Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
На педагогическом факультете Свято-Тихоновского университета эту истину ставят во главу угла. О том, как готовят будущих учителей начальных классов, рассказывает заместитель декана факультета, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук Светлана Юрьевна Дивногорцева.
Чем подготовка учителей начальных классов в ПСТГУ отличается от аналогичной в пединститутах?
Десять лет работы в университете позволили мне убедиться в том, что студенты, которые идут к нам учиться, — это не случайные люди, желающие просто получить высшее образование, а те, кто действительно хотят стать педагогами. Это, как правило, воцерковленные люди, что, собственно и порождает особенности их профессиональной подготовки, их образования в ПСТГУ. Это, прежде всего, освещение многих педагогических проблем с точки зрения православного мировоззрения, с опорой на христианскую антропологию, в тесной взаимосвязи с изучением богословских дисциплин, таких, например, как нравственное богословие, Новый Завет, История Русской Православной Церкви и другие.
По окончании университета выпускники факультета получают государственный диплом педагога и параллельно диплом, дающий право преподавать «Основы православной культуры» не только в начальных классах, но в общеобразовательной школе. Также они могут вести предметы, связанные с изучением православной культурой и в колледжах, и в ВУЗах.
Другим важным отличием от светских ВУЗов является атмосфера факультета. Мы не просто уделяем больше внимание воспитательной работе со студентами — это наша первоочередная задача. Студенты участвуют в факультетских богослужениях, в совместных паломничествах, они вместе проживают православные праздники, готовят концерты, участвуют в других видах творческой (например, организуют выставки своих художественных работ) и в благотворительной деятельности.
Сегодня роль учителя начальных классов такая же, как, например, двадцать-тридцать лет назад? Или что-то изменилось?
На мой взгляд, она не может и не должна меняться. Функция учителя начальных классов, как и раньше, — помочь детям адаптироваться в школе, быть для ребенка тем, кто поможет ему подготовиться к серьезной жизни в социуме, частью которого является средняя школа. Очень трудно было бы семилетнему малышу, даже если он и посещал детский сад, привыкнуть сразу к нескольким педагогам, ведь все они живые люди, у каждого из них свои требования.
Поэтому и необходима на первой ступени обучения в школе личность учителя начальных классов. Он как мама, только не дома, а в школе. В начальный период обучения детям нужен в школе именно такой человек, его требования должны быть едины, он видит ребенка на каждом уроке, многое знает о нем и может дать дельные рекомендации родителям.
Моя дочь пошла в первый класс в школу, где обучение велось сразу учителями-предметниками. Надо сказать, что было очень тяжело. Мало того, что надо было привыкнуть к новой реальности жизни, необходимо было подстраиваться под мнения и требования разных людей. Во второй класс, в связи с переездом, она пошла уже в обычный класс. В этом году, перейдя в среднее звено, она долго скучала по своей первой учительнице, вместе с другими девочками бегала к ней в класс на переменах, они рассказывали ей о новостях, о проблемах. И это не удивительно, ведь за время обучения между ребенком и первым учителем выстраиваются, как правило, особые отношения.
В этом я убедилась и на собственном опыте. До сих пор помню и испытываю добрые чувства по отношению к своей первой учительнице Тамаре Павловне.
Сколько человек вы выпускаете ежегодно?
Мы набираем небольшие группы. В этом году, например, на дневном отделении выпускается двадцать три человека. В следующем готовятся к выпуску 17 человек.
Где проходят практику ваши студенты?
У нас для будущих учителей начальных классов существует два вида практики: учебная, или, как ее еще называют, полевая и педагогическая. Первая — это практика по естествознанию, студенты до этого изучают этот курс. В начальных классах сейчас есть предмет «Окружающий мир», поэтому важно, чтобы учитель знал и любил природу. Да и во внеучебное время учителя ходят с детьми в походы, на прогулки, у детей всегда возникает множество вопросов по поводу увиденного на них, и учитель начальных классов должен быть готов дать на них квалифицированный ответ. Поэтому учебная практика проходит полностью в полевых условиях, на природе, а также в природовеческих музеях, ботаническом саду и т. д.
