— Владыка, а Вам было страшно?
— Нет, страшно — это когда ты не можешь помочь другому, остальное — не страшно.
Этот короткий диалог из фильма, получившего название «Излечить страх», запомнился мне больше всего.
Вообще, про эту кинокартину об одном из своих любимейших святых я слышала давно и посмотреть ее, конечно, хотела. Многие писали о том, что шли в кино с опаской: вдруг то, что получилось, не оправдает ожидания, и святитель, к которому они обращаются в молитвах, окажется на экране не таким, каким они его знают в своей душе? Да и в интервью с создателями картины и актерами все время звучали нотки сомнения: может ли святой быть главным героем художественного фильма?
Странный это вопрос. Жизнь этого удивительного человека не нуждается ни в каких художественных украшениях для того, чтобы писать о ней книги или снимать кино. С самого начала и до конца — интересно всё. А главное — мы ведь знаем много деталей и из автобиографии самого святителя Луки, и из других источников.
Святой? Но ведь сняли в конце 1990-х фильм «Романовы: венценосная семья» — о семье Николая II. А они ведь тоже — святые. Но там в центре внимания были исторические события. У создателей фильма «Излечить страх» была несколько иная задача и другой герой. Мне сложно судить о получившемся результате. И вот почему. Сценарий написан на основе автобиографии святителя Луки. Я ее читала, и не раз, поэтому ничего принципиально нового о нем не узнала и, наверное, узнать не могла.
Обрывочность повествования — как некий прием, на котором построен весь фильм — лично мне совершенно не мешала. Но не уверена, что люди, не знакомые с биографией святого, смогли составить о его жизни целостное представление.
Какой он — святитель Лука? От всего, что я читала о нем, у меня было только одно ощущение, о котором я писала выше: «Он удивительный». Имеющий талант к живописи молодой человек выбирает медицину, чтобы помогать людям. Успешный студент медицинского факультета Киевского университета после окончания учебы едет в глубинку — работать простым врачом, вместо того чтобы заниматься научной карьерой.
Потом Ташкент, революция, смерть жены и принятие сана, а следом постриг и архиерейство. Всё это уже в советское время и без отрыва от медицины. В Советском Союзе борьба с «церковниками», а профессор Войно-Ясенецкий, он же владыка Лука, отказывается оперировать без иконы в операционной. Ссылки, работа и служение.
Великая Отечественная война. Ответственная должность главного хирурга эвакогоспиталя в Красноярском крае. Ни одного действующего храма в начале войны в Красноярске не было, и святитель молился в пригородном лесу. Именно во время войны он закончил работу над своим основным медицинским научным трудом «Очерки гнойной хирургии». Дальше был Тамбов и, наконец, Крым.
В фильме, который длится чуть менее двух часов, трудно даже просто показать все этапы столь насыщенной событиями жизни, не говоря уже о погружении в детали, переживания, осмысление. Впрочем, создатели фильма обещают зрителям сериал о жизни святителя, поэтому у нас остается надежда на то, что в большем хронометраже получится рассказать о его жизни подробнее.
Если биографию святого авторы фильма с трудом, но все-таки смогли отразить, то как быть со святостью? С ней сложнее. Святость ведь — не в драматических обстоятельствах жизни. Она, наверное, в том, как человек на эти обстоятельства реагирует, как он в них действует, как, несмотря ни на что, не отрекается от Бога.
Нужно ли как-то целенаправленно показывать святость? Не уверена. Но уверена в том, что святого совершенно точно не стоит представлять волшебником. А отделаться от ассоциаций то ли с Гендальфом, то ли с Дамблдором я при виде созданного в фильме образа святителя Луки в старости никак не могла. Белый подрясник, белая борода и такой же величественный вид, как у знакомых по киносказкам чародеев. Впечатление это никак не исчезало, хотя справедливости ради надо заметить, что влиял на это восприятие только внешний вид героя.
А в самом конце фильма, перед титрами, говорится о чудесах, которые случились по молитвам святого. Мне этот момент показался одним из самых неубедительных во всей картине. Короткие рассказы, буквально по одному предложению, не раскрывают сути происходивших событий. Конечно, такая лаконичная подача вызвана проблемой времени и формата, но с подобными свидетельствами, как мне кажется, вообще следует обращаться крайне бережно. Чудо легко опошлить, сделать чем-то магическим и языческим, не имеющим никакого отношения к христианству. И, на мой взгляд, этот момент в ленте был лишним.
Но вернемся к диалогу про страх. Что совершенно точно удалось создателям фильма, так это задать вопрос, над которым не получается не думать потом, когда проходят финальные титры, и ты покидаешь кинотеатр и возвращаешься в свою повседневную реальность.
Чувство страха рождает в нас вопрос выбора. И как человек приходит к тому или иному решению, порой остается тайной. Как так получилось, что одни люди сломались в те страшные годы, а другие смогли не оступиться? Почему один врач сходит с ума от смерти сына и краха своей теории излечения всех болезней переливанием крови, а будущий владыка, после смерти любимой супруги оставшийся с четырьмя детьми, становится тем, кем он становится? Почему один священник сбривает бороду, надевает светскую одежду и идет служить в органы НКВД, а Валентин Феликсович в это же страшное время — наоборот, принимает сан и открыто ходит в рясе и с священническим крестом на работу в госпиталь? Почему молодой иподиакон, которому владыка рассказывает о своей жизни, в 1960-е годы в Крыму следит за ним и доносит в КГБ? Время-то уже все-таки другое, не страшные тридцатые…
Ставить вопросы — тоже надо уметь. И за это создателей фильма хочется поблагодарить. А ответов и продолжения истории — подождем. В формате сериала, который нам обещают создатели.