Евхаристия Великого Четверга. Когда вечность входит во время (+аудио)
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы.

Беседа 13-я из цикла «Богослужения Великого Поста»

Великое и страшное действо

Великий Четверг. Некоторые ученые, богословы сомневаются, принял ли Иуда-предатель Пречистое Тело Господа Иисуса Христа, причастил ли его Господь? В каноне Великого Четверга прямо, недвусмысленно говорится: да, причастил.

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов

И это очень страшно! Это так страшно! В этом – свободная воля человека, который получил Пречистое Тело Господа Иисуса Христа в день Тайной Вечери и при этом не раскаялся, не переменил своих мыслей, а пошел и предал Господа. Как страшно и поучительно! И частое причащение без страха и без исповеди может к таким последствиям тоже привести. Будьте осторожны! Иуда был причащен, но пошел и предал Господа.

События Великого Четверга очень трудно понять, и я думаю, полного понимания этих событий у многих людей нет. Если уж законы физики и пространства единицы понимают. Единицы могут решить, именно единицы, не сойдя с ума, теорему Пуанкаре и другие пространственные задачи. И наш соотечественник в Петербурге, Григорий Перельман, ради ее решения ушел в затвор, и чем кончится его жизнь, я не знаю, но его предшественник, который решал задачу, сошел с ума и умер.

Следовательно, даже осознание пространства, осознание вселенной с трудом дается человеку, даже самому умному, самому великому математику трудно удержаться! Как же мы можем понять это великое и страшное действо, которое Господь свершил в день Великого Четверга?

Храним предания наших отцов

Закончилась служба утренняя, закончилась она пением эксапостилария:

«Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный,/ и одежды не имам, да вниду в онь:/ просвети одеяние души моея,/ Светодавче, и спаси мя».

На этом заканчивается пение этого светильна, который пелся вечером в воскресенье, понедельник и вторник, в среду вечером он поется в последний раз. Как много о Чертоге, целых, можно сказать, четыре дня о Чертоге. Но теперь уже кончилось песнопение, завершилась вдохновенная молитва о просвещении души, и теперь идет Таинство, страшное великое Таинство.

Утром в Великий Четверг служатся Часы, на которых читаются очень интересные паремии. Да и всё, что связано с богослужением Великого Четверга, интересно.

Служится вечерня… Вечерня… Иные скажут: «У вас, у православных, всё наоборот: утреня у вас вечером, а вечерня у вас – утром. Мы не понимаем, и мы протестуем». Надо не любить Церковь Божию, чтобы так протестовать. Одно с другим связывается в одном веке, в другом, потом что-то меняется, что-то переставляется. Но всё органично и живо, идет непосредственно от самой глубокой древности.

Это не выдумки и не хитрость, а некоторое постоянное желание удержаться в равновесии и не утерять прежнего богослужения и прежней силы благодатной, которая имеется в богослужении.

Да, в глубокой древности, и я даже могу сказать, почти тысячу лет подряд литургия Великого Четверга служилась вечером после Вечерни. Потому что Тайная Вечеря происходила именно вечером. И воспоминание этой Вечери вечером и служилось. Но потом что-то произошло. «Подгнило что-то в Датском государстве…», и не только в Датском…

И преподобные Отцы того времени стали выравнивать накренившийся корабль и перевели эту службу всё-таки на день. Не на утро, а на день: чтобы служба заканчивалась после 12-ти часов дня.

Начинаются Часы, Изобразительны, и уже начинается Вечерня, только надо следить, чтобы она не заканчивалась раньше полудня. Мы можем углубиться в эту тему и долго-долго размышлять, почему это произошло, но все причины не откроем. Мы только знаем, что когда-то это произошло, и это произошло не случайно.

Мы благоговейно чтим наших святителей, преподобных отцов, которые жили уже во втором тысячелетии, и храним то, что они нам передали. Свято храним. И не хотим экспериментировать, как протестанты, которые говорят: «Вернемся в первый и второй век». Вернуться мы никогда не сможем. Время уже прошло, жизнь прошла.

И у святителей, и отцов преподобных ум был гораздо светлее и чище, а нам с вами, грешным, умом возвращаться некуда. Мы храним предания наших отцов и дедов с благоговением. И хотим и дальше ничего не потерять. И поэтому литургия Василия Великого служится в Великий Четверг и начинается с вечерни, во время которой звучат прекрасные стихи, а потом переходит уже в Литургию.

