Где и как состоится избрание нового Предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата?
13 августа в Киево-Печерской Лавре в Трапезной палате Храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских состоится Собор епископов Украинской православной церкви, который изберет нового Предстоятеля. Это будет сороковой день после ухода Блаженнейшего Митрополита Владимира. Поэтому этот день начнется с заупокойного богослужения, с панихиды на месте погребения Блаженнейшего, и уже после панихиды начнется регистрация участников Собора.
В Соборе будут участвовать все епископы Украинской православной церкви, включая заштатных — 52 правящих архиерея, которые являются руководителями епархий, 22 викарных епископа – епископы-помощники и 9 заштатных епископов, которые по разным причинам, например, по состоянию здоровья, уже не несут служение, но являются частью епископата.
Выборы будут проходить в два тура путем тайного голосования. Сам Собор будет проходить в Трапезной палате. Кабинки для голосования и урны будут установлены в храме. В первом туре епископы получат бюллетени, в котором будут имена всех действующих архиереев УПЦ – 74 кандидатов.
Во второй тур выйдут трое, и из этих трех точно так же тайным голосованием будет избран один, если в первом туре не будет того, кто наберет более половины голосов. На каждом этапе любой из кандидатов может снять свою кандидатуру, но при этом количество кандидатов во втором туре не изменится, то есть, их все равно будет трое.
Была информация, что якобы в Соборе смогут участвовать представители Российской православной церкви.
В Соборе будут участвовать только представители Украинской православной церкви. Не будет никаких гостей, наблюдателей и представителей. Будет организована протокольная съемка, а сам Собор будет проходить за закрытыми дверями.
Когда состоится второй тур?
Второй тур будет проходить в этот же день, и уже перед всенощным бдением под праздник – 14 августа первый день Успенского поста, первый Спас, — в Успенском соборе состоится благодарственный молебен.
Официально процесс избрания Предстоятеля завершится 17 августа, когда состоится интронизация – возведение на киевский митрополичий престол Украинской православной церкви. Интронизация будет проходить в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.
На это событие должны прибыть гости (или направить свои поздравления) – представители 15 поместных православных церквей, тем самым подтверждая и принимая в евхаристическое общение нового главу УПЦ.
Сейчас в прессе фигурируют имена двух кандидатов – Архиепископа Антония (Паканича) и Местоблюстителя, митрополита Онуфрия (Березовского). Кто еще является реальным кандидатом?
Имена в прессе, прогнозы или расклады я воспринимаю как недопонимание природы церкви, или как попытку оценить церковь через призму политических выборов. В церкви помимо воли епископов есть действие Святого Духа. Господь своих кандидатов уже избрал, и задача епископата соответствовать воле Божьей. Поэтому говорить о каких-то более вероятных, менее вероятных кандидатах, — это недостаточно верить в промысел Божий.
В церкви не предусмотрена предвыборная агитация, дебаты, презентации программ. Епископы друг друга знают достаточно долго и хорошо, понимают потребности церкви и избрание Предстоятеля в такое непростое время — это огромная ответственность за долю наших верующих и всего народа Украины.
Предстоятель избирается пожизненно. Права на ошибку нет. Я не вижу никаких непредвиденных обстоятельств, потому, что мы все находимся под впечатлением того, что происходит в стране. Церковь и новый Предстоятель должны найти пути прекращения кровопролития в стране и продолжить служение по исцелению тех ран, которые наносит война. У нас уже сотни убитых, тысячи раненых. Поэтому эти выборы – это важный вопрос, и ситуация в стране накладывает на епископов дополнительную ответственность за результаты избрания.
Вы говорите, что у кандидатов нет программ, но общественное мнение уже в какой-то мере сформировало определенные «программы», назвав Архиепископа Антония пророссийским кандидатом, а митрополита Онуфрия – проукраинским. Хотя если почитать публикации, которым несколько лет, то становится ясно, что оба кандидата склоняются в сторону Москвы.
Поэтому я и не верю в политические расклады по отношению к церкви. В Церкви не должно быть векторов пророссийских или проукраинских. В церкви вектор должен быть один вектор — проевангельский.
Но политические векторы все равно присутствуют, как бы кто-то этого избегал…
Это могут быть личные взгляды человека. Но Предстоятель церкви должен объединить людей с разными взглядами, как Блаженнейший, который за те 22 года, когда он был Предстоятелем, фактически создал нашу церковь. И это церковь, которая объединяет людей с разными политическими взглядами, говорящих на разных языках и из разных регионов. Церковь должна идти путем проповеди Евангелия. Главный наш иерарх – Христос, а Предстоятель должен пасти стадо, которое ему вручает Господь. Церковь живет в этом мире, но она и не от мира сего. Таким человеком был Блаженнейший, и это он передал всем епископам.
Обсуждались ли кандидатуры с Российской православной церковью? Были ли указания, пожелания от РПЦ?
