Финляндия вдоль и поперек: величественная столица Хельсинки, промышленные центры, небольшие городки на востоке и севере страны. И в каждом городе, в каждом регионе встречаются следы русского присутствия – православные святыни. Финны не только сохранили памятники истории и архитектуры, но и сами проявляют интерес к православной вере.
Очерки Елены Зелинской о финском православии на сайт pravmir.ru расскажут несколько историй о том, как финны уже во взрослом возрасте крестились в православную веру и о том, чем живут нынешние православные прихожане Финляндии.
В нашем цикле будут представлены истории о самом древнем православном храме в Лапееранте, центральной православной святыне Финляндии – Успенском соборе, удивительным образом сохранившейся церкви в Котке, знаменитом Валаамском монастыре и самом северном православном храме в Лапландии.
Церковь для Суворова
…Мы шагаем по улице Суворова, пересекаем Покровскую площадь и заходим в открытые ворота Покровского храма. Похоже на Москву, правда? Но это – не Москва, и даже не Россия. Это – Лапееранта, небольшой городок на востоке Финляндии.
Здесь находится старинная церковь, возведенная во второй половине XVIII века, и самый старый во всей Финляндии православный храм.
Храм Покрова был возведен в 1875 году, и ни разу с того времени в нем не прекращалась служба. Не помешали ни войны, ни революции, ни внутренние волнения.
Рядом со старинным Храмом Покрова располагается еще одна небольшая церковь из красного кирпича. В архитектуре храма четко улавливаются православные мотивы.
— Сейчас эта церковь лютеранская, — вносит ясность гид Лапеерантской крепости Кирсти. – Но строилась она действительно как православная. В 1913 году, в честь 300-летия дома Романовых. В 1923 году, через 6 лет после обретения Финляндией независимости, церковь стала лютеранской. Но все элементы православной церкви решено было сохранить. Поменяли только купола.
Лапееранта находится недалеко от российской границы, и из-за этого исторические связи с Россией здесь намного сильнее. И если в среднем по Финляндии не более 2% православных, то в небольшой Лапееранте этот процент, очевидно, выше в несколько раз.
— Храм Покрова был построен для российского гарнизона, который располагался здесь, — рассказывает Кирсти. – Генералиссимус Суворов выбрал это место на возвышенности в качестве идеальной точки для обороны гарнизона. В те времена эта местность находилось еще в лесу, вела сюда одна маленькая дорога, а крепость располагалась выше, и с трех сторон было только озеро, только вода, то есть защищать нужно было только одну сторону.
К сожалению, стены храма все-таки пострадали. Не от рук шведов и не в XVIII веке… Храм был частично разрушен в 1917 году, русскими.
История самого крупного православного храма Западной Европы
После победы в Русско-шведской войне Финляндия перешла под контроль Российской Империи. К слову, финны эту войну называют не иначе, как «финская», а период, когда Финляндия входила в состав России, — именуется не «русским», не «имперским, а «автономным». И тем не менее, влияние России на жизнь автономии было очень широким.
— Естественно, что после того, как Финляндия вошла в состав Российской Империи, в стране появилось много русских торговцев, кроме того, в Финляндии располагалась еще и Российская Армия, — объясняет Артур Вайнер, представитель Бюро по туризму Хельсинки.
— Был, конечно, тогда и свой Финляндский полк, и свой Морской экипаж, но в основном, конечно, Российская Армия, в своей массе православная, и маленького православного ансамбля во главе с Троицкой церковью на Сенатской площади в Хельсинки, и остальных маленьких храмов, уже не хватало. Возникла необходимость строительства большого храма.
В 1868 году по проекту русского архитектора А. М. Горностаева был построен в псевдовизантийском стиле собор, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот собор – крупнейшая православная святыня в Европе среди стран, где православие не является основной религией.
Архитектор Алексей Горностаев выбрал для храма место на холме в историческом районе Катаянокка в центре города и подготовил чертежи, которые лично утвердил император Александр II.
Интересно, что храм был построен на добровольно собранные средства и обошелся в очень внушительную по тем временам сумму – более 220 тысяч рублей, которая, практически полностью, была собрана пожертвованиями.
— Предприниматели, которые здесь появились позднее, уже начиная с Александра Второго, и Чернышевы, и Табуновы, и Киселевы, и Коростылевы, и так далее, часто жертвовали свои деньги на благотворительность, на русскоязычные больницы и школы, — поясняет Артур Вайнер.
Так была построена Мариинская больница, названная в честь императрицы Марии Федоровны. Ее окна выходят на православное кладбище, которое появилось на заре периода финской автономии – примерно в 1815 году.
Следы русского присутствия сохраняются в Хельсинки и сегодня. На Сенатской площади возвышается памятник Александру II, Мариинская больница до сих пор функционирует, а Успенский собор, как и 150 лет назад, остается центром притяжения для всей православной общины южной Финляндии.
Православная церковь Св. Николая в городе Котка
Православная церковь Святого Николая Чудотворца в городе Котка расположена в парке Isopuisto в самом центре города. Церковь была построена по чертежам архитектора Якова Перрини в 1799–1811 годах и является одним из старейших зданий, выполненных в стиле ампир, во всей Финляндии.