Педагогическая практика проходит по нарастающей сложности. Сначала студенты осваивают воспитательную работу, потом проходят психолого-педагогическую практику. Затем — три недели непрерывных пробных уроков в школе. И на пятом курсе с первого сентября они проходят практику «Первые дни ребенка в школе», где наблюдают за первоклассниками, учатся организовывать их в школе, изучают их особенности, помогают детям осваиваться в школе. И заканчивается практическая деятельность студентов преддипломной практикой, на которой они дают зачетные уроки, заменяют учителя получают оценку, которая идет в диплом.
Кроме того, наши студенты проходят практику в воскресной школе, чего нет в светских ВУЗах. Эта такая особенная жизнь наших студенток — работа на своих приходах. Многие из них работая по окончании университета в общеобразовательной школе, преподают и в воскресной.
Ваши выпускники работают в обычных школах или православных гимназиях?
По-разному: и в обычных, и в православных. Кто-то работает в школах с художественным или музыкальным уклоном, из моего первого выпуска в ПСТГУ есть уже завуч начальной школы. Без работы не сидят. Как правило, к пятому курсу они уже работают в школах на небольшой занятости. Начиная с апреля, мне часто звонят из школ и просят прислать на работу выпускающегося студента. Приходится говорить о том, что в школе спохватились поздно, и очередь на наших студентов надо занимать, когда они, как минимум, заканчивают четвертый курс.
Диплом Свято-Тихоновского университета не вызывает какого-то особенного отношения к вашим выпускникам, которые работают в обычных школах?
Если человек социализирован, то у него нет проблем. Конечно, кто-то впервые услышав о Свято-Тихоновском университете, рассчитывает, а некоторые и боятся, увидеть здесь чуть ли не монахинь и монастырские порядки. Но наши студентки — это обычные девчонки, люди православные, которые вполне способны войти в коллектив светской школы. Пока что проблем с взаимодействием в коллективе светской школы никто не озвучивал. А если кто-то «боится» современной светской школы, то он выбирает школу православную, с привычным для него укладом жизни.
В чем особенность преподавания педагогики с точки зрения православных взглядов и убеждений?
Я уже говорила о том, что ее преподавание опирается на положения христианской антропологии, взаимосвязано с изучением богословских дисциплин. Да и православное мировоззрение педагогов факультета накладывает свой отпечаток на освещение многих вопросов. Например, взгляда на учительский труд, раскрытие личностных качеств педагога. Православный преподаватель акцентирует внимание студентов на таких важнейших качествах учителя, как смирение и терпение, например.
Мы учим студентов, что необходимо не только давать знания и навыки, но и воспитывать личность ребенка в школе, развивать ее в духовно-нравственном аспекте, а не только в психолого-физиологическом. И здесь, в работе по духовно-нравственному воспитанию личности, мы обращаем внимание детей на важнейшие ошибки, допускаемые порой учителями. Это, с одной стороны, их пассивность, когда они снимают с себя ответственность за воспитание ребенка, разводя руками и сетуя: «Что я могу? Господь Сам все управит?». А с другой стороны часто в деле духовно-нравственного воспитания наблюдается своеволие педагога, когда он пытается вторгнуться в духовный мир ребенка, навязать ему свой «уровень духовности», что тоже страшно и недопустимо.
Прежде чем говорить со студентами о православном воспитании, мы с ними обращаемся к основным положениям христианской антропологии: если мы говорим, что человек создан по образу и подобию Божию, то отсюда следует, что и воспитание должно строиться на уважении в человеке этого образа. Этого нет в светской педагогике. Как нет и принципа Христоцентричности в воспитании, не рассматривается вопрос о сущности и путях воцерковления личности, теперь уже не говорится и о послушании как важнейшем моменте в воспитании, о духовной свободе личности и проблеме внешней свободы человека и о многом еще, что, конечно, не уместится в рамки интервью, но о чем у нас, силами наших педагогов, написаны учебники, о чем мы читаем на своих лекциях.
