Большой бюджет – большие ожидания
Я ожидал большего от столь разрекламированного сериала, бюджет которого превышает 40 миллионов долларов, в котором снимались очень известные актеры. Вроде бы здесь ставятся очень важные вопросы, но никакого серьезного анализа я не нашел.
В основе сюжета – первые годы понтификата вымышленного молодого Папы Пия XIII, американца итальянского происхождения, которого выбрали благодаря махинациям госсекретаря Ватикана кардинала Войело. Последний надеется в дальнейшем руководить Папой, но это ему не удается: Папа оказывается гораздо более предприимчивее и искушенней, чем кардинал ожидал.
Но все-таки, какие смысловые моменты сериала обращают внимание на себя?
Соррентино сказал, что он хотел изобразить внутреннюю борьбу человека – с одной стороны, высокая ответственность главы Католической Церкви, а с другой стороны – недостатки человека, которые есть у каждого.
Поэтому совсем не удивляет, что Папа подвергается искушениям, курит одну сигарету за другой, не может обойтись без «колы»… Он очень красивый, гламурный Папа. Настолько гламурный, что даже домашние шлепанцы у него фирменные.
При этом Папа очень консервативен. Он носит облачения с драгоценными камнями, которые уже давным-давно не имеют хода в Католической Церкви. Он консервативен до мракобесия и авторитарности.
Он решил выкупить тиару. Тиара – символ папской власти, с акцентом на светскую власть. Она показывает, что Папа – отец царей, настоятель во всем мире, наместник Бога на земле.
Но от претензий на светскую власть Папы давно отказались. А в 1968 году сама тиара символически была продана Нью-Йоркской епархии. Ватикан использовал полученные деньги для африканских миссий.
Для вымышленного Папы из сериала оказывается важно выкупить тиару, потому что она символизирует папство в его понимании. Он считает, что олицетворяет собой всю Католическую Церковь. Это подчеркивает очень яркая сцена, когда Папа, стоя рядом с воспитавшей его в приюте монахиней – сестрой Мэри, делает два шага и говорит: «К тебе шагнула вся Католическая Церковь».
Скандалы для зрителей
Образ сериального Папы – полная противоположность нынешнего Папы Франциска. Об этом, кстати, говорит и режиссер сериала, заявляя, что именно потому, что нынешний понтифик так популярен, пользуется огромным авторитетом, приходит к людям, он (режиссер) решил создать противоположность Папы – консервативного героя, который не хочет общаться с паствой, закрывается от всех, запрещает себя фотографировать и снимать на видео.
Если бы режиссер решил сделать фильм – портрет того персонажа, со всеми его противоречиями, то почему бы и нет. Но дело в том, что Соррентино таким же образом изображает всю Церковь. Все кардиналы, епископы, священники, монахи, которых показывают в фильме, как будто взяты с описаний XIX века: такого давным-давно нет в Католической Церкви. Нет такого торжества поклонения внешним формам, обскурантизма, повсеместного мракобесия.
Если же Соррентино ставил своим фильмом задачу поразмышлять о власти в Церкви, то это все-таки можно было сделать, столкнув церковных дипломатов, которые плетут всевозможные интриги, и Папу. Тогда бы получился интересный конфликт. Но здесь столкновение не удалось отразить: сам Папа такой же самовлюбленный, деспотичный и пустой интриган.
Мне кажется, этот телесериал по законам жанра абсолютно отвечает ожиданиям зрителей, которые очень часто хотят увидеть всякие скандалы, Соррентино показывает все это в избытке. Только, повторяю, с реальностью это мало связано.
Я не думаю, что сериал может нанести какой-то вред имиджу Католической Церкви. Наоборот, люди будут сравнивать образ этого молодого, самодовольного и замкнутого на себя Папы с теперешним понтификом: очевидно, что Папа Франциск – человек совершенно другого масштаба.
Еще один сезон
Эстетика фильма гораздо ярче его содержательной, смысловой части. Безусловно, у Соррентино есть свой язык, я бы определил его как кинематографический маньеризм. Сцена вдруг начинает замедляться или, наоборот, убыстряется.
В фильме много гротеска, провокаций: например, кенгуру в Ватикане, при необычайной строгости – бассейны, все купаются, загорают, госсекретарь, который обращается в своей молитве не к Господу Богу, а к футболисту, надпись на футболке сестры Мэри: «I’m a Virgin – But This Is An Old Shirt» (я – девственница, но это старая футболка).
В фильме очень много отсылок к прошлому главного героя, притом порой не разобрать – ретроспектива ли это, или кошмары, которые видятся Папе.
Съемки часто с очень оригинального ракурса. Например, Распятие показывается сверху, снизу стола и так далее.
В картине очень мало экшна. Минимализм внешнего действия, некая театральность: очень много диалогов, как правило, два человека просто ведут какой-то диалог, нередко – в кабинете Папы. Все это необычно для телевизионного сериала.
Паоло Соррентино заявил, что собирается снимать еще один сезон сериала, чтобы поговорить о том, почему мы никак не можем обойтись без веры. Потому что не только те, которые верят в существование Бога, но и отрицающие Его существование все равно не могут обойтись без Бога. Но я сомневаюсь, что это удастся сделать, если в первом сезоне не удалось показать намного более простую тему конфликта Папы и окружения.
Молодость и власть
Нынешний фильм мог бы послужить толчком для того, чтобы мы поразмышляли о молодости и ответственности. Очень хорошо, когда человек отдает лучшие свои годы Господу Богу и Церкви. Я сам начал служить Господу в 18 лет.
Совсем другое дело, когда человек в молодом возрасте получает огромную ответственность, становясь, например, архиереем. Нередко этот опыт бывает неудачным. Очень часто молодое духовное лицо бывает весьма консервативным. Это в фильме показано очень хорошо.
В Православной Церкви во время рукоположения любого дьякона, священника или архиерея звучат такие слова, которые говорят о том, что Божественная благодать восполняет все, чего не хватает у человека. И тем не менее этим рисковать, мне кажется, не стоит.
Подготовила Оксана Головко