Господь управляет церковью, и он призвал Блаженнейшего в тот момент, когда можно ожидать наименьшего влияния на выбор нашего епископата, потому что на сегодня государству не до нас, и мы не ждем никаких гостей или советников. Но при этом, каждый решает – поддаваться ему влиянию или нет. На сегодня нет оснований говорить, что возможно какое-то влияние на выбор епископата.
Скрывать не стану, готовясь к интервью нашла информация о том, что РПЦ выделила 5 млн долларов на избрание «правильного» кандидата, и что каждому, кто проголосует за Архиепископа Антония якобы было обещано 100 тыс. долларов…
Есть такое церковное понятие «симония», которая восходит к тому, что волхв Симон попытался купить себе церковный сан. Симония – это грех, и об этом знают все в церкви. Более того, по церковным правилам, если сан покупается, он считается недействительным. И если это потом раскрывается, то этот человек должен быть извергнут из церковного сана.
А такие прецеденты были?
Прецедентов, чтобы сан покупали, я не имею. Это базовая вещь в церкви – благодать не покупается. А Симон умер сразу же после того, как предложил деньги. И я думаю, что это достаточные механизмы, которые делают невозможными покупку сана в церкви. И все разговоры о деньгах — это не более, чем досужие разговоры. И иногда диву даешься той фантазии, которая есть у людей.
Ваш коллега из Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Заря недавно написал, что 13 августа Московский патриархат будет избирать не просто нового митрополита, а концепцию своего бытия. Вы с этим согласны?
Однозначно. Поскольку Предстоятель избирается пожизненно, то этот факт определяет развитие церкви на годы. Но мы тоже должны понимать, что церковь – достаточно стабильный институт. И она прошла без внутренних потрясений через 2004-2005 годы и через 2013-2014 годы. Новый Предстоятель будет опираться на существующий епископат, духовенство, монастыри. Процесс бурного развития и обретения людьми веры после десятилетий воинствующего атеизма уже завершен. Большинство наших людей определились, к какой церкви они принадлежат. Теперь главным вектором развития церкви должно быть просветительское и социальное служение.
В этом смысле политические прогнозы, наверное, имеют право на существование, но большинство священников не заняты какими-то глобальными вещами, они занимаются проблемами людей. И сейчас у нас уже два священника погибли от осколочных ранений в Луганской области – один в Луганске, второй — в Северодонецке.
И такой важный момент как избрание, не способен перевернуть церковный корабль. Церковь не идет по революционному пути. Она более традиционная и стабильная конструкция.
Что касается войны, то здесь очень много противоречивой информации. С одной стороны священники УПЦ МП остаются до последнего со своими прихожанами. С другой, есть прецеденты, когда священник Московского патриархата отказался отпевать бойца, погибшего в АТО.
Это передергивание на самом деле.
Киевский патриархат с самого начала заявил однозначную позицию по поводу событий, происходящих в стране. Они собирают деньги, покупают бронежилеты. А какова позиция УПЦ МП?
Мы тоже собираем деньги и десятками тонн отправляем гуманитарную помощь на Восток, принимаем людей, расселяем.
А почему об этом нет информации?
Мы об этом рассказываем, просто на это никто не обращает внимания. Только из Киева уже ушли несколько фур помощи, которую мы отправляем на Восток для поддержки мирного населения. Сначала мы работали как волонтеры, теперь под Киевом открыт православный центр адаптации и реабилитации для беженцев – женщин с детьми. Мы приняли людей из Горловки из хосписа. Наш храм в военном госпитале тоже занимается обеспечением и поддержкой раненых солдат. Но это только Киев, а подобные мероприятия проводятся в каждой епархии. Это нормальное служение церкви.
При этом у церкви нет какой-то политической позиции. Украинская православная церковь достаточно жестко еще в 2007 году осудила «политическое православие». И недавно было заявление Синода, в котором вновь об этом напомнили и запретили священникам с амвона любую политическую агитацию.
Да, у священника могут быть политические взгляды, но они не должны стоять выше церковного служения. Священник не должен снимать рясу, надевать камуфляж и брать в руки оружие. При этом мы участвуем в организации капелланского служения в армии.
Но бронежилеты вы не покупаете для солдат?
Почему не покупаем? Львовская епархия недавно купила бронежилеты. И об этом была информация. А, вот, танки не покупаем. Наша главная задача – делать все возможное, чтобы кровопролитие прекратилось, и не гибли мирные люди.
Сейчас вновь актуализировалась идея создания Единой поместной церкви, вы за сближение или против?
Наследство, которое мы получили от Блаженнейшего – это внутреннее единство Украинской православной церкви. К сожалению, ему не удалось уврачевать разделение начала 90-х. Но он постоянно говорил, что это важно. Но это должно быть не внешнее восстановление единства, не на политическом основании. Это должно быть подлинное единство во Христе. И это единство должно быть принято и признано церковным народом, духовенством, обществом и всем вселенским православием.
Будет ли такое объединение?
То, что невозможно людям, возможно Богу. Поэтому мы можем сколько угодно рассказывать, как это сложно, но если будет на то воля Божья и наше желание, все совершится. И это тоже часть ответственности, которая ляжет на нового Предстоятеля – поиск путей преодоления разделения в украинском православии.