Любовь и женщина в составе морской экспедиции
Многие исторические фильмы о путешествиях вынуждены следовать избитой фабуле, — он уезжает, уходит в море, улетает в космос, она — остается. Ждет или не ждет, страдает или не очень, но все это — вдалеке.
История преподнесла создателям фильма потрясающий подарок, впору сказать: «Так не бывает». Представьте — XVIII век, первая половина. Гений Ломоносова еще не признан, Россия уже провозглашена империей, а Петр I — императором. Петр I приучил свою знать выводить жен и дочерей на «ассамблеи», заставил носить западные наряды, но о большем речи не шло еще лет 70, а то и сто. Женщина XVIII века могла быть только женой и хранительницей очага, но никак не равноправной участницей морской полярной экспедиции.
О судьбе Татьяны Прончищевой так никто бы и не узнал, если бы 12 сентября 1736 года рукою штурмана Семена Челюскина не была сделана запись в судовом журнале: «В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки «Якутска» Прончищева волею Божией жена его умре». Это все, что было известно до недавнего времени.
То, что женщина оказалась в составе морской экспедиции («Баба на корабле — жди беду!»), на борту военного судна, исследующего северные границы в широтах, где «лето» бывает от силы месяца два — само по себе похоже на мистификацию. Но это — доказанный факт, который позволил установить не только настоящее имя жены командира — Татьяны Федоровны Прончищевой, но и трогательную историю их любви.
Соперничество молодых гардемаринов — питомцев «гнезда Петрова», любовный треугольник, романтический побег практически из-под венца, немыслимые, почти криминально-детективные трудности экспедиции, которые жена командира переносила с твердостью, достойной воспитанницы самого Витуса Беринга…
Из всего этого на самом деле были только трудности и любовь. В жизни рабов Божиих Василия и Татианы все было проще и глубже, чем в кино.
А результат дела, участниками которого они стали и за которое отдали свои жизни, намного значимее, чем это показано в фильме. Было семь отрядов в составе Великой Северной экспедиции, одним из которых руководил непосредственно Витус Беринг. Ленско-Енисейский отряд — один из немногих, страшной ценой, потеряв почти половину участников, добившийся реальных результатов.
Не сказать об этом, не дать Берингу в исполнении замечательного Валерия Баринова хотя бы пять слов сказать о масштабе общего дела, за которое все эти люди погибли — это промах, серьезно просаживающий кино. Сложно поверить, что люди идут во льды, почти на верную смерть, из ностальгической верности заветам императора Петра Алексеевича…
С его смертью многое изменилось, — на сороковые годы приходится череда дворцовых переворотов, Россия постоянно оказывается втянута в большие и малые войны. До географических открытий и северных границ императорскому двору нет никакого дела. После трагической зимовки только вмешательство военного ведомства позволяет продолжить работу отряда…
В конце XIX века при геологических изысканиях в районе Усть-Оленек была обнаружена могила супругов Прончищевых, над которой установили деревянный крест. Через десять лет тела перезахоронили, установили памятник, отслужили панихиду. Из Калужской области, откуда родом Василий и Татьяна Прончищевы, была прислана земля, которую высыпали на могилу.
Мыс Прончищевой, имена и карты
Историческая лента снята по мотивам пьесы «Созвездие Марии» писателя Владимира Федорова. Главные роли супругов Прончищевых исполнили Наиль Абдрахманов и Алина Ланина.
Музыка композитора Алексея Шелыгина местами заставила вспомнить «Землю Санникова», хотя безусловных хитов вроде «Призрачно все в этом мире бушующем…» в картине, конечно, нет.
В первую очередь потому, что эти два фильма очень разные, в том числе и по жанру. Но у нас настолько мало картин про освоение Севера, что фантастическая, насквозь романтизированная «Земля Санникова» — первое, что приходит на ум. В чем эти две ленты схожи, так это именно в романтизации северных путешествий.
«Первые» — художественная лента, отсылающая к историческим событиям, реально существовавшим людям, совершившим невозможное или казавшееся невозможным. Василий и Татьяна Прончищевы, Семен Челюскин, Харитон Лаптев — участники Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга.