Фасад храма образует колоннада с тремя порталами, колокольня и купол, увенчанный крестом. Интерьер церкви представлен различной церковной утварью и иконами, среди которых стоит выделить образ Св. Николая Чудотворца на острове Коткансаари на фоне битвы при Руотсинсалми.
…В осеннем парке падают листья: желтые, зеленые, золотистые; запах мешается с ветром, с шумом воды, в центре – белоснежная колоннада и красивая, стройная, почти петербургская церковь. Оно и неудивительно, ведь ее проектировал Яков Перрини, работавший до этого в Адмиралтействе.
Странно видеть такой величественный храм в крошечном финском городке с населением в 10 тысяч человек. К слову, нынешняя численность населения совпадает с показателями начала XIX века, вот только вместо нынешних степенных финнов в Котке тогда проживали русские военные из Роченсальского гарнизона – для них-то и была построена святыня.
Церковь разделила судьбу гарнизона, став невольным участником сразу двух военных историй, успевших за давностью лет обрасти легендами.
У входа в храм на чугунной скамеечке сидит старушка с аккуратно собранными в узелок волосами. Это памятник Марии Пурпур, вдове комендантского полковника, который вышел на пенсию в гарнизоне.
В 1855 году во время Крымской войны сюда пришла английская эскадра.Моряки двигались от Аландских островов, по побережью Финского залива, и, не сходя на берег, стреляли со своих судов. Остров Котка очень маленький –два квадратных километра – и эскадра запросто сожгла все постройки, разрушив роченсальмский гарнизон. Единственным уцелевшим зданием оказался храм Святого Николая.
Английские газеты тех времен, прославляя свой флот, рассказывали удивительную историю. Местная жительница Мария Пурпур закрылась в храме и сказала: «Либо вы сожжете меня вместе с церковью, либо оставите нас в покое». Святыня уцелела. Мирное население англичане уничтожать не стали, а, возможно, просто восхитились красотой храма Святого Николая.
Коснулась этих мест и другая война – Вторая Мировая. Здесь стояли немецкие военно-морские эскадры и подводные лодки. Советские самолеты бомбили их, попадая снарядами на остров Коткансаари.
Священники рассказывают, что ни одна бомба – а разрывались они как раз рядом с церковью– не попала в храм, словно его хранил Бог.В скалахсохранилось много бомбоубежищ, ведь остров Котка – это скала;бомбоубежище находилось и совсем рядом с церковью. И во второй раз храм Святого Николая спас мирных жителей Котки.
Рядом с храмом находится старое кладбище, на котором покоятся останки русских моряков, погибших в сражении на фрегате ”Николай” в 1790 году. Возможно, если бы храм был построен на двадцать лет раньше, он хранил бы в своих стенах еще одну славную легенду.
Валаамское спасение: история о том, как финны защитили русскую святыню
Существует два Валаамских монастыря: Старый и Новый. История образования второго, так называемого «Ново-Валаамского монастыря», драматична, как практически и вся наша история. В финской глуши, в этих дремучих лесах на берегу озера, отсеченный Гусиным проливом от больших городов находится русский храм, русский монастырь и монахи, которые говорят по-фински.
В Финляндии государство отделено от церкви, а церковь – от государства. Когда русские монахи в 1939 году оказались в беде – к монастырю подходила Советская армия – финское государство пришло на помощь русским монахам, русскому монастырю. Если бы этого не случилось, скорее всего, сейчас древний монастырь с удивительной историей представлял бы собой руины.
После основания монастыря в 1940 году здесь одновременно состояли 190 монахов. Сейчас в монастыре несут службу всего восемь братьев – пятеро финнов, два эстонца и один француз. Традиционных ремесел в храме уже не осталось, на смену мастерским и земледелию пришли современные технологии.
— Земледелием уже монастырь не занимается, это в основном сейчас паломническое место, — рассказывает один из братьев отец Александр. — И помимо этого здесь работает еще около тридцати человек наемного персонала. Так вот и справляемся.
Существует множество различных работ: я занимаюсь хранением церковной утвари, у нас есть один брат, который отвечает за информационные технологии, за электронные системы, то есть за интернет, все, связанное с электроникой. Второй работает гидом, то есть принимает гостей на ресепшене. Очень много различных заданий, которыми мы здесь занимаемся.
Отец Александр уверен, что храм, как культовое место, только приобретает популярность среди паломников.
— Я считаю, что монастырь помогает распространению православия, — продолжает отец Александр. — К нам приезжает очень много паломников, как из России, так из Финляндии, из других стран. В последние годы мы стали замечать, что становится больше гостей, посещающих храм впервые в своей жизни. Я считаю, что мы способствуем развитию православия.
В монастыре действительно много прихожан из Финляндии, один из них, Вейко Халанен, рассказал, как он пришел к православной вере.
— Моя история типична для Финляндии, для финских православных: у большинства из них существуют корни в Карелии, в данном случае у моей жены карельские корни, и я добровольно сменил веру на православие. Таким образом, наша семья воссоединилась в лоне одной церкви. И хотелось бы отметить, что дело не только в том, что это было бы удобно с точки зрения повседневной жизни, а мне действительно нравится православие, и я глубоко люблю православную церковь.
Читайте также:
Финские лютеране теряют неприхожан