В финале «Евровидения» «Бурановские бабушки»шестыми по счету выйдут на сцену. И дело даже не в том, выиграют они конкурс или нет. Как и чем старушки из удмуртской глубинки смогли покорить публику, причем не только в России, но и за её пределами? И какова может быть дальнейшая судьба проекта? Комментируют эксперты — Любовь Казарновская, Андрей Микита, Диана Гурцкая, Вячеслав Щуров.

Фанерная попса, самодеятельность и высокое искусство

Любовь Казарновская, оперная певица, Народная артистка России:

Люди устали от фанерной попсы, которая звучит повсюду, которая оглушает и набивает оскомину. Если посмотреть на телевизионную программу пятницы, субботы и воскресения, увидишь вечера юмора, ту бесконечную попсу уровня «ты да я, да мы с тобой». Причем исполнители — одни и те же лица, а общий уровень становится все ниже и ниже. И все вычурно, с дешевой претензией «на красоту».

И вдруг появляются «Бурановские бабушки», совершенно естественные, натуральные, без малейшего налета гламура. Со вставными золотыми зубами, либо с отсутствием зубов, в народных удмуртских нарядах, с естественностью и простотой во всем, что они делают.

Это действительно люди «от земли», которые не претендуют ни на что, а просто получают удовольствие от того, что они делают. И это удовольствие передается зрителю, слушателю.

Отсюда, из ностальгии по естественности, по отсутствию кривляния, по пению от души, без претензий и «ломания» на сцене, в том числе «ломания» стилистического, и сегодняшняя популярность бабушек.

Мне кажется, в них нет амбициозности. Эти бабушки, которые всю жизнь простояли у плиты, проработали в огородах, просто получили в старости себе подарок, заключающийся в том, что они имеют возможность выйти и показаться людям, спеть для них. Это же чудо, они пекут блины, угощают своими приготовлениями из печи всех желающих. Подобный элемент фольклора, натуральности очень может сработать на их успех.

Другой вопрос, смогут ли «Бурановские бабушки» и потом держать эту свалившуюся на них популярность? Не знаю. Думаю, что все-таки их сегодняшний успех — это такой одномоментный случай. Они, конечно, будут выступать какое-то время на концертах. Но все-таки в их выступлениях — элемент самодеятельности, а это узкая маленькая ниша. Все-таки самодеятельное искусство – это хорошо, но оно остается самодеятельным.

И стать ступенечкой на пути к формированию вкуса у публики самодеятельное искусство, пусть и искреннее, не может.

Искусство, которое пропагандирую я, высокое классическое искусство, требует для восприятия совершенно другого образования, другой подготовки. Она должна начинаться с самого детства, из семьи. Семья ненавязчиво, в мягкой форме должна формировать вкус маленького человека.

Народное искусство по сути своей рассчитано на вкус широкой массы. Хотя сегодня и оно переживает не лучшие времена. Сейчас у него небольшая аудитория, ее надо расширять, но она другая, чем аудитория классического искусства.

Воспитание людей, способных воспринимать классическое искусство, – сложный длительный процесс, требующий усилий.

Я очень надеюсь, что новый министр культуры как-то обратит на это внимание и изменит в позитивную сторону отношение общества к большой культуре. Ведь она формирует человека, заставляет его не делать подлости, сохранять честь и достоинство. То, что сейчас творится в этой области, – ужасно. Очень обидно, потому что Россия исторически – страна высокой культуры.

Новое развлечение для пресыщенного гламура

Андрей Микита, член Правления Союза московских композиторов, доцент Российской Академии Музыки имени Гнесиных, главный редактор сайта «Церковный композитор»:

Базовый поп-образ основного инстинкта: полуголые девицы в окружении мачо или, наоборот, мачо в окружении полуголых девиц – тысячи и тысячи из года в год. Также испробованы викинги, индейцы, эскимосы, пришельцы и монстры. Матрёшечная Россия тоже приелась.

И, о чудо! Таинственная лесная Удмуртия, нарядные старушки, настоящая дровяная печка! Не купленные в супермаркете, не заказанные у дизайнера… Они так живут! Вот и развлечение для пресыщенного гламура. Основная радость — всё что угодно мы втиснем наш формат: музыку гор, лесов, океанов и пустынь. Это и есть глобализация.

