Географию в школах превращают в скучный предмет. Популярный географ YouTube Кирилл Шенюк — о том, как это изменить
Приходят домой и начинают вращать планету
— Что вы делаете на первом же уроке, чтобы увлечь детей географией?
— В 5 классе с самого начала идут очень удачные темы. Про планету Земля всем интересно, шансов нет, что кому-то не понравится. В этом возрасте многие интересуются планетами, астрономией. Интересно, почему она начинается в 10-м, когда уже никому не нужна?
Потом идут темы, связанные с путешественниками, и я в свое время достаточно подробно изучил судьбу каждого путешественника, чтобы заинтересовать детей. В учебниках-то это ужасно скучно написано.
Половина народа даже не знает, что Магеллан был убит туземцами, не дожив до конца своего кругосветного путешествия.
Это для детей уже открытие.
И если как следует подготовится, почитать разные книги про путешественников, которых очень много, то можно рассказать детям кучу дополнительных фактов — как на борту начались бунты, как корабль разворачивались и ложились на обратный курс. Этот урок будет для них как приключенческий фильм.
Ну и вишенка на торте — то, что в пятом классе после путешествий идет тема «география сегодня». Тут я просто подключаю компьютер к проектору и показываю сайты, которые получают данные со спутников. Flightradar про самолеты, fires.ru про пожары, метеорологические сайты типа ventusky, которые показывают в режиме реального времени, где какая высота волн, где какая температура. И конечно, не оставляю в стороне google earth, где можно вывести 3D панораму любого города и пустить человечка погулять по улицам.
Как ни странно, многие даже в 5 классе не знают о таком ресурсе.
Когда они это видят впервые, они приходят в полный восторг, приходят домой, начинают вращать планету в google earth, все изучать.
В общем, старт программы 5 класса идеален, чтобы заинтересовать предметом.
— В какой момент они понимают, что вы их обманули и что география — это занудство?
— Это обычно второе полугодие 5 класса, когда фантазия разработчиков программы иссякает и начинаются темы про географическую карту. Такая скука! Процентов 70% детей в 5 классе не понимают, что такое географические координаты, поэтому мы все равно проходим это потом еще в 7-м, в 8-м. Тема-то интересная, но она не для пятиклассников вообще. Хотя по инерции, на волне первоначального интереса, многих удается даже и сквозь нее протащить.
На болото за торфиком
— Вы преподаете не только в классе, но и в онлайне. Если бы я тоже хотела преподавать в онлайне, от каких ошибок вы могли бы меня предостеречь?
— Там еще важнее наладить контакт с детьми. В школе они к вам могут на перемене подойти и что-то спросить, а в онлайне у вас есть 40–45 минут, и за это время вы должны не только рассказать про предмет, но и что-то о себе.
Я точно знаю, что самый живой отклик во время онлайн-урока получают истории из моей собственной жизни, так или иначе связанные уроком.
Мы недавно с 6 классом разбирали тему «Болото», и я рассказал, как бабушка отправляла меня на болото набрать для огорода торф (она его ласково называла «торфик»). Такие вот жизненные истории дети запоминают. И в то же время я как человек становлюсь им ближе, они себя ставят на мое место.
— Это всегда, не только в онлайне.
— Но в онлайне особенно важно, потому что я не вижу ребенка, но благодаря чату получаю конкретный отклик.
— Можно ли в онлайн-уроках обойти неинтересные темы?
— Смотря как программы составлены. В онлайн-школах мы загнаны в рамки, нам приходится давать все, что запланировал стандарт. Есть темы, которые я просто не знаю, как детям преподать интересно. Работаю над этим.
Например, я не очень люблю темы, связанные с геологией. Внутреннее строение Земли, щит, плита. Я, честно говоря, даже не могу ответить на вопрос, зачем им это. Но парадокс в том, что 80% детей, которые интересовались географией и решили связать с этим предметом свою жизнь, пошли именно в геологию.
30% детей обожают контурные карты
— Хуже всего контурные карты. Можно ли без них обойтись?
— Честно говоря, мы в школе без них не обходимся. У меня сейчас был урок: «Ой, опять эти контурные карты». Я говорю: «Какой опять, у нас их три в году». Если учитель идет прямо по сборнику контурных карт, это невыносимо. «Отметить, в каких каменноугольных бассейнах коксующийся уголь». Ну вот кому такое нужно? Это строго специальная вещь, она вообще скорее для вузов.
Зато контурную карту можно использовать для заучивания расположения географических объектов. Где Урал, где Кавказ — все это действительно лучше запоминается.
Базовое требование — наносить географические объекты в тех местах, где они находятся. Если ребенок хочет это как-то разукрасить, я только рад.
Есть люди — их процентов 30 — истинные фанаты контурных карт. Они их рисуют четко, тютелька в тютельку. У меня даже был ученик, который, настолько обожал это дело, что стал картографом, пошел в геодезию и картографию.
