Главная Человек Наши современники

Фотография как миссионерство, или об одном из лучших сербских фотографов

В то время по селам ездил фотограф, которого звали «Бора-фотограф». Он фотографировал людей на сельских свадьбах, именинах, праздниках. Меня, ребенка, тогда просто заворожило то, чем он занимался. Я до сих пор храню у себя многие его работы.

Фотография — неотъемлемая часть современного искусства, один из ее наиболее популярных видов на сегодняшний день, который постоянно развивается благодаря новым цифровым технологиям. Любое искусство — это, в первую очередь, самовыражение. Фотография может свидетельствовать миру о красоте, величестве и тишине православия, рождать сочувствие, сострадание.

Хорошая фотография — это не просто фиксация момента, это — история, которую нам рассказывает фотограф,   его видение и мнение. За красивым изображением всегда стоит личность фотографа-создателя.

Мы уже знакомили читателей с работами известного сербского фотографа Хаджи Миодрага Миладиновича. «За спиной» у этого в прямом смысле слова мастера фотографии — около 300 выставок национальных и международных выставках, более 100 наград. Многие его работы посвящены святыням сербской земли и Афона.

Мы попросили его рассказать себе, его творческом пути и роли православия в его жизни.

—   Расскажите о вашей семье? Где вы родились? Какие самые яркие воспоминания детства?

Я родился 1 февраля 1957 года в селе Лужан, в 8 километрах от Алексинца — города, в котором я сейчас живу. Мой отец был инженером-механиком, работал в машинной индустрии в Нише. Каждый день он ездил на работу на поезде за 30 километров от села.

Первые четыре класса я учился в сельской школе. С пятого до седьмой класс ходил пешком в школу, которая располагалась в 5 км от села.

В то время по селам ездил фотограф, которого звали «Бора-фотограф». Он фотографировал людей на сельских свадьбах, именинах, праздниках. Меня, ребенка, тогда просто заворожило то, чем он занимался. Я до сих пор храню у себя многие его работы.

В восьмом классе я постиг основы фотографии. Тогда отец купил мне в Нише фотоаппарат марки Яшика, один из самых лучших аппаратов в то время, и все остальное, что требовалось для проявки.

В 1972 году я поступил в гимназию в городе Алексинац, в котором теперь живу.

— Как случилось, что вы решили стать фотографом? Что повлияло на ваше решение?

В Алексинце я тоже вступил в фото-клуб, который в скором времени распался. Но я на тот момент уже был инфицирован фотографией. После окончания гимназии по настоянию родителей я поступил на Факультет механики в Нишский университет. Это произошло вопреки моему желанию, поэтому университет я так и не закончил.   В Нише я опять вступил в фото-клуб. С этим клубом мы участвовали во многих выставках. Старейшины   заметили мой интерес к фотографии, и вскоре я сам стал читать лекции на начальном уровне.

Поскольку институт я не закончил, в 1976 году я вернулся в Алексинац и женился на девушке Светлане, с которой мы дружили еще в гимназии. Сегодня у нас свой дом, взрослая дочь Мария, сын Марк, дипломированный графический дизайнер, и внук Александр.

— Каким образом происходило ваше обучение? Существуют ли в Сербии учебные заведения, в которых можно научиться фотографии? Преподаете ли вы сами? Кто оказал на вас наибольшее влияние в профессиональном плане?

Сегодня в Сербии существуют школы фото-мастерства. Ни одну из этих школ я не заканчивал. Фотографии я учился, посещая выставки и беседуя с другими фотографами. Наибольшее влияние на меня оказал покойный Драголюб Тошич, МФ СФЮ (мастер фотографии Союза фотографов Югославии). Он был секретарем Союза Фотографов Сербии в Белграде. Его советы явились для меня драгоценным знанием. Он действительно был исключительным педагогом. Один из советов мне особенно запомнился: «На фотографии каждый квадратный сантиметр должен быть оправдан. То, что художник не напишет на своем полотне, не может себе позволить и фотограф». Уже много лет я следую этому и многим другим его советам.

— Как вы достигли такого высокого уровня мастерства в фотографии?

