Пробудить веру и покаяние
Мы не нуждаемся в апологии оглашения, Крещение – единственное таинство, в чинопоследовании которого есть след обязательного для духовного рождения человека предварительного оглашения. Это литургическая память Церкви.
Другой вопрос, в каком объеме и качестве оглашение должно присутствовать в сегодняшней церковной практике. Думаю, что этим вопросом задавались христиане всех времен. Значит, единого огласительного формата на все времена в Церкви никогда не было. Были периодически переосмысливаемые практики оглашения. Но всегда они подчинялись общим критериям: возвещение Евангелия оглашаемому, пробуждение веры и покаяния.
Глаза в глаза?
Для того, чтобы соответствовать таким критериям, оглашение должно быть понятным. Это как раз тот уровень, на котором перевод проповеди на язык современников уместен и необходим. Кроме того, поскольку речь идет о вере и покаянии конкретного человека, оглашение должно быть личностным.
Трудно обойтись без обобщений, методик и прочих технологий проповеди, но они никогда не должны заслонять собой живое слово, произносимое и слышимое «глаза в глаза». Для этого оглашающий должен быть знаком с картиной мира оглашаемого хотя бы в самых общих чертах. Это необходимый герменевтический круг, которым пользовались уже апостолы (см. Деяния святых апостолов (8:26-40) о крещении каженика эфиопской царицы). Катехизатор должен быть образованным!
Как подготовить катехизатора?
Из всех, самых разных форм оглашения, во все времена универсальной оставалась устная проповедь, поучение. Сегодняшнее «новое» в подходе к таинству Крещения – лишь восстановление исторического положения вещей.
Главная проблема в сегодняшней практике оглашения, к сожалению, всё-таки неверное соотношение цели и средств. Хорошего катехизатора Господь избирает, но избирает, по преимуществу, из образованных, хорошо воцерковленных, искренних христиан.
К сожалению, серьезной системы образовательной подготовки оглашающих нет. Двух-трехгодичные курсы – может быть, вынужденная мера, но не выход из ситуации. Тем более, что система отчетности работает на опережение и, провоцируя известные общечеловеческие слабости, практически сводит на нет даже этот незначительный труд.
На что тратить бумагу?
Лучше потратить бумагу, которая идет на отчеты, на качественные интересные вероучительные буклеты. А время, затрачиваемое на составление отчетов, – на образование людей и практику в оглашении. Более того, бюрократическая волна докатывается и до оглашаемых. С нас спрашивают – мы начинаем спрашивать с них.
Очень многие смущаются требованием «справок» об оглашении. Одно такое требование способно стать между оглашаемым и Церковью стеной. Конечно, и здесь необходим формальный минимум, но эти документы, свидетельствующие о готовности к Крещению оглашаемого, должны быть тщательно продуманы содержательно, юридически и даже эстетически. Это может быть красивый знак, грамота, но никак не справка. Вручать ее можно с поздравлением, а не с требованием.
Цель – встреча одного человека с другим
Анализируя результаты возвращения огласительных бесед в жизнь Церкви, нужно понимать, каких результатов в этом случае сама Церковь ждет? Очевидно, что наличие веры и покаяния мы гарантировать не можем никакими беседами.
Сообщить Благую Весть можем, но также без гарантированного результата. Мы попадаем в замкнутый круг: без огласительных бесед нельзя, но зачем они нужны – не сразу понятно. Видимо, в современной ситуации главный результат первичного оглашения – встреча одного человека с другим; человека, ищущего Бога в своей жизни, с человеком, который уже имеет опыт такой встречи.
Дальнейшее, как говорится, дело техники. Безусловно, необходимы методисты и методички, подручные вероучительные издания и статистика, система образовательной подготовки катехизаторов и система управления и контроля за оглашением. Но все эти технические методы – только средства по отношению к главной цели: пробуждению веры и покаяния у оглашаемого человека.
Какой результат?
Опыт показывает, что возрождение практики огласительных бесед дает результаты: в Церкви остается после Крещения больше людей, чем раньше. Многих смущает, что это «больше» незначительно.
Однако Господь ради одной овцы оставляет девяносто девять. Обращение одного человека, прежняя жизнь которого была значительно дальше от Бога, в отличие от десяти, перебирающих на свой вкус храмы и батюшек, топчущихся на пороге храма и не находящих мужества жить в Церкви, – это достижение. Это оправдывает любые усилия в деле оглашения.
Найти золотую середину между верой человека и комплексом необходимых формальных требований, сопровождающих рождение этой веры, очень тяжело. Но хорошо то, что мы молимся об этом на каждой Литургии, говорим об этом, и можем с помощью Божией что-то делать в этом направлении.
Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.