Драма Михаэля Хайнеке «Любовь» выходит сегодня в прокат. За эту картину режиссёр получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Главные герои ленты — Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эммануэль Рива). Им за восемьдесят, и они прожили вместе всю жизнь. Когда с Анной случается инсульт, Жорж продолжает жить ради неё.
Михаэль Ханеке славится своими жёсткими и отчасти жестокими фильмами. За них австрийца часто обвиняли в излишней холодности и нарочитом морализме. Порой казалось, что форма и содержание для него важнее героев и отдельно взятого человека.
Однако «Любовь» — фильм, не похожий своим послевкусием ни на одну из предыдущих работ режиссёра. Он горький, сложный, полный боли и страданий. Это – фильм о старости и о смерти. В нём слишком много физиологии, снятой с документальной достоверностью, отталкивающей и неприятной.
Но при этом лента оставляет какое-то светлое ощущение счастья. Говорить и писать о картине невозможно. После её просмотра не хочется ни с кем общаться, ничего обсуждать. Хочется лишь снова и снова пересматривать в памяти всё увиденное на экране. Обычно зрители редко остаются в зале до окончания титров. После «Любви» нет желания куда-то бежать, и, уж, тем более нет желания возвращаться в большой и безумный мир.
Вообще, Михаэля Ханеке всегда интересовала природа распада мира, выстроенного человеком. «Любовь» — его первый фильм, не о разрушении, а о перерождении. О противостоянии надвигающемуся и всепоглощающему разрушению.
Это – история о человеке сильном духом. Человеке, который способен любить свою супругу и после того, как тело её отказалось работать, и после того, как голова предательски отключилась. Он будто не слышит её постоянное: «Плохо!». Он просто любит её. На деле — без красивых, но лишних слов.
Сняв необычную для себя картину, Ханеке в тоже время не изменил себе. Его интересует психология человека. Его камера фиксирует малейшие изменения его поведения, реакций. Он показывает процесс перерождения человеческого мировосприятия, мироощущения от добровольной обязанности до безвыходности, от чувства долга до осознания собственного бессилия.
Сценарий картины писался специально для Жан-Луи Трентиньяна. И не смотря на то, что Трентиньян в какой-то момент объявил о завершении своей актёрской карьеры, прочитав сценарий, он дал согласие на съёмки. Он же придумал название, которое в данном случае получилось всеобъемлющим. У Ханеке Любовь — это и жизнь, и смерть, и религия, и даже искусство. Не случайно главные герои – бывшие преподаватели музыки. Не случайно, в картине звучат Шуберт и Бетховен.
«Любовь» полна символов, в том числе и религиозных. Жорж и Анна не выходят за пределы квартиры. И эта квартира становится чем-то вроде ковчега, после того как герой видит во сне потоп. А затем наяву в эту же квартиру залетает голубь — символ душевной чистоты и снисхождения на землю Святого Духа. Что означает это появление голубя? Уже обретённый мир или же предупреждение о том, что плавание в ковчеге скоро завершится?
Ханеке виртуозно переходит от сновидений, фантазий и галлюцинаций в область реального. Ему удалось показать, то, что невозможно потрогать, поймать, увидеть. Любовь можно только прожить, пережить, почувствовать. Фильмов о настоящей любви сейчас не снимают. Всё больше кормят аудиторию романтическими комедиями про первую влюблённость, основанную чаще всего на физиологическом влечении. И кто бы мог подумать, что настоящая и единственная на сегодняшний день современная картина о любви будет снята не с участием молодых и красивых героев, а про двух людей, которые завершают свой жизненный путь.
«Любовь» — самый сильный игровой фильм этого года. И после его просмотра в голове поселяется одна единственная мысль: «Ах, как же хочется встретить такого же Жан-Луи Трентиньяна! И, дай Бог, каждому пережить подобное сильное чувство». Вот только становится как-то грустно от осознания того, что немногим дано овладеть искусством Любить.