У нас существуют профессиональные звания, которые присваиваются на основании серьезной работы. Самое высокое звание — Мастер фотографии Союза фотографов Югославии — я получил в 1989 году. Преодолев серьезную конкуренцию (ведь тогда еще была цела Югославия), я стал единственным на тот момент Мастером фотографии СФЮ в Сербии за пределами Белграда. В 1990 году меня приняли в Содружество художников и дизайнеров Сербии ( УЛУПУДС) . Так я был официально признан мастером фотографии.

— Расскажите о ваших профессиональных достижениях, мы знаем, что вы — один из лучших европейских фотографов.

Как говорил Драголюб Тошич, не бывает лучших фотографов. Существуют различные темы, разные подходы к фотографии. Лично я очень серьезно отношусь к фотографии, возможно, поэтому мои работы производят впечатление на зрителя.

На сегодняшний момент я принял участие в 300 выставках и получил около 100 наград. Двадцать восемь самостоятельных выставок на различные темы: пейзажи, социальная фотография — организовал я сам.

В их числе — выставка работ о руднике г.Алексинца и его шахтерах. За работы из этой серии я получил самое большое количество наград в разных странах мира. В Алексинце находится известный рудник. Больше года я снимал шахтеров этого рудника. Работа была прекращена   после несчастного случая, который произошел в 1989 году, когда погибло 90 шахтеров. Там погибли и многие из тех, кого я фотографировал.

Фотографии для выставки о войне были сделаны во время военных действий в 1994 году в Боснии. Там же я снял видеофильм, который на международном фестивале был признан лучшим фильмом о войне. Во время агрессии Нато мой город Алексинац дважды подвергался бомбардировке. Много людей   погибло, полгорода было разрушено. Я сделал много фотографий и издал книгу «Огнем по Алексинцу».

Затем были выставки «Сербские святыни в мировом культурном наследии», «Монастырь Баньска», «На святой горе Хиландар» и другие.

Много лет я собирал старые фотографии Алексинца 19 и 20 веков, из которых родилась книга «Чтобы помнить Алексинац». Вместе со мной над этой книгой работал профессор Миодраг Спирич.

— Есть ли какие-то идеи, смысл, которые вы вкладываете в свои работы? Какие мысли вы хотите через них донести?

Для меня фотография — это, прежде всего, документ. Себя я считаю документалистом того времени и тех мест, где я живу.

С 1990 года я профессионально занимаюсь фотографией. У меня есть своя фотостудия. Я работаю с программой Photoshop , но, несмотря на это, я сторонник «чистой» фотографии, которая и через много лет будет свидетельствовать о своем времени красноречивее тысяч слов.

— Объектом вашей фотографии часто становятся святыни Православной Церкви. Почему именно эта тема представляет для вас особенный интерес?

Я часто хожу церковь, езжу по монастырям. Конечно, эта тема мне интересна и с точки зрения фотографии. Я являюсь членом Церковного комитета храма святителя Николая в Алексинце и членом Центра церковных исследований города Ниш.

— Вы были воспитаны в православии? Кто из духовных людей оказал на вас наибольшее впечатление, какие встречи для Вас самые памятные?

Во времена правления Тито, когда Югославия была коммунистической страной, мало кто посещал церковь. Моя бабка ходила в храм и брала меня с собой. Мой дед отмечал крестные славы [1] . С особой теплотой вспоминаю о том, как в нашем доме читали молитву и пели тропари.

В 1994 году я основал местный локальный телеканал и радиостанцию. У нас выходило большое количество передач, посвященных православию. В 1997 году из Хиландара в наш город приехал монах Василий и назвал телеканал миссионерским центром Хиландара. После этого он стал часто приезжать, и мы создали большое количество телепрограмм о православии и монастыре Хиландар на Афоне. Одновременно с этим мы работали над документальной съемкой о путешествии монаха Василия по Сербии, когда он читал лекции, совершал таинства Крещения и Венчания. Многих сербов он привел к православной вере. Однажды, когда игуменом Хиландара был отец Моисей, случилось мне везти его на своей машине в Грецию, после этого он пригласил меня посетить монастырь.