Беда в том, что мы рисуем контурные карты по старинке, от руки, а настоящие карты делаются на компьютере. И вот если когда-нибудь министерство образования поможет нам модернизировать картографический компонент в школе, то от этого будет реальная польза.
— Когда начинается экономическая география? Коксующийся уголь — это так скучно.
— Между 8 и 9 классом у нас физическая география природы меняется на экономическую. Причем 8 класс — это природа России, а потом начинается экономика России. Честно говоря, я поначалу думал, что 9 класс будет самым проблемным. Но самым проблемным оказывается восьмой, потому что геология России еще хуже, чем коксующийся уголь.
На прошлой неделе, например, мы читали статью в «Коммерсанте» про поставки угля, куда мы его теперь продаем, как изменились направления. Это анализировалось с экономической точки зрения, и здесь хоть понятно, какое это может иметь значение для реальной жизни, для доходов страны. Я нашел кучу данных о том, сколько зарабатывают в нашей стране люди разных профессий, которые связаны с углем и нефтью.
Все, что можно приблизить к реальности, супер-хорошо заходит.
Я уже не говорю о том, что многое зависит от региона. Если в Москве угля особо не наблюдается, то в Кемеровской области такие уроки должны проходить на ура. Или, допустим, у нас лесная промышленность в Москве тоже очень плохо идет, в Архангельской области небось каждый второй ребенок — специалист.
Игра в города
— Есть ли у вас какие-то приемы, позволяющие запомнить то, что запоминается с трудом?
— География — прекрасный предмет, потому что в нем не так много надо зубрить. Ну разве что столицы или расположение географических объектов. Но это не такая скучная зубрежка. Столицы я никогда не зубрил, как-то само собой входило в голову, что Ангола — это Луанда.
Я знаю, что многие дети находят какие-то понятные созвучия. Например, они говорят: «Марий Эл, там “й” — значит Йошкар-Ола». Кировскую область они запоминают и легко находят на карте потому, что там две реки образуют сердечко.
Я сам эти приемы не рекомендую, хоть и рассказываю, что эры «кембрий-ордовик-силур-девон-карбон-пермь» можно запомнить через считалочку «каждый отличный студент должен кушать пончики». Но сам я так никогда не запоминал. Мне, честно говоря, труднее запомнить эту считалку, чем последовательность этих несчастных геологических периодов.
Здесь важно, чтобы ребенок придумал сам. Если учитель подскажет мнемонический прием, то он не запомнит. Но самая крутая штука в географии — что у нас все логично и взаимосвязано. Ты что-то понял и дальше на это натягиваются другие понимания, логические связи. Даты мы не учим.
— Игра в города помогает?
— Еще как! Мы постоянно в нее играем, особенно когда с детьми куда-то ездим, что случается часто.
Школьники бросают мне вызов. Наивные. «Давайте, Кирилл Сергеич, в города». — «С тобой что ли?» — «Нет, со всеми нами».
Мы по полтора-два часа играем. Они половину городов, которые я называю, никогда не слышали и не верят, что такие есть.
Иногда я даю им фору и разрешаю называть города не на букву «а», потому что они быстро заканчиваются, а на предпоследнюю букву предыдущего города. И вообще, можно не сужать игру до городов, а брать все географические объекты. Это хорошо расширяет кругозор и дает дополнительную мотивацию к изучению предмета.
Безумный набор
— Вы сами с детства полюбили географию?
— Дедушка приносил мне большие атласы, мы их с ним вместе разглядывали. Это было еще до того, как география началась в школе. Ну а потом у меня осталось два любимых предмета: география и французский.
Классе в восьмом меня полностью вырубило, я перестал понимать, зачем мне алгебра и геометрия. Как это мне может пригодиться. А география — это планета, мир, в которым мы живем, наша страна, взаимодействие с другими государствами. Ну а французский просто хорошо шел.
Мои преподаватели по географии и языку меня любили и поддерживали. И когда встал вопрос, куда идти с таким безумным набором предметов, я решил, что только в Московский педагогический государственный университет по специальности «учитель географии и французского языка». Отличный вариант, тем более что с младшими я всегда хорошо ладил.
— Наверное, когда вы учились в школе, у вас было ощущения открытого мира, где можно путешествовать. У людей старшего поколения этого не было.
— Я учился в школе на рубеже 90-х и нулевых, мы особо не путешествовали, потому что денег не было.
Никогда не ассоциировал изучение географии с путешествиями, но связать их было бы круто!
Я всегда советую смотреть трэвел-блогеров, когда ребят интересуют какие-то страны, но в самом курсе никакой связи между путешествиями и предметом нет. А жаль, это очень продвинуло бы географию.
В том же 5 классе вместо того, чтобы пихать эти географические координаты, которые в одно ухо влетают, в другое вылетают, лучше бы был какой-то аспект, связанный с путешествиями. Я очень надеюсь, что это изменится.
Фото и видео: geomania.net и youtube.com/c/Geomanianet/videos