«Бог не отсутствует только потому, что мы Его не видим»
Почему Бог, Который, как мы знаем, Вездесущ — вдруг оказывается в стороне от наших мучений и страданий?
Где Он был, когда за Него проливали кровь мученики? Где Он, когда землю сотрясают мятежи, войны и эпидемии? Где Он, когда происходят чудовищные преступления, жестокие убийства, вопиющая несправедливость и обман?
А где был Бог, когда распинали Христа? Помните Его предсмертный крик: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты оставил Меня?» (Мф.27:46). Как Вездесущий Бог может отсутствовать? А может быть, Он не отсутствует, а происходит еще что-то?
Бог не отсутствует только потому, что в конкретный момент мы не видим Его; Он присутствует, будучи невидимым. Вероятно, именно поэтому евангелисты и святые отцы, говоря о Боге, так часто используют глагол являться: Господь является, становясь видимым. Его можно увидеть и через тех, кто может видеть Его чаще и больше нас. Но нашей душе необходимо соработать Богу в этот момент — момент Его появления, — а взгляду хранить ясность и чистоту, чтобы узнать явившегося перед нами Господа.
Явление Бога, проживаемое Церковью во все времена ее существования, есть великая тайна Божественного откровения нам, людям. Церковь никогда не говорила просто о появлении Бога, но иносказательно помогала узнать о нем. Мир, в котором мы живем, — это мир греха, мир, неразрывно связавший себя со смертью. Я обязательно умру — если не сегодня, то завтра. И если сегодня, на Пасху, Господь воскресил всех нас, как когда-то Лазаря, то придет время, и мы все равно покинем этот мир. Может быть, не вследствие болезни или автокатастрофы — но умрем, так или иначе.
Присутствие Бога в нашей жизни дает нам надежду на спасение, а не бесконечную молодость, крепкое здоровье, силы и земное бессмертие.
Мы стремимся к бессмертию иного рода — жизни вечной с Господом. Мы испрашиваем у Него животворящую благодать, которая поможет нам вытерпеть любые страдания, скорби и невозможность видеть Его Лик так, как хотел бы наш разум, руководясь естественными потребностями. Мы просим у Него прикоснуться к Его свету и ощутить Его духовное присутствие в нашей жизни.
Разве могут страшить трудности и испытания, если в нас — Христос? Если Бог — рядом, если мы — в Его объятиях? Вспомните самые трагические строки Евангелия — когда Господь переживал чувство абсолютного одиночества на Кресте. Именно эти мгновения ярче всего окрашены Божественным присутствием — потому что не может быть так, чтобы Бог отсутствовал в Своей икономии — замысле о спасении рода человеческого! То же самое происходит и в минуты наших искушений и испытаний — когда ярко вспыхивает чувство богооставленности и кажется, что Господь забыл о нас. Разве возможно, чтобы Бог отвернулся, спасая человека? Это абсурд. Конечно, нет.
«Я хочу исцелиться, но меня опережают»
Да и мир совсем не такой, как нам кажется. На самом деле все по-другому, и нужно попытаться различить это другое. Тогда мы поймем, как милостив к нам Господь, и будем благодарить Его за все благодеяния, которые Он посылает. И в первую очередь — не за здоровье (все равно скоро мы его потеряем) и не за безопасную и комфортную жизнь (она все равно закончится) — но за возможность спастись, став причастниками Царствия Небесного и вечного блаженства рядом со Христом Спасителем.
В чем же особенное величие чуда в купальне Вифезда? Господь исцеляет расслабленного не через ангела, а Сам, руками Богочеловека Иисуса. Он Сам подходит к расслабленному, и у того больше нет никакой необходимости в помощнике, чтобы спуститься в чудотворную воду. «Иисус, увидев его лежащего…, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» (Ин.5:6). Господь увидел расслабленного первым, тот даже не успел узнать Его и попросить об исцелении. Не узнал и после — потому что, когда, исцелившись, он пришел в Храм и иудеи принялись его расспрашивать, оказалось, что «исцеленный… не знал, кто Он» (ст.13). И когда, позже, Иисус встретил его в Храме и открылся ему, этот человек «пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (ст.15).
Еще один важный момент. Расслабленному для исцеления не пришлось искать помощника, который перетащил бы его к купальне и сбросил в воду. Господь исцеляет его одним словом, задав вопрос, ответ на который очевиден: «Хочешь ли быть здоров?» (ст.6). А расслабленный, как ни странно, вместо того, чтобы ответить просто, начинает пространно объяснять Христу, почему до сих пор исцеления не произошло. Интересный ответ, демонстрирующий наше упование исключительно на силы человеческие — а не на Бога: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (ст.7). Между строк можно разглядеть даже некоторое разочарование: ангел исцеляет другого прежде меня. На целую череду ошибок указывают нам здесь евангельские строки.
«Да, Господи, хочу!» — этот ответ был бы самым точным, правильным и достаточным.
Вместо этого человек пустился в пространные объяснения. Верил ли он вообще в то, что может исцелиться? Или, разочаровавшись, сожалея, что каждый раз его опережает кто-то другой, он уже был способен лишь на огорчение (другой сходит прежде меня)? Да и только ли огорчением были эти слова? Обиженное самолюбие — да, в такой ситуации совершенно естественное, но — самолюбие, или себялюбие, не возвышающее душу, а напротив, устремляющее ее вниз, к земле. Я хочу исцелиться, меня опережают, другие исцеляются, а не я. Вот что сквозит в словах расслабленного.
«Церковь помогает встать на ноги»
Господь мог укорить его за такой ответ, но не стал этого делать. Ни словом, ни взглядом Он не остановил его, не воззвал к совести, не начал проповедовать о горячей вере и бесконечной надежде. Он просто сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи» (ст.8). И человек, мгновенно исцелившись, ушел.
Господь исцеляет, не обращая на Себя внимания, не смущая величием. Потому расслабленный и не успел узнать Его имени. Христос не стал сопровождать чудо словами и поучениями, не стал убеждать расслабленного как-то иначе взглянуть на жизнь. Более того: Он «довел» чудо до конца, найдя исцеленного в Храме и сказав ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (ст.14). Господь указал этому человеку на первопричину недуга — грех, но сделал это позже, завершив, таким образом, исцеление полностью. То есть вначале Он исцелил тело расслабленного — непосредственно на месте его страданий, а затем — душу, уже в доме Божием, Храме.
Эти евангельские строки не только напоминают нам о великом чуде, но и дают возможность задуматься, пробудиться и изменить свою жизнь. Все мы — духовные инвалиды; слепые, хромые, иссохшие, ожидающие движения воды (ст.3), в себялюбивой печали толпящиеся возле купальни наших слез, оплакивая утраченные надежды. А Церковь — вновь и вновь — помогает нам встать на ноги, устремив сердце от купели ветхозаветных рыданий к океану любви Богочеловека.
Перевод Елизаветы Терентьевой