Так, впервые попав в монастырь Хиландар, я заслужил доверие хиландарских монахов и получил разрешение фотографировать то, что другим фотографам было недоступно. В первый свой приезд я познакомился с монахом Илией Йокановичем, ризничим монастыря. Он показал мне все самое важное, что я должен снять. Поскольку он тоже увлекается фотографией и пишет стихи, мы очень скоро стали хорошими друзьями. Позже он показал мне всю Святую гору, мы даже побывали на самой вершине горы Афон. На сегодняшний день я посетил этой монастырь более 17 раз и сделал более 7 тысяч снимков. Выставку из этих работ с моими комментариями видели жители многих городов. Для меня это — миссионерство.

Два раза я посетил Иерусалим и Святую Землю — в 2005 и 2007 годах. Эти не забудешь никогда в жизни. Мы путешествовали по земле, по которой ходил Господь наш Иисус Христос, присутствовали в местах, где творились многие Божии дела. У меня   было ощущение, будто я вошел в строки Библии, ощутил истину в прямом смысле этого слова.

Монастырь святого Саввы Освященного, монастырь святого Георгия Хозевита, Гора Искушения, Вифлеем, Гроб Господень, Елеонская гора, Синай и другие святые места меня просто поразили. После этого Священное Писание стало для меня понятнее и яснее.

Я сейчас работаю над выставкой, посвященный этим местам. Уже готова 50-минутная презентация, в которую вошло около шестисот фотографий.

— Чем для вас является православие? Что значит быть православным?

Это один из наиболее сложных вопросов. Когда человек верит, эта вера должна быть настоящей. Я много раз думал о том, как возможно, что создатель у всех один — Бог Отец, а все люди в мире по-разному исповедают веру. Наверно, Господь, в чьих руках всё сущее, дал людям возможность быть свободными и разными.

Православная вера нас учит любить ближних своих, прощать неприятелям нашим, чтобы и нам Господь простил. Каждый день перед сном я читаю «Отче наш» и молюсь, чтобы Господь послал мне мирный и спокойный сон, а когда просыпаюсь, благодарю Его, что поднял меня ото сна, и опять читаю «Отче наш». Ежедневная молитва и участие в церковных таинствах хотя бы по воскресным дням и праздникам необходимы нам, чтобы наша душа была чиста, чтобы ее на коснулось сумасшествие этого мира. Недавно епископ Нишский Ириней в одной из своих проповедей сказал фразу, которая произвела на меня особое впечатление: «Господь не нуждается в наших молитвах. Молитвы нужны нам, чтобы испросить у Бога милость и спасение».

Я много раз в своей жизни ощущал присутствие Божие и ту помощь, которую он посылает. Вот два примера.

Один раз возвращались мы из отпуска, проведенного на Черном море в Болгарии. Внезапно посреди дороги, вдали от населенных пунктов, на моем автомобиле лопнула шина. Проблема была в том, что у меня не было ключа, чтобы заменить колесо. После короткого разочарования я увидел в каких-то пятидесяти метрах от себя бензоколонку. Там я купил ключ и заменил колесо. Слава Богу!   Шина могла лопнуть в десяти километрах от бензоколонки, тогда не знаю, что бы я стал делать.

Были еще подобные примеры. Однажды собрался на славу монастыря Хиландар на Святой Горе Афон. Слава монастыря празднуется 4 декабря. Когда мы доехали до греческой границы, оказалось, что пограничники устроили забастовку и никого не пускают. Мы с женой увидели, что в канцелярии висит икона святителя Николая. Начали молиться ему и одновременно упрашивать пограничников пропустить нас. Через некоторое время к нам подошел один из них и сказал, что ему довелось служить на Святой Горе. Он спросил, где наша машина, и разрешил проехать, пока никто не видит. Вот так, слава Богу, молитва помогла нам попасть на праздник в монастырь Хиландар.

— Вы были когда-нибудь в России? Собираетесь ли посетить нас в ближайшем времени?

К сожалению, я никогда не был в России. Очень хочу приехать, уже несколько лет об этом думаю. Надеюсь и верю, что Господь приведет меня увидеть святую Россию.


[1] Крестная слава — сербский православный обычай: празднуется день святого, являющегося защитником целой семьи, села, города, церкви или монастыря. В день Славы сербы с большим радушием принимают гостей: и не только родственников и друзей, но и всякого человека, переступившего порог дома. В этот день двери дома открыты для всех.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.