Лицом к лицу

Евангелие читается длинное. Отмечу, очень важное Евангелие. Но сначала идет чтение паремии, как Господь видел Моисея лицом к лицу на горе Синай. Вторая паремия из Книги Иова:

«Рече Господь Иову сквозе бурю и облаки: Кто сей скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце, Мене же ли мнится утаити?».

Эта паремия заканчивается удивительно, такими словами: «Слухом убо уха слышахом, – сказал Иов, – ныне же око мое видит Тя». Господь открыл Иову Себя и Свой образ. Как Моисею, лицом к Лицу, во мраке на горе Синай, так и Иову, вопрошающему и требующему ответа за несправедливость и страдания невинного. Господь открыл ему Себя.

Открыл. Итак, на Синае было явление Господа, Иову было явление Господа. Третья паремия – из книги пророка Исайи. Одна глава в книге Исаии повествует о страдании Господа. Как говорят, Исаия – это ветхозаветный евангелист, который рассказал о страдании Господа. Исаия так прекрасно, как очевидец, написал о всем, что произошло много позже.

И мы – после Синая, и Иова, и Исаии пророка – подходим куда? В храм, туда, где пространство сжимается. Мы присутствуем в храме, там, где больше Синая, больше Иова и исполнения слов Исаии пророка — там, где Престол Господень и Тайная Вечеря.

Когда время пронизывает пространство

Читается послание апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 11, 23–32): «Братие, я от Самого Господа принял то, что и вам передал» И апостол Павел приводит те же самые слова, что и у евангелистов – о том, как Христос благословил чашу, преломил Хлеб и дал Вино, установил Евхаристию.

И затем читается составное Евангелие от Матфея, Иоанна и Луки, как Господь велел приготовить трапезу, Тайную Вечерю, в горницу послал учеников, как они всё приготовили, как они пришли туда, и как Господь совершил эту Вечерю.

Интересная вещь: вот тут, казалось бы, можно было бы и остановиться. Великий Четверг – это Тайная Вечеря, мы вспоминаем Тайную Вечерю. И Господь освятил Хлеб и Чашу и дал ученикам. И на этом надо, казалось, и остановиться. Нет! Евангелие не заканчивается этим.

Сразу после идёт повествование о том, как Господь ушел молиться, как предатель Его предал, и как Его схватили, как арестовали, как повели Его, к Каиафе привели, и как Петр отказался, отрекся. И как советовались убить Христа, и как привели к понтийскому Пилату игемону. Зачем, спрашивается, нам вот такая подробность историческая? Ведь Господь Тайную Вечерю совершил – и хватит, надо остановиться. Вы что, не знаете, где точка? Нет!

Хочу обратить ваше внимание на то, что очень мало кто из людей понимает совершенно страшное и необъяснимое — не столкновение, не вхождение одно в другое, – а пронизывание одного времени и пространства другим.

Тайная Вечеря была совершена е д и н о ж д ы

Объясняю. Мы видим, как батюшка в алтаре Литургию служит, он так служил вчера, он так будет служить завтра, служить так он будет и через неделю, пока не помрет. То есть, каждое Воскресение и праздник у нас совершается Литургия, совершается служба. Как Господь две тысячи лет назад установил Тайную Вечерю, так она и свершается.

Пока существует наша вселенная, так и будет дальше совершаться. Но никто не задумывается над тем – это очень трудный для понимания факт, – Литургия, Тайная Вечеря была совершена единожды Господом Иисусом Христом. Она не повторяется! Она неповторима. Она единожды совершилась, и Своей Божественной волей Господь благоволил вне времени, совершенно в разном пространстве по всему лицу планеты Земля, в разных часовых поясах совершать не новую Литургию, не повторение Литургии, а ту же самую Тайную Вечерю, которую Господь единожды совершил.

Нападали на меня люди с линейным мышлением, мою публикацию в одном популярном журнале оспаривали, ставили вопросительные знаки и на меня кричали: «Батюшка, вы неправильно всё это говорите!»

Но я опираюсь на творения святых Отцов, на творение одного афонского подвижника и на высказывания святого апостола Павла. Вы скажете: «Отец Сергий, а что Вы нам об этом говорите?» Да я хочу, чтобы страх у вас был! Чтобы хоть немножко задумывались, как страшно стоять в храме!