«Как это умилительно!» — восклицает продюсер и композитор Дробыш. Я вспомнил, как слушал «Подмосковные вечера» в исполнении китайской делегации. Очень было умилительно. Они правда нашли в этой мелодии какие-то близкие и ценные для себя интонации.

Вот в интонации всё и дело! Музыкальная интонация неразрывно связана с языком и культурой. Мне приходилось слышать мнение, что, к примеру, терция – она и в Африке терция. Нет! Терции в России и в Африке — совершенно разные! Потому что разная природа, разный язык и разные интонации этого языка.

Массовая культура пошла по пути разобщения трёх основных музыкальных компонентов: мелодии, гармонии и ритма. Например, в рэпе остался только ритм. Представьте себе яблоко — его форму, вкус и запах. Теперь два компонента убираем, но называем это по-прежнему яблоком. Поэтому и стало возможно смешать удмуртский язык и европесню Дробыша.

Положительный фактор я вижу только один: жажда людей по истинному, исконному, искреннему, настоящему стала заметна даже деятелям шоу-бизнеса. Правда, жажду предлагают утолять эрзацем. Но с запахом настоящего яблока!

В статусе общеевропейских «babushek»

Диана Гурцкая, член Общественной палаты РФ, Заслуженная артистка России, участвовала в международном конкурсе «Евровидение 2008»:

Участники «Евровидения» пытаются сделать выступление зрелищным, ярким шоу. Но нельзя забывать о том, что это все-таки песенный конкурс. В этом году там много сильных участников – музыканты, представляющие Швецию, Германию, Британию, Грецию. Грузию представляет Анри Джохадзе, который мне помогал, пел в бэк-вокале, сильнейший исполнитель, и я ему искренне желаю успеха.

Но то, что делают «Бурановские бабушки», — по-настоящему уникально, неповторимо. Такой искренности, естественности, как у них, «Евровидение» еще не видело.

Своей колоритностью, глубинной связью с народными традициями они покорили слушателей.
«Бурановские бабушки» очень красивы. Я не имею в виду даже внешнюю сторону, наряды, и так далее (хотя эта сторона тоже оставляет приятное впечатление). В них видна та душевная настоящая красота, которая приковывает к себе внимание. Бабушки – очень хорошие, родные.

Их хочется просто обнять, поцеловать.

Думаю, в этом году о нашей стране будут много говорить в этом смысле, и говорить достойно. Люди истосковались по чему-то настоящему. Я сразу вспоминаю героиню книги Юлии Вознесенской — Елизавету Саккос, ставшей бабушкой всей христианской общины. Так и жительницы Бураново получили звание общеевропейских «babushek» (именно так их представляют сегодня все журналисты).

И ведь цель участия какая благая — восстановить разрушенный храм!

Я желаю бабушкам успеха, чтобы они достойно выступили в финале и сумели справиться с волнением, потому что это так ответственно, когда приходится представлять целую страну. И чтобы очень скоро зазвонили колокола возрожденного храма.

Полная профанация

Вячеслав Щуров, музыковед-фольклорист, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России:

Посмотрел выступление Бурановских бабушек на «Евровидении» и — очень сильно рассержен. Увиденное, а точнее услышанное, не имеет никакого отношения к фольклорной традиции.

Да, они поют среди прочего, совсем чужеродного, и удмуртские народные песни. Но традиция удмуртского народного пения – красивое многоголосие. Представляющие же Россию на конкурсе «бабушки» поют примитивно, в унисон и к тому же ужасно фальшиво. Фольклор – это высокое искусство. В селах встречаются замечательные певцы, которые прекрасно интонируют. А это – какой-то бессмысленный ор, окруженный к тому же компьютерными звучаниями, которые к такому ору абсолютно не подходят. А уж когда они начинают петь нечто уж совсем пошлое на исковерканном английском – это просто срам!

«Бурановские бабушки» поют народные песни, совершенно не подходящие ни к их характерам, ни к их лицам, ни к их возрасту.

Это, на мой взгляд, полная профанация, карикатура. Просто стыдно посылать такую группу представлять Россию. У нас есть замечательные фольклорные коллективы, которые могли бы сделать это достойно. Несложно выбрать красивые народные песни, подать их по-современному. Но такое откровенное безобразие посылать за границу, думаю, просто вредительство.

Подготовила Оксана Головко

Читайте также:

Бурановские бабушки: кто есть кто

Бурановские бабушки: разговор по душам

В гостях у Бурановских бабушек

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.