Федор Викторович Кондратьев родился 17 февраля 1933 года в семье медиков. Его отец был терапевтом, мать — эпидемиологом. Детство будущего известного психиатра пришлось на военные годы. В 1951 году он поступил в 1-й Медицинский институт. Работал в Московской психиатрической больнице имени П.П. Кащенко, в 1951-2011 годах — главный научный сотрудник и руководитель Экспертного отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии.
Федор Кондратьев создал концепцию механизмов формирования общественно-опасных действий “синдром-личность-ситуация”. Участвовал в судебно-психиатрической экспертизе серийных убийц, давал заключение по делу об убийстве трех иноков Оптиной пустыни сатанистом в 1993 году. В сфере научных интересов профессора — вопросы религиозной и духовной безопасности, борьба с мошенническим использованием религиозного чувства в человеке.
Профессор Кондратьев — глубоко верующий человек. “Мы же душой человеческой занимаемся, как тут не думать о Боге?” — ответил он на вопрос журналиста о том, находит ли он как человек верующий понимание среди коллег.
Ровесники
В середине июля 44-го года в Москве объявили, что будут показывать пленных немцев, что их поведут по Садовому кольцу. Я пришел заранее, чтобы встать в ближайшем ряду. Колонны немцев сопровождали всадники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками наперевес. Сначала шли генералы, кто с потупленным в землю взглядом, кто с нагло-задиристым выражением лица, но все они были как-то отрешены от происходящего и никак не реагировали на народ. Надо сказать, что народ смотрел на них молча, никто их не проклинал и не оскорблял. Колонны были длинными, шли они долго. Потом среди пленных я все чаще стал замечать таких же молодых, как мой брат и приезжавшие с ним лейтенанты. Я осознал, что эти немцы — их ровесники, что и те и другие недавно ходили в школу, учили одну и ту же математику, географию, читали одни и те же книги: сказки Андерсена, приключения Жюля Верна и Майн Рида, играли по одним и тем же правилам в футбол и волейбол — но как все пошло по-разному! А ведь могли бы быть друзьями, вместе играть в тот же футбол или волейбол, а не стрелять друг в друга.
Эти размышления стали для меня первыми уроками о судьбах человеческих. Спустя много лет я рассказал об этом старшему двоюродному брату Вячеславу, который к тому времени уже написал свою повесть «Сашка». Там ведь тоже ровесники: наш красноармеец ведет на допрос пленного немецкого солдата, за время долгого пути становится все яснее, что они могли быть не врагами, а товарищами. Так или иначе, этот урок заставил меня много раз пересматривать в «Хронике» документальный фильм о марше пленных немцев по Москве, и я всегда «изучал» их лица. Урок есть урок, и хорошо, когда он наглядный.
Мама
Мой брат в 1945 году был на 1-м Белорусском фронте, он брал Берлин. Конечно, чувствовалось, что война кончается, и тем обиднее было за тех, кто погибал в это время. Мне уже исполнилось двенадцать лет, я начал подрабатывать. Я всегда стеснялся просить у мамы деньги на кино, на мороженое, на всякую интересную трофейную мелочевку, которую стали продавать в магазинах: я видел, как тяжело было маме «крутиться». У нас во дворе знали, что я «рукастый»: могу подключить дверной звонок, вставить замок, починить кран, исправить проводку. Конкурентов у меня не было, да и некому было конкурировать: война еще шла, а те, кто уже с нее вернулся, были инвалидами. Так вот, я стал зарабатывать и мог позволить себе ежедневно бегать в «Хронику». События развивались быстро, фронтовые сюжеты каждый раз были новыми. Зееловские высоты с мощными прожекторами на них, и вот, бои в Берлине. Когда они начались, со мной стала ходить мама: она знала, что брат в Берлине, и все надеялась его увидеть. Раз она даже закричала: «Володя, Володя! Ты видел?». Пришлось пересматривать этот фильм. Оказалось, не Володя. До самого Дня Победы мы с мамой ежедневно ходили в «Хронику» смотреть на уличные бои в Берлине…
Я с детства знал законы Моисея и заповеди Христа о почитании родителей и за годы войны понял, как это мудро и справедливо. Весь описываемый период до и во время войны я был с мамой (а ей всего было 40–45 лет) и я всегда «болел» за нее. На Рождественскую службу в январе 42-го года мы пошли в храм Илии Пророка (что у метро «Кропоткинская» в Обыденском переулке). Шли в полной темноте, снег тогда не убирали, были огромные сугробы, мама поскользнулась и упала на меня. Как она за меня испугалась! Но, думаю, я испугался за нее еще больше и считал невозможным пожаловаться на боль в ноге.
Словом, уроки войны научили меня осознанию того, что самое светлое и дорогое в жизни — это мать. С этим чувством я и пишу эти строки.