В результате работы отряда на карте появились очертания северной границы Евразии между дельтой Лены и Енисеем и множество географических названий. Главное — Семеном Челюскиным была достигнута самая северная точка Российской империи и всего Евразийского материка — мыс, который теперь носит имя Челюскина.
С именами на карте связана история, завершившаяся лишь в нашем веке. «М. Прончищевой» — эта надпись на карте экспедиции была неверно истолкована не как мыс Прончищевой, а как залив М. Прончищевой, «М» — расшифровали как имя Мария. Только совсем недавно было установлено, что жену командира экспедиции звали Татьяной.
Подпустить экзотики
Вряд ли случайность, что в фильме «Первые» несколько раз звучали слова: «С нами Бог», но, к несчастью, в последнее время эта фраза все больше ассоциируется с расписными майками.
И фильму не удалось это побороть, возможно, стоило взять консультанта еще в одной, очень тонкой, области. В итоге победило желание подпустить экзотики и угодить всем. Отсюда бьющие по глазам шаманские заморочки с магическими узелками, после которых в искренности веры одного из главных героев у мало-мальски воцерковленных зрителей возникают серьезные сомнения.
Это отдельная проблема многих наших исторических фильмов, авторы которых в лучшем случае отслеживают, до какого момента и кто должен в кадре креститься «двоеперстием». И совершенно упускают из вида, что верующий человек по жизни идет своей тропинкой, на которой каждый поворот — мотивирован, а каждый поступок завязан на внутреннем правиле или его нарушении.
Если присмотреться, то двуличный и нелепый приказчик в исполнении Георгия Вицина из «Земли Санникова» оказывается куда более верующим и созвучным красивому слогану, чем героический первопроходец Василий Прончищев, каким он представлен в фильме «Первые». Кстати, линия раскаявшегося боцмана в исполнении Данилы Якушева растет из той же «Земли Санникова» и это видно невооруженным глазом.
Похоже, авторы увлеклись кухней и в азарте упустили, что снимают не фантастическую гротесковую картину, а стилистически другое кино, во всяком случае поначалу так кажется, но по ходу действия возникают сомнения…
Апофеозом «условности» и гротеска является Фарварсон в исполнении Сергея Роста, или то, что главная героиня в модных очках неумело косит под лекаря-мужчину, это — вообще не отсюда. Если совсем просто, то в «Земле Санникова» — фантастические условия, в которых живут реальные люди, а в «Первых» — реалистические декорации, в которых «живут» условные герои.
По чужой колее
Сложно было бы ждать полного соответствия действительности и подробного изложения перипетий этой эпической истории, впихнутой в полтора часа экранного времени, — кино живет по своим законам. Тем интереснее будет окунуться в эту эпоху, чтобы узнать, как оно все было на самом-то деле.
После просмотра фильма возникает ощущение, что прикоснулся к огромной, интереснейшей теме, что, возможно, извиняет его недостатки, которых хватает. Чего стоит финальный аккорд — первопроходцы, идущие по проторенной многими дублями колее. Когда мне ткнули пальцем в эту несуразность, было очень смешно. А потом стало грустно. Впрочем, авторы всеми силами пытались снимать достоверно.
По историческим чертежам была создана точная копия дубель-шлюпки «Якутск», на которой отправился в экспедицию отряд Прончищева и Челюскина. «Якутск» — ходовая дубель-шлюпка, благодаря чему съемки проходили в открытом море, а не в павильонах. Сейчас «Якутск» пришвартован на реке Лене и является живым свидетельством истории.
Многочисленные консультанты помогали съемочной группе ознакомиться с особенностями зимовок на севере, этническими моментами и морской терминологией.
К работе над фильмом привлекались ныне действующие полярники, знающие регион не понаслышке. Среди них — легендарный ученый, исследователь Арктики Артур Николаевич Чилингаров. На представлении фильма продюсер Алексей Рязанцев зачитывал бесконечный список его должностей и наград, поскольку вся жизнь этого человека отдана Русскому Северу.
Чилингаров — человек верующий, из старого священнического рода, на вопрос, что ему помогает в экспедициях, он ответил: «Я всегда беру благословение».
Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Якутии.
Премьера прошла 30 мая в киноцентре «Октябрь».
Картина снята при финансовой поддержке Министерства культуры и Русского географического общества.