Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Краем глаза я заметил, как насельница быстрым шагом подходила к дверям храма. Вокруг никого не было. У меня в руках была старая советская камера, и я только начинал делать свои первые шаги в фотографии. Спустя какое-то время я обнаружил среди старых негативов этот и понял, что в нем что-то есть.
5. Художник живет вдали от городской суеты и проблем. Из разговора с ним я понял, что для него искусство – это всё. Он отвечал коротко, немногословно, как бы несколько удивляясь тому, что он кого-то интересует, – беспокоили глобальные вопросы: «скоро ли придет антихрист» или «когда наступит конец света», «куда уйдет искусство». Он попросил меня не указывать его имени.
6. Перед тем как погрузить в наркоз больного на последней стадии рака, хирург молча смотрел в его глаза.
7. Её звали Натальей. Она была простой помощницей при храме. Мы почти не говорили. Я понимал, что в ее взгляде сосредоточились сотни лет смирения, прощения.
8. «“…За разбой и совершение умышленного убийства трех лиц из корыстных побуждений, сокрытие разбоя и незаконное хранение огнестрельного оружия приговорить Владимира Андреевича Горенова (имя изменено) к высшей мере наказания: расстрелу!” Со мной в камере сидел человек, совершивший два убийства, ему отказали в помиловании, расстреляли. А со мной почему-то все тянули. Это ожидание просто невыносимо. Словно из тебя каждый день вытягивают жилы, – продолжает мой собеседник, – психологи называют это “застывший стресс”.
Всего, что чувствуешь, словами передать невозможно. С мыслью о смерти и просыпаешься и засыпаешь. И если приговоренные к высшей мере говорят, что не боятся умереть, или пожизненники заявляют: я не могу больше здесь сидеть, лучше расстреляйте, – не верьте. Если до этого дойдет, каждый почувствует страх. Именно в камере смертников я по настоящему пришел к Богу».
Исправительная колония ИК №1 УФСИН РФ по Республике Мордовия находится в поселке Сосновка. Наказание в ней отбывает 870 осужденных, 159 из которых приговорены к пожизненному заключению.*
По словам Владимира Горенова, перед тем как совершить преступление, ему явился дьявол, пообещав ему, что если он решится это сделать, у него будет все: деньги, женщины… Свое обещание, уже будучи в тюрьме, тот скрепил рукопожатием, следы которого долго оставались на руке «контрактника».
Время для приговоренного к расстрелу отличается от времени человека, который исполняет смертный приговор. Между этими двумя временами есть некая разница, это то, что я называю объемным или трехмерным временем внутри кадра.
Как пример, я фотографировал человека, который был осужден на смертную казнь, но смертный приговор ему заменили на пожизненное заключение. В тюремном коридоре, перед камерой – только он и охранник. Для первого время будет протекать с одной интенсивностью в пространстве тюрьмы, для второго – с другой. Это чувствуется в их взглядах, дребезжании времен, их наэлектризованности. Это напряжение уйдет, только если я закрою глаза.
9. Один из монашествующих идет на послушание. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
10. Отец Арсений был монахом-экономом московского подворья афонского монастыря. Я зашел к нему в кабинет, и мы поговорили о том, как идут монастырские дела. Он живо интересовался фотографией. В тот момент ему позвонила какая-то женщина и сказала, что ее сын повесился.
Я видел, что его лицо изменилось. Какое-то время он давал ей советы, говоря, что «мы не знаем, что в точности ждет там самоубийц… всё в руках Бога». Окончив разговор, мы вышли на улицу. Я спросил его разрешения сфотографировать. Он не стал возражать. Мыслями он был где-то далеко.
11. Жители бедного села решили построить церковь большой и красивой в расчете на будущие поколения. Чтобы набрать необходимую сумму, одни продавали свое последнее добро, другие нанимались на работу на долгий срок почти на рабских условиях.
Артельщики-строители, видя как доверчив мордовский народ, заложив фундамент и подняв стены до уровня окон, сбежали с оставшимися деньгами. Тогда ардашевцы обратились за помощью в Александро-Невскую лавру. Начав строительство храма в 1846 году, его освятили в честь святого Александра Невского лишь через пятьдесят лет.
12. Монастырь Алаверди, строение ассирийских отцов, а именно Иосифа Алавердского, который пришел сюда в середине VI века, построил храм. Скончался он в 570 году и был похоронен в монастырском храме. Его могила существует и по сей день.
Пока я ждал, когда придет настоятель, чтобы переговорить о съемке в монастыре, я заметил, что какой-то монах подошел и долго стоял возле монастырских надгробий.
13. В келье при храме святителя Николая в Клённиках на Маросейке мне довелось увидеть обстановку, в которой жил человек праведной жизни Алексей Мечев. Я хотел понять, что же может дать представление о том, как он жил: скромная обстановка, иконы, дореволюционные портреты на столе, металлическая кровать… Однако именно одежда, которую носил этот святой, как нельзя больше говорила о нем как о человеке, который жил и трудился для Бога, людей.
16. После окончания отпевания родственники и близкие люди стали прощаться с Галиной Вишневской, в их числе была и Наталья Дмитриевна Солженицына, ближайшая помощница Александра Исаевича Солженицына.
Был какой-то накал неопределенности моего положения. Все фотографы, как бы сговорясь, стояли в отдалении (изредка все же кто-то решался подойти), – охрана стояла вдоль всего ограждения. В то же время я долгое время стоял недалеко от самого гроба с усопшей. Так что, думаю, что ко мне привыкли и после не обращали никакого внимания.
17. Хотя вы и получаете разрешение на съемку в таком месте как храм, но это не означает, что вы беспрепятственно будете осуществлять свой профессиональный долг. Прежде чем сделать этот кадр, пришлось долго подискутировать с местным охранником. Тот не собирался уступать, несмотря на все доводы и благословение старца.
В конце концов я решил уступить, но через какое-то время, улучив момент, я все же сделал несколько кадров, после чего мне пришлось приостановить съемку до момента, когда извинения были принесены с обеих сторон.
18. Отец Пётр любезно следовал моим советам. Само пространство алтаря и свет, падающий из маленького окна напротив, создали атмосферу как бы еще дореволюционного пространства. Фотокамера – это и есть та самая машина времени.
19. В зале церковных соборов храма Христа Спасителя мне впервые довелось побывать за кулисами (в реальности кулисами служит возвышение из зрительных рядов и небольшого портика). В какой-то момент я понял, что никто не против, если я зайду за сцену, хотя разрешения или специального пропуска на это у меня не было. И здесь я не растерялся.
20. Проект о православных семьях готовился для сайта miloserdie.ru. Пока родители готовились к съемкам, девочкам ничего не оставалось, как вести себя так, как и подобает детям.
- В материале использован текст Алексея Реутского «Из Мордовии – с любовью».
*Информация за 2008 г.
**Memento mori – «Помни о смерти» (лат.).