Где не чтится закон, нет уважения и к начальствующим
Церковная история знает немало раскольников, а в последнее время все чаще звучат слова о православном тоталитарном сознании: во многих храмах можно сегодня встретить людей, осуждающих священноначалие и призывающих к непослушанию пастырям. «Нас старец такой-то благословил» — а дальше варьируется — сжечь новый паспорт, не взять ИНН, уйти с работы, переселиться в деревню, чтобы было проще спасаться. Говорить с такими людьми сложно: на каждый аргумент у них заготовлен ответ, а чуть разговор заходит глубже и дальше, собеседник возвращается к шаблонным фразам: «Старцы не благословили». Начинаясь с локальных приходских проблем, эти проблемы вырастают в ситуации Пензенского сидения.
В чем причина возникновения такого тоталитарного мировосприятия у людей? Болен ли человек, попадает ли он под чью-то сильную харизму, проявляются ли в таком поведении фобии, — с этим вопросам мы обратились к духовенству Русской Православной Церкви. Мы продолжаем публиковать мнения духовенства на эту тему и сегодня знакомим читателей с ответами руководителя пресс-службы Нижегордской епархии Русской Православной Церкви протоиерея Игоря Пчелинцева.
— Отец Игорь, в чем Вы видите причину возникновения в церковной среде настроений противления священноначалию, предпочтение соборному мнению Церкви мнений неизвестных старцев?
Главную причину я вижу в природной российской незаконопослушности (закононепослушности, не послушании законам), только тиранам и деспотам удавалось достичь на какое-то время определенного уровня гражданского и церковного послушания, но на бытовом уровне всегда счиатлось и считается – обойти начальство, слукавить, даже с гордостью нарушить законы и правила.
Где не чтится закон, нет уважения и к начальствующим. Конечно это не относится ко всем россиянам и ко всем чадам Русской Церкви и ко всем временам нашей истории, однобокость в этом вопросе привела бы к незаслуженному оскорблению нашей истории. Но, увы, мы должны признать, что часто отступаем от Закона и от законов. Слишком много ситуаций в нашей жизни, когда начальствующие противопоставляются народу, некоторые реалии гражданской жизни простыми людьми легко переносятся и в оценки церковной жизни – «там, наверху свои интересы, у нас, у простых – свои».
Другая проблема в том, что у нас исторически священноначалие очень далеко от народа (или народ от него – в разные исторические периоды), и обсуждение многих важных вопросов, как церковных, так и гражданских происходит далеко от народа, может быть так и нужно с точки зрения канонов, но народ не осознает важности многих проблем, не живет духом церковности, для большинства приходская община не семья, а просто посторонние люди, церковь не дом родной, а всего лишь место, «где хорошо», где можно «порешать свои духовные проблемы», «удовлетворить свои религиозные потребности». Я не призываю к «церковной демократии», но надо что-то делать, чтобы народ жил интересами Церкви, а не был просто потребителем.
— Как Вы можете охарактеризовать эту проблему с духовной точки зрения? Гордость ли это? Маловерие?
Малограмотность, равнодушие и отсутствие любви, холодность к Слову Божию и нежелание трудиться – над собой в аскетическом плане и над расширением круга своих богословских знаний, даже самых минимальных, но четко определенных с точки зрения церковности.
— Возможна ли дискуссия с подобными людьми? Что делать, если человек не идет на контакт и находится в состоянии, напоминающем загипнотизированность?
Трудно спорить с теми, кто зачастую не признает правил цивилизованного ведения диалога и дискуссии. Эти люди желают, чтобы с ними соглашались, несогласие или разница позиции автоматически помещает оппонента в стан врагов, а врагов, как известно, уничтожают…
— Как должен поступить настоятель храма в случае появления в приходе подобных настроений? Обличить публично и привлечь тем самым повышенное внимание, предпринимать бесконечные попытки обличения в частном порядке, игнорировать проблему? Допускается ли такой человек до Причастия?
Настоятель должен проводить последовательную приходскую политику, направленную на всемерную поддержку священноначалия. И в проповеди с амвона, и в беседах с прихожанами разъяснять позицию Святейшего Патриарха и то, почему мы должны ее поддерживать и КАК это делать (в духе христианской любви и мира). Использовать свою власть настоятеля для того, чтобы пресекать попытки агитации против священноначалия в храме, на прилегающей территории. Если подобные «агитаторы» ходят на исповедь, испольовать беседу на исповеди для возможного исправления таких людей, при необходимости налагать дисциплинарные прещения – вплоть до отлучения от Причащения на какое-то время.
— Что вы думаете о проблеме пензенских затворников?
Если бы они были одни такие. Проблему обрисовывал в общих чертах еще Мельников-Печерский. В то время власть много усилий употребляла на борьбу со староверами, но Мельников добавляет, что при всей масштабности борьбы и миссионерской работы со старообрядцами, мало уделялось внимания, а зачастую вообще отсутствовали знания о тайных сектах – псевдоправославного, околохлыстовского толка, эффективно работающими на разрушение личности и десоциализацию входяхих в них членов.
— Что должно быть предпринято, какие меры могут быть эффективными в подобных случаях?
Я думаю, что при епархиях должны быть информационные противосектантские центры, которые, прежде всего, давали бы грамотную информацию – через епархиальную прессу, через пресс-службу в светские издания, проводили бы миссионерские информационные семинары и лекции, выпускали листовки, рассказывающие о сектах, действующих в регионе.
Надо обратить внимание, что основная цель наших противосектантских проектов – секты протестантского толка, либо разные псевдовосточные культы. И почти не уделяется внимания псевдоправославным группам и сектам, умело маскирующимся под Церковь и расхищающим стадо Христово под прикрытием православной обрядности и похожести вероучения. Но основной пафос их деятельности – разрушение церковности, сеяние недоверия и противодействия Священноначалию, поэтому мне кажется, основное внимание в современных условиях надо уделять именно этим организациям, широко информируя об их деятельности и последствиях пребывания в таких сектах. Иначе они всех утащат в пещеры.