Евгений Ямбург: Мир изменился – образование меняется
В 2014 году в образовании произошло много серьёзных вещей, которые непрофессионалу незаметны.
Во-первых, началось реальное внедрение нового профессионального стандарта учителя. В него заложены новые очень серьёзные компетенции.
Мир поменялся – у нас немало детей с проблемами развития, нужно начинать учить больных детей, которые будут интегрироваться в систему инклюзивного образования. Очень много ребят, для которых русский неродной, и им нужно учить его как иностранный.
Внедрение нового стандарта, в свою очередь, повлекло за собой изменения в подготовке учителей. Поэтому параллельно начались изменения в системе высшего педагогического образования и в системе переподготовки кадров.
Сейчас открыто двадцать три пилотных проекта. Учителей надо подготовить, ибо нельзя требовать с учителя того, чему его никто не учил.
Идёт очень постепенная и очень сложная работа по началу переобучения учителей. Потому что нормальная реформа образования, как писал Ушинский, «невозможна иначе, чем через голову учителя». Хотя и на этом пути есть сейчас много проблем.
Меняется и очеловечивается Единый государственный экзамен. Буквально только что мне позвонил заместитель начальника Рособрнадзора и порадовал меня сообщением. В прошлом году в экспериментальном режиме мы в сто девятой гимназии принимали экзамен у больных детей, находящихся на длительном лечении в центре детской гематологии имени Димы Рогачёва и в РДКБ. Причём такие же проблемы есть и в Казани, и в Перми.
Сейчас подписан приказ – в восьмидесяти клиниках открыты пункты приёма экзаменов. Это очень существенная победа для тех детей, которые там лечатся.
В общем, идёт медленная незаметная работа для того, чтобы система образования менялась не на словах, а на деле.