Поиск нового художественного языка — одна из наиболее важных и острых проблем для современного христианского искусства, как светского, так и церковного. Фотохудожники галереи «Феофания» творят историю фотографии вне мейнстрима актуальных споров и круглых столов, это искусство тихое, чистое и созидательное. Творчество художников этой галереи — не борьба и не противостояние светскому гламуру и пошлости, это — нахождение христианской альтернативы.
Фотография как церковное искусство
К качеству того, что показывается в галерее, ее создатели изначально предъявляли очень высокие требования. По словам Георгия Колосова, одного из кураторов галереи, «говорить о христианской культуре мы получаем право лишь тогда, когда показываем сами нечто явно более привлекательное, художественно более совершенное по форме, чем все остальное».
Художественная галерея при храме — явление пока новое и непривычное для церковной жизни, но создатели галереи надеются, что со временем это станет обычным делом в церковной жизни.
«Мои студенты и слушатели мастер-классов не единожды доносили до меня слова иных мэтров о том, что фотография полностью исчерпалась. Согласиться с этим — все равно что согласиться с концом творения. Предметное опровержение: фотография как церковное искусство только начинается. И, полагаю, это самое интересное, что может открыться в ней в будущем. Вопрос “что делать?” не стоит. Для фотографа Церкви пожизненно актуальны две темы: Покаяние и Пасхальная Радость. Обращенные во внешний мир, они должны восприниматься не иначе, как проповедь — лучшее, что на этом свете может сказать художник», — считает Георгий Колосов.
Рождение галереи
Появилась галерея «Феофания» на базе реставрационно-художественного объединения. Это был первый профессиональный проект, созданный внутри РПЦ, занимающийся изучением древней христианской культуры и современными тенденциями искусства, порождаемого профессиональным художественным сообществом внутри Православной Церкви.
Создатель и организатор галереи Константин Бенедиктов прошел путь воцерковления, знакомый, возможно, многим современникам. Бывший рок-музыкант, сознательно оставивший на некоторое время творчество, он шесть лет проработал старостой в храме Николы Ямского за Яузой.
«У нас не было заранее продуманной стратегии, но была некая живая община, — рассказывает Константин. — Какие-то художники у нас жили, какие-то приходили. Мы были как чистый лист и не разбирались в предмете. Приходили различные художники и “садились нам на уши”. Они вводили много инноваций в современные технологии иконописания, но иногда доходило до смешного… У нас зародились сомнения в качестве современного иконописания. Тогда мы создали реставрационную мастерскую, где делался акцент на изучении и погружении в историю подлинно христианской культуры. Потаенно мы понимали, что объединить наши усилия по-настоящему могла бы только галерея, где художники разных направлений могли бы аккумулироваться и создавать что-то новое».
Константин Бенедиктов – человек, одаренный многими талантами, в том числе и организаторскими, но если бы не чудо и не помощь, пришедшая через благочестивых спонсоров, поверивших в успех и перспективность задуманного предприятия, то галерея «Феофания» вряд ли смогла бы начать свое существование. Однако открытие галереи все же состоялось, она начала свою выставочную деятельность в 2007 году в помещении при храме Святителя Николая в Котельниках.
Задачи, поставленные перед галереей, были сформулированы следующим образом:
Первое — изучение и представление христианского искусства от раннего христианства до наших дней. Второе — консолидация лучших творческих сил и презентация всякого живого современного искусства, актуального по языку и при этом свободного от «духа времени».
Индивидуальным языком говоря
За время своего существования галерея провела в общей сложности около 20 выставок. Каждый раз это было маленькое открытие.
Фотография, наряду с живописью и древнерусской мелкой пластикой, стала с самого начала одним из приоритетных направлений в деятельности «Феофании».
Однако как галерея, представляющая фотографию достаточно серьезного уровня, «Феофания» сложилась не сразу. Ее ранние проекты связаны преимущественно с иконописью и древнерусской мелкой пластикой.
Самая первая выставка состоялась в 2007 году и называлась «Паломнические реликвии из частных собраний». Куратор — известный искусствовед Музея им. Андрея Рублева С. В. Гутова, занимающаяся древнерусской мелкой пластикой. Уже на самой первой «пробной» выставке христианскому искусству кураторы задали очень высокую планку, возможно, именно это предопределило дальнейший успех «Феофании».
Потом был период, когда галерея выставляла современную живопись. В том же 2007 году там прошла выставка художницы Ольги Мотовиловой-Комовой «Домой». Основной пафос выставки — показать православное творчество не в его лакированнно-агитационном варианте, но рассказать о мире Божием индивидуальным языком сложившегося живописца.
