1 февраля 2009 года состоялась интронизация вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Накануне первой годовщины этого события корреспондент газеты «АиФ» побеседовал c председателем Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимиром Легойдой.
«AиФ»: — Владимир Романович, за последний год активность Церкви увеличилась. И всё же, например, визит Патриарха на Украину не решил существующих там проблем, кто-то полагает, что ситуация даже осложнилась…
Владимир Легойда: — Визит на Украину и не смог бы решить всех проблем, накопившихся за долгие годы. Его цель была во многом ознакомительной: Патриарх хотел в первую очередь встретиться со своей паствой, помолиться вместе с ней, услышать отношение к существующим трудностям.
Я был в числе сопровождавших Патриарха в той поездке и видел, как встречали нас люди. Были потрясающие сцены, когда даже те немногие, кто держал листы со стандартными антицерковными лозунгами, бросали их при приближении Святейшего и кланялись, складывая руки для благословения.
Да, остаётся до сих пор неразрешённой проблема украинского раскола. Но такие разделения не исправляются в одночасье, нужна долгая работа, и она началась.
Проповедь как подвиг
«AиФ»: — В последнее время число убийств служителей Церкви невероятно возросло. Даже в советское время, в разгар гонений на православие, такого не было. Что, на ваш взгляд, за этим стоит?
В. Л.: — Чем активнее Церковь проповедует, тем больше людей, желающих заставить её замолчать. Не думаю, что это у них получится. Скорее уж эффект будет обратный. Конечно, не обходят Церковь стороной общие для всех нас проблемы: рост преступности, нравственная деградация — недавнее убийство священника в Подмосковье произошло из-за замечания, которое он сделал пьяным, ведущим себя неподобающим образом. Это опять же сигнал к тому, что Церковь обязана проповедовать, мы не имеем права запираться в храмах, когда общество находится в столь тяжком состоянии. Да, проповедь эта подчас становится подвигом, но мы верим, что подвиг этот не останется без благодарности у Бога.
«AиФ»: — Минимум 55% граждан РФ причисляют себя к православным. Но что показывают на ТВ? Чем пичкают детей в интернет-пространстве? Что почитается за особую доблесть в шоу-бизнесе, с которого берёт пример молодёжь? Наркотики, алкоголь, табак, постоянная смена половых партнёров. Какие конкретно шаги необходимы, чтобы обуздать эту вакханалию?
В. Л.: — Любой специалист в области массмедиа знает, что одной из важнейших функций СМИ является воздействие на потребителя информации. Поэтому оправдывать то непотребство, которое часто показывают по ТВ, словами, что «телевизор — это зеркало», бесчестно и безответственно. Именно такими словами прикрываются те, кто делает бизнес на разложении общества. И мы призываем как можно серьёзнее подходить к тому, что составляет содержание медиапространства. Задача же Церкви не меняется на протяжении двух тысяч лет: говорить людям Божию правду, проповедовать нравственное обновление и соединение с Богом. Без этого человек никогда не сможет стать действительно счастливым.
Встречу с Папой надо готовить
«AиФ»: — Не так давно Дмитрий Медведев побывал с визитом в Ватикане. Ответный же визит Папа Римский совершить не сможет — мешает жёсткая позиция РПЦ. Святейший Патриарх, будучи митрополитом, сделал чрезвычайно много для налаживания диалога между двумя крупнейшими христианскими Церквями. Почему же не происходит дальнейшего сближения?
В. Л.: — И мы, и Ватикан считаем, что встреча Патриарха с Папой должна носить содержательный, деловой, а не популистский характер. Главы Церквей не могут просто попозировать перед камерами и разойтись. Их встреча должна быть посвящена обсуждению накопившихся вопросов, а это значит, что её нужно тщательно готовить. Когда такая подготовка завершится, можно будет ставить вопрос о встрече.
«AиФ»: — 7 января русские православные праздновали Рождество. А за неделю до этого — в разгар Рождественского поста — отмечали Новый год. В Болгарии православные перешли на более логичную католическую систему. В условиях глобализации такое начинание можно только приветствовать. Может, и нам последовать этому примеру?
В. Л.: — У французского писателя Мишеля Уэльбека есть сборник эссе, название которого очень метко характеризует глобалистскую цивилизацию: «Мир как супермаркет».
Встраивать Церковь в этот мир означает превратить её в бюро ритуальных услуг, где за скромную плату можно покреститься, повенчаться и быть отпетым, не задумываясь над истинным смыслом христианской жизни и необходимостью духовного совершенствования. Не хочу говорить, что перенесение праздников станет здесь решающим шагом (лично я, если честно, вообще не вижу проблемы в порядке их расположения: излишествовать в пище и питии нехорошо в любой день, а встретиться и достойно отпраздновать Новый год с родными и близкими можно и в пост), однако уверен, что исходить из посыла «так нужно глобальному миру» Церковь не имеет права. Иначе она перестанет быть Церковью «не от мира сего».
«AиФ»: — Богослужения в храмах Московской патриархии ведутся на церковнославянском языке. Многие просто не понимают, что происходит в храме… Неужели не проще перевести их на современный русский?
В. Л.: — Безусловно, человеку в храме должно быть понятно богослужение. Но опыт воцерковления наших современников с убедительностью показывает, что большинство из тех, кто начинает регулярно ходить в храм, уже через полгода-год прекрасно понимают весь ход богослужения и его язык.
Я как-то видел один современный перевод на русский язык первого псалма, который начинался словами «Хороший мужчина — этот тот мужчина, который не ходит на собрание плохих мужчин» (в славянской Библии: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»). Как говорится: комментарии излишни.