Священник – образ Бога

Вот маленькие дети ближе всего понимают: «Ой, мама, смотри, вон там это Бог пошел», – это они про батюшку так говорят. Странно, в наше современное позитивистское время, линейное время ребенок смотрит насквозь. Он проникает, он понимает: он увидел образ. Не Самого Бога, а священника, носящего образ Господа.

И когда священник у алтаря говорит древнейшие страшные слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», – это слова именно Господа, это я не от себя говорю.

И эти слова совпадают со словами Господа. И не совершается другое действо, а точно то же самое. «Как?!», – вы скажете? Я отвечу: «А не знаю, как». Вот идет линейное время, оно вот длится-длится-длится-длится-длится… В наше линейное время каждого дня богослужения не входит Божественная Литургия.

ev3Она, Литургия, совершается вне суточного круга, вне нынешнего нашего времени. «Время сотворити Господеви, владыко, благослови», – начинается Литургия. И совершается страшное и странное.

Причем, очень опытный ум, Василий Великий, как-то пытался чуточку сгладить, он дал цитату: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое»».

Чтобы было понятно, что этот человек – священник или архиерей – он только цитирует слова… Почему только цитирует? Не только цитирует, он действительно воспроизводит слова Господа. Но не только он, в данном случае, исполняет страшное… Рука священника совпадает с рукой Господа, слова священника – с Его словами, сказанными тогда.

Онтологическое проникновение

Краткий пример: Киевская София, древняя мозаика, одна из самых древних, которая сохранилась на Руси. Господь причащает апостолов: берет Хлеб – Тело Своё – и дает апостолу Петру. Так и изображается в апсиде в сторону севера – здесь Господь дает Свое Тело апостолу Петру.

А на мозаике в южную сторону: Господь берет Чашу и причащает… знаете кого? Апостола Павла! Все опытные люди скажут: «Как? Его тогда не было на Вечери. Не было!!! Он еще не был верующим, он не присутствовал на Тайной Вечери. Причем тут Павел?!»

А вот это и есть онтологическое проникновение в суть таинства Евхаристии. С таким же успехом можно было бы продолжить и расширить эту мозаику и выложить на ней и всех наших прихожан – нас тоже не было тогда, но мы в Евхаристии той же самой участвуем, как не присутствующий тогда апостол Павел! Это ярко, четко и недвусмысленно. Это ни в коем случае не анахронизм и непонимание европейского ощущения времени. Нет, это сама суть! Литургия единожды совершилась навсегда, и мы в нее входим каждый раз.

Может, это для вас очень трудно, но это прибавит вам страха Божия!

Вечность входит в линейное время

И последнее, что о Великом Четверге хочу сказать. На Литургии, во время неё, преодолеваются категории времени. Вечность пренебрегает категорией линейного времени и пронизывает его насквозь. Вечность входит в контакт с движущимся линейным временем, преодолевает его и отдаёт себя стоящим на земле в парадоксальной полноте и неподвижности.

Обращаю ваше внимание на несоответствие линейного времени с вечным на самой Тайной вечере. Господь взял хлеб, преломил и сказал: «Возьмите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». А еще никто Его не ударял по Лицу и по всему Телу, не мучил Его, Он еще не вышел на страдания.

Он взял Чашу и говорит: «Возьмите, пейте из нее, Сия есть Кровь Моя за вас проливаемая во оставление грехов». А Он пролил кровь? Нет! А Его никто еще не пронзил и до крови не избивал. Следовательно, это не смещение во времени, а несоответствие времени вечного и линейного. Господь заранее это сделал. В этом, линейном пространстве жизни тогдашнего времени, Он заранее – вот эта нестыковка – заранее отдал Тело и Кровь Свою.

Вот почему мы читали такое Евангелие. Опытные отцы ни в коем случае не делают паузы между Тайной Вечерей и арестом, ведением на страдания. Оно продолжает события Вечери. Потому что, когда Господь сказал: «Возьмите, ядите, сие есть Тело Мое, а это есть Кровь Моя», а как это произошло? Так надо не разрывать ткань повествования и довести его до ареста – Христа арестовали в саду и повели к Понтию Пилату.

То есть, в этих словах Господом сказано всё, и то, что произошло дальше, что только потом тянулось во времени. Главное, что это Он сказал и сделал. Как это осуществилось? Вот так осуществилось. Не понимаете? Думали об этом? Ну внимательно посмотрите, как это осуществилось, и как сегодня в богослужении это совершается.

Подготовка текста: Прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова

По материалам аудиодиска «Богослужения Великого Поста. Беседы Протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе  марте 2011 года. 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.