Период поиска своей идентификации в галерее пока не закончился и продолжается до настоящего момента, однако появление известного всему миру фотографа Георгия Колосова в качестве куратора проекта внесло свои существенные коррективы.
В 2008 году журнал «Фома» устраивал в Санкт-Петербурге выставку под названием «Территория радости», собранную из лучших фотопубликаций журнала последних двух лет. Среди авторов выставки были признанные мастера, в том числе и участники Творческого объединения «ноГа» Михаил Масленников, Александр Шумских.
Убежденный в том, что в современном фотоискусстве интерес к человеку давно пропал, Георгий Колосов был поражен фотографиями приведшего его на эту выставку фотографа Михаила Масленникова: «Увиденное стало для меня своего рода открытием. Фото из разных мест, но сквозной темой, охватывающей их все, был Человек и отношение фотографа к Человеку. И тогда я решил, что готов сделать выставку Михаила Масленникова в Москве. Устроенная в галерее “Феофания” выставка Михаила Масленникова “Мы” — это итог трехлетнего странствия художника по России. Здесь открываются образы открытого человека. Это своего рода взгляд на нас самих, когда нас касаются крылом невидимые силы. “Мимопроходящему” зрителю интересно не столько рассматривать саму фотографию, сколько вглядываться в то интенсивно-реальное, что утверждается мимикой и пластикой фотографируемых людей».
Каждая выставка — продукт наивысшего качества, где предметом искусства являются не только фотографии, но и их оформление, и экспозиция, которая при правильном расположении и освещении способна порождать новые смыслы и новое звучание. Среди этих восьми выставок есть проекты фотографов широко известных, есть и новые открытия, сделанные непосредственно галереей. Наиболее совершенными выставочными проектами стали «Мы» Михаила Масленникова (2008), «Звуки Земли» Елены Скибитской (2009), «Окна времени» Алексея Мякишева (2009), «Память любви» Константина Бенедиктова (2010), «Небо и земля» Андрея Клюева (2010).
О принципах
Для рождения нового творческого высказывания в искусстве изобразительный ряд должен выделяться на фоне того, что уже было сделано. Среди фотографических открытий галереи можно назвать в первую очередь акцентирование, вычленение среди существующих предметов возможности для мистики и тайны.
Ценность фотографии — отображение бытия в конкретном явлении. Даже неосознанно художник может быть способен на маленькое откровение, прикосновение к тайне бытия.
Есть распространенное высказывание, что рукой иконописца движет Бог. Этот принцип «Феофания» распространяет и на другие виды творчества. Внутри фотографии также возможно самоустранение, вглядывание автора не в себя в натуре, а в саму натуру, которая есть так или иначе икона Бога, сам же художник включается в процесс восприятия этой иконы через свою любовь к Создателю. Иногда это происходит неосознанно, в образах фотографии возникает непроговариваемая, неакцентированная теплота, которую даже сам художник толком осознать и сформулировать не может, но которую неизбежно видит и чувствует зритель.
Метод — пикториализм
Куратор галереи Георгий Колосов известен как основоположник современного пикториализма. Свой творческий метод Георгий не изобретал, а пришел к нему интуитивно. Пикториализм (от английского picture — картина) — одно из направлений в фотографии середины XIX — начала XX века, когда фотографы подражали живописцам, используя их приемы. «Благородная печать» — общее название для множества подходов к проявке и печати, где ручная коррекция изображения фотографом призвана восполнить недостаток художественности. Но для Колосова важнее «мистика», «метафизическая» реальность, возникающая в изображении при использовании монокля («пикториальный» объектив с единственной линзой).
Впрочем, выявление метафизической реальности — вовсе не обязательное требование к фотографу. Творческий метод для «Феофании» может быть любым, но для галереи важен дух, который несет в себе фотография. И поэтому здесь невозможны пустые формальности, невозможны никакие сомнительные смыслы, зато возможно все то, что славит Господа. Это и есть реальное отграничение от всего окружающего. Обращение к человеку, к природе — здесь все делается во славу Божию.
По мнению Константина Бенедиктова, диалог важно вести внутри синтеза творческого и нравственного пути: «Из синтеза творческого и нравственного опыта человек может прозревать то, что ему необходимо сказать в своем творчестве. Свои движения духа мы должны научиться различать — что есть подлинные движения Духа, а что движение страстей».
Таким образом, полностью снимается конфликт между Творцом всего сущего и мнением художника о себе как о творце. «В мире и без того достаточно поводов для тщеславия и гордыни, вся “Невидимая брань” про это, можно и смирением возноситься, — говорит Бенедиктов. — Но если человек посвящает свое творчество Богу, то для него это может стать ступенью восхождения к Богу».
Галерея Феофания находится на территории московского подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии, 1-й Котельнический пер., д. 8. Тел.: (495) 915-24-57.