В общем, чтобы понять особенность преподавания педагогики в православном вузе, лучше ее здесь изучить, поступив учиться к нам.
Чем отличается преподавание основ Православия в начальных классах и средней школе?
В начальной школе дети более открыты. С ними можно более откровенно говорить. Они, как правило, не станут подвергать слова учителя сомнению. В средней школе дети уже могут с тобой поспорить, вступят в дискуссию. Поэтому учитель средней школы должен быть готов к этому, должен уметь полемизировать, отстаивать правоту веры, своих взглядов, доказывать их.
Насколько сегодня оправдано духовно-нравственное образование в школе, ведь раньше такого не было?
Оно было всегда, только в советское время по -другому понималось. Оно было оторвано от Церкви и трактовалось в культурологическом контексте, сводилось к походам в кино, театр и музеи. По крайней мере, так было в школе, где я училась. Необходимость духовно-нравственного воспитания сейчас в школе просто очевидна. Каждый мой поход в школу на родительское собрание повергает меня в уныние, потому что речь постоянно идет о проблемах с поведением детей. Да и наблюдения за современными молодыми людьми говорят об этом. Другое дело, что многие учителя сегодня не готовы работать над духовно-нравственное воспитанием личности. Вернее, они уже, как в 90-е, в общем-то, не отказываются от своих воспитательных функций, но их усилия далеки от достижения высоких духовно-нравственных целей. Особенно это видно на молодых учителях. Они порой не ведут ребенка к высоким идеалам, а подстраиваются под примитивный детских вкус, сформированный, как правило, просмотром телевидения.
Простой пример — празднование в школе 8 Марта. Идет Великий Пост. Учителя могли бы, прежде чем организовывать этот праздник и приглашать мам, учесть, что среди них есть православные верующие, и если уж и готовить как-то это мероприятие, то провести его скромно, без «плясок» и «попсовых песен». В конце концов, если уж так привычно для нас отмечать этот праздник, то можно сделать из него повод лишний раз сказать теплые слова о мамах и бабушках, как это, впрочем, делалось в советское время, по крайней мере, я это вынесла из своего детского опыта. Однако мероприятия по поводу 8 Марта, на которых мне приходилось бывать как родителю, включали 1-2 стихотворения или песню, а то и частушки о маме или о бабушке. Остальное – стихи и песни о симпатиях и любви между девочками и мальчиками, и это в начальной школе!
Или это пресловутое празднование Дня Святого Валентина с организацией в третьем классе игры «Найди себе пару» (имеются ввиду пара между мальчиками и девочками).
Таких примеров можно приводить сотни и тысячи. Когда мы вынуждены были переехать в другой район Москвы, и я изучала в районе все школы, чтобы выбрать что-то подходящее для нас, то обратила внимание, что практически в каждой из них есть кружки каратэ и восточных танцев, это как визитка современной светской школы, без них – никуда! А как же наши, православные традиции духовно-нравственного воспитания? Кроме поедания блинов на масленицу, традиционных русских праздников дети практически не знают, не понимают, вернее, их смысла и обычаев празднования. Детей приучают к чужим праздником с чуждым содержанием, и о воспитании детей в традициях отечественной культуры, которая на протяжении тысячелетия была культурой православной, дававшей установки на духовно-нравственное поведение личности, речи сейчас, к сожалению, в современной массовой школе не идет.
Не получится так, что с введением в школе предметов духовно-нравственного воспитания, тем самым снимается ответственность с родителей, которые в первую очередь должны привить ребенку базовые ценности? Ведь дело школы в первую очередь давать знания, а не лезть в душу ребенка.
О проблеме навязывания ребенку определенного уровня духовности я говорила выше. Здесь нужна работа с самими педагогами, они должны четко различать, в чем состоит их работа, где главное – создать условия для духовно-нравственного развития личности, и в чем работа священника, в чем различие урока ОПК и исповеди.
