Герой или мышь дрожащая
«Приключения Десперо» — сказка, созданная по всем законам жанра, с волшебством и подвигами. В мультфильме переплетаются судьбы трех царств: человеческого, мышиного и крысиного. В королевстве Дор готовят такой суп, что можно насытиться одним его запахом. Даже главный праздник государства называется Днем супа: в этот день волшебник-повар представляет «суп года». Сюда и попадает корабельная крыса Роскуро…
Грызуны не в первый раз становятся героями мультфильмов. Но если в историях Микки-Мауса (которым уже 80 лет) миры людей и мышей были параллельны, то в новых сказках они пересекаются. Зверек может повлиять на жизнь человека и на его карьеру (как крыса Рени в «Рататуе»), даже на ход истории целого королевства. Королева Дора умирает от испуга: Роскуро случайно упал в ее тарелку — а ее венценосный супруг запрещает с горя и суп, и крыс.
«Можно ли объявить вне закона неотъемлемую частичку мира? — вопрошает голос за кадром. — Например, пот или утро понедельника». Указ короля повел к нарушению всего миропорядка: в Доре меркнет солнце и, кажется, совершенно замирает жизнь. Сказочная гипербола призвана донести до зрителя понятную идею: все в мире взаимосвязано. А властитель, способный запретить часть мира, — образ апогея тоталитаризма…
«Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в сказках, то вы знаете, что герой не появляется до тех пор, пока не станет ясно, что миру без него не обойтись», — после этого пояснения на свет появляется мышонок Десперо. Именно ему предстоит спасти Дор — вернуть суп и солнце (а заодно и крыс).
Сказочный герой редко с первого взгляда похож на героя: это Иванушка-дурачок, недоучка. Побед он добивается не с помощью силы и стратегического мышления. Десперо, действительно, младший в семье, физически мал и, с точки зрения мышиного народа, необучаем. Его учат бояться всего: дневного света, ножа, людей, открытых пространств. «В этом мире существует столько чудесных вещей, которых стоит бояться». Смысл жизни прост: все настоящие мыши боятся нарушить Правила. Все, кроме Десперо.
Он оказывается один на один с обществом себе подобных. Его родной отец — настоящая боязливая мышь — доносит на сына: он разговаривал с человеком (это запрещено), он обещал Принцессе Дора дочитать книгу о подвигах (но книги нужно есть, а не читать)! Нарушать Правила нельзя, и для отца Десперо это сильнее родительских чувств: «Если они узнают, что я не сообщил…» — в ужасе лепечет он, как советский гражданин в 1937 году. Героического мышонка спрашивают на суде: «Вы человек или мышь дрожащая?» Десперо не способен быть мышью дрожащей: он джентльмен. Даже если за подвиги его бросят в подземелье к крысам, это стоит того.
Крысиное государство — такое же тоталитарное, как человеческое или мышиное. Беспощадная верховная крыса (чем-то даже похожая на Гитлера) правит ордой ненасытимых тварей, ненавидящих свет. Они пытаются перевоспитать и попавшего к ним Роскуро: он, в отличие от Десперо вовсе не похожий на героя от рождения, оказывается в той же роли — один против общества и его законов. Он помнит о свете, хотя его убеждают, что «там наверху» нет ничего; он спасает брошенного в подземелье Десперо и тоже клянется в верности Принцессе. Ведь мышонок рассказывает Роскуро (как раньше рассказывал собратьям-мышам) о подвигах и благородстве. Однако корабельной крысе не чужды колебания, от которых свободен мышонок: Роскуро идет просить у Принцессы прощения за то, что стал невольной причиной смерти ее матери, но, не встретив понимания, ожесточается. Именно Роскуро чуть не заманил Принцессу в смертельную ловушку. Способен он и вернуться к добру — признать свою вину еще раз, чтобы на этот раз получить прощение.
Мышонок представляется героем, однако все победы кажутся случайными: Десперо нечаянно позвонил в колокол, повару приснилась кухня, он самовольно сварил суп, запах которого пробил тучи, лучи солнца проникли даже в подземелье, ослепили крыс… Все случайно, но эта цепочка начинается с мышонка, который не подчиняется Правилам. Он не становится могучим, но спасает мир.
Сияет солнце, все просят друг у друга прощения, мыши перестают бояться даже мышеловок. Кажется, все хорошо, как и положено в волшебной сказке.
Смущает, пожалуй, одно. В некоторых отзывах в интернете мультфильм называют доброй рождественской историей. Даже показ в России начался 25 декабря, когда многие христиане мира праздновали Рождество. А в королевстве Дор… «Рождеству не придавали большого значения. Его, конечно, отмечали, но главным праздником здесь был День супа», — говорит мудрый закадровый голос. Суп действует на людей, как наркотик, заменяет им пасхальную радость и дает силы прощать. Король понимает, что был виноват (нельзя же пользоваться своей властью для запрета частицы мира), когда в мир возвращается суп. Только королева не воскресает — а, признаться, при виде ликования жителей Дора начинаешь этого ожидать.
Главные темы фильма — верность и честь, истина и подвиг — убеждают, что даже мышонок может научить целый мир жить не по лжи. Прозрачна и мораль: «На самом деле главное — это уметь прощать, потому что прощение может изменить все», — подытоживает голос за кадром. Скорее всего, дети, которым в первую очередь адресован фильм, заметят только то, что проговорено вслух, с интересом проследят за приключениями героев (хотя мультик несколько затянут) и, может быть, извлекут небесполезный урок из закадрового текста. Только странная все же животворящая сила в мультяшном мире, воскресающем при словах «Да здравствует суп!».
Нескучный сад — архив по номерам
См. также: Еще раз о мышах и людях