Из церковных разговоров:
— А как у вас на приходе с миссионерством?
— О, это очень важное дело! На него сегодня обращают особое внимание. Мы создали на приходе миссионерский отдел, провели такие и такие мероприятия для общественности, столько и столько экземпляров духовной литературы раздали тем и этим…
— А с проповедью как?
— И с проповедью – еще как! Издаем приходскую газету, проповеди наших батюшек звучат на телевидении и в соцсетях , Ю-Тьюб-канал свой в интернете завели, участвуем в разных проектах, в чтениях, слётах и конференциях…
Кому ж всё это нынче не знакомо. Вот наступает Рождество Христово, и тут вся эта церковная миссионерско-проповедническая деятельность украсится особыми рождественскими оттенками, зазвучит концертами, утренниками и спектаклями, закипит раздачей подарков детям и неимущим, засверкает бликами фотовспышек, ознаменуется чередой Рождественских чтений и многих других мероприятий… Скоро, скоро.
Но пока еще, с Сочельника на праздник – ночь, глубокая ночь над миром.
Тишина.
Спит в глухой ночи мир, да не спит – ждёт.
Ждёт Мессии.
Самый миссионерский праздник – Рождество Христово: начало миссии Божьей в мир.
Скоро всё сдвинется с мест и начнется: звезда укажет путь к Родившемуся пастухам и волхвам, и не только им, но и , как горько и точно заметил один из моих друзей, Ироду и детоубийцам тоже, и встретятся наконец Бог и человек лицом к лицу, сердцем к сердцу, дыханием к дыханию, и будут жить, умирать и воскресать вместе, и всех результатов этой встречи мы до сих пор не знаем, ведь она всё еще происходит, и мы с вами живем в самой ее гуще…
Но пока еще – минута тишины.
Эта минута дана нам для того, чтобы ненадолго отрешиться от суеты и забот дня сего, чтобы всерьез подумать – о себе, о Церкви, о житье-бытье нашем, о самом важном: где мы, именующие себя христианами, что мы, куда мы и зачем? В том числе – и о нашей церковной проповеди, и о нашем миссионерстве…
Для меня, например, в этой тишине очень важными стали слова, открывшиеся на страницах Нового Завета, в самом начале Послания апостола Павла к евреям:
«В прошлом Бог многократно и по-разному говорил с нашими предками через пророков. В эти же последние дни Он говорил с нами через Своего Сына, Которого Он назначил наследником всего и вся и через Которого сотворил мир». (Евр. 1, 1-2)
Проповедь Бога миру – через явление Сына…
Настало время – и слова пророков умолкли, и вместо них прозвучало Великое Молчание – молчание Богомладенца в вифлеемских яслях, ведь младенцы не говорят отвлеченными словами, они говорят с миром — самими собой, самим своим явлением в мир и своим в нем существованием. О добре и зле, смысле и любви, опасности смерти и таинственной непобедимости жертвы за тех, кого любишь, во имя жизни, об отношениях Бога и его чад они проповедуют без слов, как проповедует своим видом о весне малый беззащитный подснежник, упорно пробившийся сквозь кору снега и льда.
С Рождеством Христовым пришло время еще более подлинной проповеди, чем проповедь пророков, и настоящей миссии – Сам Бог стал человеком и молча и смиренно, младенчески, шагнул в тот падший, пронизанный грехом и смертью, но возлюбленный мир, к которому ранее взывал «многократно и по-разному», чтобы разделить с нами страдание, тугу и невыносимую немощь нашей земной жизни, и чтобы вместе с нами и для нас – пробить через эту глухую осаду путь на свободу, путь в жизнь вечную. А этот вид проповеди таков, что проповедовать надо – делами более, чем словами, и самому первому поступать так, как учишь других, самому первому идти по той неизведанной и опасной дороге, ведущей в Царство, на которую увлекаешь слушающих тебя…
Проповедь Христа, «говорившего, как власть имеющий» — прежде всего не в Его словах и притчах только, будь так, они бы и остались прекрасными, но – всего лишь словами, одними из многих в каком-нибудь сборнике афоризмов, типа популярных ныне «Мысли мудрых людей». Его проповедь – в Его жизни, смерти и воскресении, в том, что Он не только учил людей – Он жил с ними в их жизни и живет поднесь.
Когда мы идем к миру, имея целью миссионерствовать и проповедовать, вполне понятно, что мир не спешит моментально и слепо верить нашим речам, а спрашивает: «Вы действительно любите нас? Вы действительно готовы не поучать нас свысока и не манипулировать нами ради неких своих целей и выгод, а просто остаться и жить с нами, делить наши тяготы и радости искренне и всерьез, как жили с алеутами — преподобный Герман, с японцами – святитель Николай Касаткин, с индийцами Калькутты – мать Тереза, как стал жить вместе с людьми Ваш Учитель? Слов и проповедей мы слышали достаточно – научите же нас своим примером, как ежедневно и ежеминутно жить со Христом вместе, как исполнять Его заповеди в сложнейших превратностях будней, как жить так, чтобы быть уже здесь, в мире греха, смерти, страданий и несправедливости, гражданами Его Царства. Вы рассказали нам о Христе – теперь покажите нам Христа, вы много говорили нам о Церкви – теперь покажите любовь, которая делает вас Церковью».
Ночная тишина, ожидание мира, звезда в небе, и хоры ангелов вот-вот воспоют о славе Бога, Который в вышних, и об особом мире, грядущем на землю и к людям благой воли… Мы с вами, сегодняшние христиане, имеем важное отличие от пастухов, волхвов и других персонажей евангельской истории: мы знаем, что Рождество Христово УЖЕ давно произошло, УЖЕ знаем, Кто таков этот Младенец, и знаем всё, что будет с Ним дальше. И мы знаем, что Он-то свою миссию исполнил и продолжает исполнять в Церкви и в жизни каждого, доверившегося Ему.
Не знаем только другого, очень важного: а мы – свою?