Писания на группе и размышление над ним в одиночку — не взаимозаменяемые, а взаимодополняющие способы чтения Слово Божия. Так же взаимно дополняют друг друга и личные размышления, и чтение святоотеческих толкований.

В общем то, настоящая проблема заключается не в том, что православные люди начинают читать вместе Библию, молятся о том, чтобы Бог их просветил, и ищут в ней «хлеб насущный» — слово, которое лично им говорит Бог о том, как им жить с Ним и в Нем. Именно это и учат Святые Отцы. Настоящая проблема заключается в том, что у нас практически нигде нет нормальной, длительной, основанной на Священном Писании, катехизации.

В том, что у нас мало где учат читать Писание так, чтобы через него вступать в общение с Богом. В том, что у нас нет пособий по самостоятельному изучению Писания, в том, что у нас нет православных библейских учебных заведений, где учили бы и православно понимать Писание, и применять его к своей жизни. Настоящая проблема заключается в том, что православные христиане зачастую не знают, во что они верят и тем более не могут основать это на Писании (поэтому, встречаясь с теми же харизматами, баптистами, иеговистами, они не могут ничего им противопоставить и уходят из Церкви к ним). Настоящая проблема заключается в том, что православное духовное образование очень мало связано со Священным Писанием и в основном православные люди, которые любят и знают Библию — это бывшие протестанты.

Но если любовь к Библии, знание Библии, основание всего на Библии, поиск в Библии воли Божьей — это протестантские качество, то Святые Отцы были сплошь протестантами, потому что они Библию любили, знали и основывали всё на ней. Они знали, что именно чтение Писания и любовь к нему может предохранить нас от ересей, от незнания собственной веры и научить нас жить по воле Божьей. Жизнь и Библия были для них нераздельны, и для многих из них ссылаться по любому вопросу на Библию было также естественно, как дышать.

Значит, православный человек вполне может оставаться православным и даже становиться более православным, если он размышляет над Писанием, не выходя за догматические рамки, определенные Святыми Отцами, если он научен читать Писание православно, с молитвой, если он остается учеником, а не становится учителем. И мы видим, что в истории Церкви неоднократно нецерковные формы становились церковными, а значит, это может произойти и уже происходит и с такой формой, как малая группа по чтению Библии.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.