В издательстве «Никея» вышло в свет новое издание книги протоиерея Алексия Уминского «Тайна примирения».
14 марта в 19:00 в культурном центре «Покровские ворота» состоится встреча с протоиереем Алексеем Уминским, посвященная таинству покаяния, примирению и книге «Тайна примирения». Предлагаем вниманию читателей главу из книги.
Евангельский сын
Евангельский сын уходит из дома только один раз. И возвращается он к отцу в дом тоже один раз. А я все время бегаю из дома и вокруг него. Не умею ни жить в нем, ни пасти свиней вдали от него.
Архиепископ Иоанн (Шаховский)
Можно порадоваться разрешению тяжелой ситуации в известной притче о блудном сыне: все было так плохо, а стало хорошо. Все кончилось хорошо, потому что отец очень любит своего сына. Сын все расточил, а отец его все равно принял (см.: Лк. 15; 11–32).
Но не каждый, кто вот так уходит от Бога, бездумно расточая Его дары, возвращается. Кто-то навсегда остается есть свиную пищу, которая, к величайшему сожалению, многих устраивает. Сын не мог с этим примириться, не мог насыщаться свиными рожками, а кто-то вполне может ими питаться, вполне может копошиться в свином месиве, так что иногда не разберешь, где свиньи, а где люди.
Что такое эта «чужая страна», о которой говорится в притче? Это не блудилища, не какие-то страшные притоны разврата, это наш привычный мир, оставшийся без Бога, положивший законом своей жизни совсем другое: он жаждет другого, питается другим и кормит своих чад не тем, что нам подает Господь, не тем, что приводит в жизнь вечную, а тем, что едят свиньи. И для многих христиан этот мир стал своим, не чужим. В Евангелии о нем сказано, как о стране далекой, стране чужой. Мир — чужбина, а Отечество — Царствие Небесное. Отечество — это Церковь, это мир Христов, это закон Божий, — вот что такое Отечество наше, где Господь царствует, изгоняя из нас всякое самолюбие, всякое желание что-то по-своему сделать, чтобы мы сумели принять то, что Господь нам дает.
Все мое, — говорит Он сыну, — твое (Лк. 15, 31). Каждому из нас говорит Господь эти слова, и каждый из нас поступает с его дарами по-своему. Старший сын поступает по-своему. И младший сын поступает по-своему. А мы говорим: «Дай нам мое, чтобы оно не было нашим, а стало только моим». Мир живет этим законом, чтобы твое было твоим, а мое моим: мои проблемы — моими, а твои — твоими; чтобы между людьми никогда не было никакого соединения. «Мое» — вот главное слово, пароль этого мира.
Если человек живет в таком мире, эта пища ему становится необходима и желанна, он может ею насыщаться, чувствовать себя при этом совершенно комфортно, на своем месте: расширять хранилища, умножать это мое и вытеснять из своей жизни все остальное. Конечно, это лишь иллюзия: насытиться этой пищей человек не может и всегда будет испытывать голод и жажду, но само чувство пожирания становится превалирующим.
К сожалению, не каждый сможет, очнувшись, встать и сказать: «Что же я, безумец, делаю, ведь в доме отца моего все наше».
Эта притча нам для того и дана, чтобы мы все-таки испугались очень простой вещи: что страна далекая — моя, этот мир чужой — мой, чтобы нам стало страшно, чтобы мы очнулись, как этот блудный сын, нашли в себе силы встать, возненавидеть эту свиную пищу, взглянуть на небо и сказать: «Отче, согрешили на небо и пред Тобою и недостойны называться Твоими детьми. Прими нас хотя бы в число Твоих наемников», — и начать свой путь к Богу, настоящий духовный труд, лишенный всякого саможаления, всякого, если хотите, утешения, для того только, чтобы мы смогли, подобно евангельскому сыну, воспрянуть и вернуться к Богу.
Умри для всего, что имеешь у себя, потом живи во Мне; изыди из ветхого мира страстей и потом вступи в новый мир духа <…>
Ветхому человеку невозможно ходить путем Христовым.
Прп. Исаак Сирин
Мы должны очень хорошо понимать, с чем связано наше состояние, в чем заключается наша двойственность: в том, что мы путь не тот выбрали и идем совершенно в другую сторону, удаляясь от Христа, или же мы идем ко Христу, но ветхий человек заставляет нас быть прежними, постоянно забываться иобманывать Христа.
Да, мы постоянно обманываем Христа. Мы постоянно хотим свернуть с этого пути, то и дело хотим не того, чего пожелали с самого начала. Мы пожелали сначала одного, а потом постоянно желаем совсем другого. Это вопрос духовной борьбы. Это вопрос искренности и понимания того, что же все-таки мы выбрали. Это вопрос нашей изначальной верности.
Если человек в какой-то момент понимает, что он просто банально не верен Богу, то он может разобраться, кто в нем неверен. И если неверен ветхий человек, то бояться этого не надо, потому что весь путь человека ко Христу – это постепенное умирание ветхого человека.
Наша христианская жизнь, к величайшему сожалению, состоит из настроений и порывов. Когда что-то с нами случается, и мы вдруг делаем нечто хорошее, то так собой становимся довольны и горды, и этот порыв настолько нас вдохновляет, что потом на очень долгое время мы отходим от Бога, остаемся без Него до следующего раза, до тех пор, пока что-нибудь еще с нами случится.
Таким образом не стяжать благодати. Таким образом стать христианином нельзя, потому что христианин призван оставаться христианином всегда, каждое мгновение своей жизни. Именно этому учит нас Евангелие, когда говорит, что верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10), что не доверяется большое тому, кто не может быть верен в малом.
Приходят люди на исповедь и каются в одних и те же грехах, и отходят неисцеленные. Казалось бы, разве благодать нам не подается в Таинстве Покаяния? Нам подается благодать, величайшая благодать, которая может из нас сделать святых. А мы не умеем принять эту благодать. А мы отходим такими же, какими и пришли, теряем ее по самой простой причине, – мы не верны Богу. Мы не способны ему быть верными всегда, служить каждый день, всегда быть одними и теми же. Мы очень переменчивые люди. Мы не очень верим, что Господь спасет нас, если мы возложим на Него все наше упование. Каждый раз, когда дело доходит до главного, мы отворачиваемся от Христа.
Это и есть тема для исповеди: что нам мешает быть со Христом. Когда человек готовится к исповеди, ему по большому счету надо задать себе только один единственный вопрос, но задать его всерьез: «Что мне мешает быть со Христом? Кто мне сейчас мешает быть со Христом?» И в этот момент ветхий человек себя покажет. Настоящий смысл Таинства Покаяния состоит в том, чтобы мы могли этого ветхого человека в себе истребить. Каждый раз снова и снова уничтожать его на исповеди, исповедью попирать и побеждать, чтобы с каждой исповедью его сила истлевала и уничтожалась в каждом из нас.
В этом году издательство «Никея» вновь выпустило полюбившуюся многим книгу священника Алексия Уминского «Тайна примирения».
На страницах книги священник рассуждает о страхе греха и о лжи самому себе, о начале покаяния и безграничной милости Божией.
Книга содержит немало ценных практических советов: о частой исповеди и частом причащении, о недопустимости гипертрофированного «страха греха», наконец о том, что главное препятствие к подлинному покаянию — ложь самому себе.
Достоинством книги является то, что беседы протоиерея Алексия — живая речь, идущая от сердца; очевидно мастерство автора в области человеческого общения: мысли выражены ясно, четко, с исчерпывающей полнотой.
Читайте также:
Протоиерей Алексий Уминский: Литургия как центр жизни христианина