Фарисеевы добродетели потщимся подражати и поревновати мытареву смирению, во обою ненавидяще безместное мнение и пагубу падений.
Канон недели о мытаре и фарисее
Интересно, почему в начале Постной триоди предлагается отказаться от поста? Предстоящая неделя – сплошная, без постных дней. Есть историческое объяснение – чтобы не быть похожим на армян, которые как раз постятся. Есть толкование – чтобы уподобиться мытарю, а не фарисею.
Историческое объяснение совершенно игнорирует сверхъестественную жизнь Церкви – в исторических реалиях не может не отражаться нечто большее, чем земная история. Толкование просто странное. Чем мы уподобляемся фарисею, отказываясь от поста? Мы должны смириться по причине отсутствия на этой неделе поста? Нам за это надо каяться? При этом отказываемся от поста мы по послушанию Церкви? Сами придумали себе проблему – сами и справляемся?
Мне представляется причина кроется глубже. Нам предлагается побыть как раз фарисеями – выполнить очередное уставное предписание, непривычное, но приятное. Христос на протяжение всего Евангельского повествования предъявляет фарисеям претензию не за исполнение заповедей, а за гордость – это известный факт. И что исполнение Закона как раз Он вполне одобрял – тоже известно. «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф., 23:3).
Есть одно маленькое «но». Закон стал другим, причем во всех отношениях. Сам Христос определил две заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. Церковь установила некоторые правила поведения и богослужения – можно сопоставить эти внешние требования с Законом Моисея, но они на много порядков проще. Их может исполнить любой мытарь: отказаться животной пищи, сделать несколько земных поклонов, добавить дополнительных молитв и красивых песнопений в храме (побольше бы таких «сложных» заповедей!). Каждый мытарь может попробовать себя в фарисействе – это вам не разделение тканей, чтобы, не дай Бог, лен и шерсть в одной тряпочке не оказались, не скрупулезное вычищение дома от дрожжей в канун Песаха, не строгие правила питания.
И вот парадоксальным образом оказывается, что наше нехитрое фарисейство, освобождая наши время и голову от бесконечных забот об исполнении закона, выпускает на волю нашего внутреннего мытаря. Мытарь, действительно, очень и очень грешен. Он не занимается никаким самокопанием, не выискивает в себе грехи мшелоимства и скверноприбытчества (кстати, что это?), он просто знает о своих проступках. Здесь себе в карман лишний сребреник у ближнего отнял, здесь просто нахамил, да и вообще, оккупантам служит, ну как не стыдно. Во время поста мы из себя все это вывернем наружу. Именно усталость от «диеты» вытащит из нас все самое дурное, кто-то станет раздражительным и гневливым, кто-то обидчивым и злопамятным – и не надо этого бояться. Мы просто узнаем свои слабые места и начнем их «прокачивать». Этому у нас будет целых сорок дней посвящено.
А сейчас мы будем к этому периоду готовиться. И первым делом мы поблагодарим Бога… да-да, именно за то, что мы можем побыть фарисеями. Только мы не будем сравнивать с другими «человеками», потому что в сущности ничем от них не отличаемся. Иногда мы делаем даже значительно меньше, чем они. Вегетарианец не ест мяса никогда, простой добрый человек, возможно вообще атеист, может отдать на лечение ребенка гораздо больше нашего, мусульманин молится по пять раз на дню. Так что гордиться нам совершенно нечем.
Внутри нас живут и сконцентрированный на внешнем фарисей, и сосредоточенный на внутреннем мытарь. Фарисей спокоен и самодостаточен, мытарь по-хорошему эмоционален и самокритичен. Важно, чтобы мытарь не победил фарисея – мытарь никого не хочет побеждать, он занят своим духовным миром – важно, чтобы он его уравновесил. Мы ничем не лучше других, мы такие, какие есть. Не наше дело сравнивать – и мытарь ведь не говорил: «Боже, сделай меня хорошим, как этот фарисей!» – наше дело жить, просить прощения за падения и благодарить за возможность не падать.
Вот об этом и вся предстоящая неделя. Фарисействуем без напряга, мытарствуем по необходимости.