В то же время, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания, не уделяют этой проблеме должного внимания в своих семьях. Каждый нормальный родитель, конечно же, желает видеть своего ребенка развитым нравственно, но он просто порой не знает, какие могут быть, какие выработаны педагогикой для этого методы и средства. Получается замкнутый круг: родителям никто не говорил о нравственности и духовности, те не знают как это преподнести детям, эти в свою очередь не скажут своим, и тогда никто никогда не узнает, что можно жить как-то еще, что есть другие основы жизни. Должна быть какая-то точка отсчета, и ей может стать учитель, который сам работал и работает над своим духовным ростом, а, кроме того, знает, как к этому росту подвести ребенка. Осторожно, маленькими шажками современная школа должна начать эту работу.
Какими качествами должен обладать преподаватель начальных классов, чтобы по-настоящему сеять разумное, доброе, вечное?
Главное качество — любить детей. И, слава Богу, я наблюдаю это в своих студентах. Это качество все время подразумевалось само собой. Но в последние годы, когда школа отстранялась от воспитательных функций, приходилось слышать, что надо пересматривать основы профессии.
Я лично слышала на конференции в Санкт-Петербурге, как один профессор сказал, что вот, мол, сейчас много пишут о любви, но все это ерунда и детей любить не надо, любить надо свою семью, а к школьникам достаточно относиться с уважением. Это, на мой взгляд, ошибочная позиция. Давайте мы почитаем хотя бы Зеньковского, к которому я отношусь с большой любовью и которого очень уважают и православные, и светские педагоги. Он, говоря об индивидуальном подходе к ребенку в процессе обучения и воспитания, подчеркивал, что раскрыть в каждом из детей индивидуальность, а особенно раскрыть ее в тех, в ком она порой не видна, можно, только полюбив ту или иную личность. Только любя ребенка можно разглядеть в нем какие-то особые положительные черты, которые для остальных незаметны. Именно на эти черты следует опираться, когда выстраиваешь воспитательную работу. Если у человека нет любви к детям, если они вызывают у него раздражение и неприятие, то нечего идти работать в школу. Все остальные качества, необходимые учителю, прописаны в учебниках.
Как молодые учителя начальных классов, вчерашние выпускницы, у которых еще нет своих детей, могут любить чужих?
Как раз легче и быстрее приходит любовь, пока еще нет забот о собственных детях. Но и когда они есть, это не значит, что чужих полюбить нельзя. Да и как может не откликнуться сердце, когда перед тобой стоит трогательный первоклашка с ранцем, больше него самого, и широко открытыми от удивления всем новым глазами. В том, что это возможно, я нисколько не сомневаюсь.
Я и сама испытала эти чувства, когда работала учителем начальных классов после института. Закончив с моим первым и единственным выпуском начальную школу, я осталась преподавать в этом классе математику и выполнять обязанности классного руководителя. После того, как мы закончили с ними 6 класс, я вынуждена была переехать в другой город, и как же тяжело было с ними расставаться! У меня появился свой ребенок, я защитила диссертацию, время пролетело так быстро, что я очень удивилась, когда мои дети нашли меня и пригласили на выпускной! Для меня они остались малышами начальной школы, я запомнила их именно такими, долго помнила и цитировала даже отрывки из их наивных сочинений. Когда одна из моих учениц вышла со мной на связь в «Одноклассниках», я ловила себя на мысли, что пишу ей и даю советы, как будто бы знала ее не когда-то давно, а постоянно с ней общаюсь и именно в роли первой учительницы, наставницы.
Не сомневаюсь, что и мои сегодняшние студенты и выпускники любят своих учеников. Это видно по их горящим глазам, когда они приходят после практики. Как правило, они там устают больше, чем на учебе, порой их просят заменить заболевших учителей, но они никогда еще не говорили мне после практики, что дети их пугают и страшат. Да, современные дети порой трудны, но если подходить к ним изначально с установкой на любовь, то многие трудности преодолимы.
Читайте также:
В первый раз в первый класс (наши первоклашки)