Благодарение Богу
И последний для меня урок Великой войны. Еще с довоенных времен мама ходила за моей бабушкой (ее матерью) в Староконюшенный переулок, чтобы проводить ее в церковь, и почти всегда брала меня с собой. Так я, наверное, лет с трех оказался прихожанином храма Илии Пророка. В один прекрасный день, слушая богослужение, я, шестилетний, стоял у открытого окна и любовался на стрижей-ласточек, стремительно летающих в ярко-голубом небе. И вот, когда хор запел Херувимскую песнь, я вдруг почувствовал то, что иным словом как «благодать» ни тогда, ни в последующие годы жизни определить оказалось невозможным. Спустя десятилетия, занимаясь как профессионал проблемами душевной и духовной жизни, я встретил такие обозначения этого переживания: «религиозное чувство», «чувство со-бытия с Богом». По сути, это чувство говорит о восстановлении («ре») связи («лигио») человека с его Творцом.
Благодаря этому чувству со-бытия всю последующую жизнь я никогда не был одинок, даже в реальном одиночестве. Спасибо маме!
Помню панику в церкви перед войной, когда подошло время сносить храм. Дело в том, что он располагался недалеко от Дворца Советов — символа победившего коммунизма, который строили на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Уже был возведен огромной высоты стальной каркас этого дворца. А к окончанию стройки по определению не могло быть рядом православного храма. Прихожане писали коллективные письма с просьбами сохранить храм, но, как я тогда понял, это было небезопасно. Говорили, что первых из числа подписавшихся арестовали. Казалось, все предопределено — святыня будет уничтожена…
Но на все воля Божия. Началась война, стройка символа победившего коммунизма прекратилась, и стальной каркас дворца начали разбирать — был нужен металл для нужд обороны Москвы. Храм покрыли светомаскировкой, и он сохранился. Это тоже чудо: вокруг храма, там, где теперь большой сквер и новые дома, все было уничтожено немецкими бомбами. Конечно, фашисты метили не в храм, а в Кремль, который совсем рядом, но промахивались, и к окончанию войны вокруг церкви стояли пустые огрызки прежних жилых домов. А в храм все больше стало приходить молящихся, в том числе и в военной форме.
Знаменательное событие для храма Илии Пророка произошло 15 июня 1944 года. По распоряжению Патриарха сюда из храма Воскресения в Сокольниках (в котором много лет хозяйничали обновленцы) была перенесена весьма почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». С тех пор настоятель храма Илии Пророка протоиерей Александр Толгский постоянно служил молебны перед этой иконой.
Прошло 70 лет, но я совершенно явственно вижу те чудесные преображения, которые происходили с людьми у иконы «Нечаянная Радость»: к ней (точнее, не к ней, иконе, а к Самой Деве Марии) подходили, все в слезах, матери и жены воинов Отечественной войны; а приложившись к святыне, отходили, озаренные надеждой и уверенностью в получении нечаянной радости.
Конечно, на меня это производило огромное впечатление и было самым главным уроком за всю войну.
В День Победы в храме, наверное, было больше военных, чем обычных прихожан. Я не видел разве что генералов, но пришли полковники, майоры и, конечно, масса рядовых и сержантов, все с орденами и медалями, а многие с нашивками на груди, свидетельствующими о полученных на фронте ранениях.
После благодарственного молебна многие сразу пошли на Красную площадь. Там было так же многолюдно, как в храме. Раздавались крики «Ура!», «Мы победили!», военных подхватывали и подбрасывали вверх, а потом обнимали и расцеловывали. А какой был восторг, когда начался салют!
Мы, москвичи, к концу войны уже стали привыкать к салютам, их бывало по нескольку за один вечер. Но такого салюта, как в тот день, я больше нигде и никогда не видел: по кругу, наверное, над Садовым кольцом, летали тихоходные самолеты (их видно не было — уже стемнело), и с них почти беспрерывно стреляли разноцветными ракетами. В небе над всеми нами создавался огромный, фантастически живой купол… И снова крики «Ура!», «С Победой!», объятия и поцелуи.
Конечно, я много раз в разных кинофильмах видел сцены ликования на Красной площади в День Победы, но мне кажется, что ни одному режиссеру не удалось воссоздать тот дух национальной гордости, который тогда объединил победителей со всем народом. Я этой мыслью поделился со своим братом, фронтовиком, военным писателем Вячеславом Кондратьевым, и он мне сказал, что такое глубинное духовное переживание не может быть во всей полноте воспроизведено никаким искусством.
И те случаи духовного преображения у иконы «Нечаянная Радость» в храме Илии Пророка, которые я сейчас вспоминаю, тоже не могут быть сыграны даже самыми великими артистами. Наглядные уроки силы духа ненавязчиво и естественно были восприняты моей душой.