Где бы мы были, когда толпа кричала «Распни Его»? Игумен Нектарий (Морозов)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
По традиции, дорогие братья и сестры, вечером воскресного дня Великим постом мы собираемся, чтобы совершить последование Акафиста Страстям Христовым. Он должен напомнить нам о том, о чем мы должны помнить на протяжении всей жизни.
О том, какой была цена нашего спасения. О том, что претерпел Господь только лишь ради нас, ради того, чтобы мы, изгнанники из отчего дома, вновь могли вернуться к своему Небесному Отцу.
И каждый раз, когда мы мысленно переносимся в это время, когда Господь был гоним, когда был судим и осужден, когда претерпел распятие и смерть, мы недоумеваем, почему это произошло?
Ведь ничего худого не сделал Господь роду иудейскому, людям, живущим на земле. Он исцелял, Он утешал, Он воскрешал умерших. И Он был тем, кем Он является, — воплощенной Любовью.
И тем не менее такова была ненависть человеческая, что те же самые люди, которые наблюдали чудеса исцелений и воскрешения, сами кричали: «Распни, распни Его!»
И когда язычник Пилат спрашивал: «Что же худого сделал Христос?» — они ничего не могли ответить на это. Только продолжали кричать: «Распни Его». Кричали еще громче и с еще большей ненавистью.
Об этом очень хорошо говорит апостол: свет пришел в мир — а люди больше возлюбили тьму. В этом свете их злые дела оказывались слишком явными, слишком очевидными. Им невозможно было скрыться.
Именно эта любовь к темным делам, к тем делам, которые выражали собой самую суть сердец множества людей, и заставила их возненавидеть Христа. Заставила их восстать против Него.
Но не только для того мы прочитываем евангельские строки, не только для того мы внимаем словам Акафиста, чтобы сердце наше сокрушилось и умирилось. Мы читаем это все для того, чтобы задаться самым важным вопросом. Где бы мы оказались в то время, когда беснующаяся толпа кричала «Распни Его»?
Смогли бы мы не принять участие в этом общем безумии? Смогли бы мы от него уклониться? Смогли бы мы сохранить веру в то, что гонимый, и осужденный, и распинаемый действительно есть Сын Божий? Действительно есть Бог, пришедший в мир и ставший человеком?
Этот вопрос каждый раз актуализируется в нашей жизни, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, с тем, что кто-то оказывается гоним — не за Христа, а просто несправедливо гоним.
Безусловно, ситуация, когда человека преследуют или гонят и кто-то поступает по отношению к нему несправедливо, не делает его праведником. Не делает его Сыном Божиим. Он остается всего лишь человеком.
Но в то же время когда мы принимаем участие в несправедливости, мы причисляемся к тем, кто кричал: «Распни Его!»
И каждый раз, когда мы, наоборот, имеем мужество сказать, что белое — это белое, а черное — это черное, и что несправедливо гонимые заслуживают не только снисхождения и милости, а защиты и помощи, мы оказываемся в числе тех, кто ни за что не стал бы принимать участие в осуждении Христа и убиении Его.
Из этих эпизодов состоит практически вся наша жизнь. Когда мы сталкиваемся с какими-то ситуациями, когда нам нужно выразить свое отношение. Или по крайней мере не быть увлеченными общей неправдой.
И очень важно, чтобы мы понимали, что таким образом в нашей жизни постоянно актуализируется Евангелие.
Что мы имеем возможность сейчас, в XXI веке, быть современными евангельским событиям.
Потому что Евангелие — это не то, что однажды произошло. Это то, что в нашей жизни присутствует постоянно. И помогает нам делать правильный выбор.
И помогает правильно оценивать свои посты, действия, соотнося свой выбор с тем, что происходило однажды, в Иудее, на Голгофе, чтобы продолжиться в вечности.
Дай Бог, чтобы нам хватало мудрости видеть в нашей жизни те ситуации, когда мы выбираем быть со Христом или быть против Христа. Быть с гонимыми, унижаемыми или восставать против них. От этого выбора зависит близость ко Христу или удаленность от Него.
Аминь.
21 марта 2022 г.