Главный архитетор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что 90 % жителей домов у парка «Ходынское поле» против возведения в этом месте храма Сергия Радонежского. Отвечает руководитель пресс-Фонда поддержки строительства 200 храмов и Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии Анастасия Горшкова.
Уже второй раз мне приходится обращаться к главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову через средства массовой информации. Хотя мы и знакомы лично.
Это молодой и смелый человек, он мир повидал, типичный представитель «креативного класса», справедливо восхищающийся американскими достижениями. Их там и правда немало.
Если вдуматься, мне тоже в чем-то нравится Америка. Все у них удобно, вкусно, качественно, кое-что даже красиво. Все с улыбкой и по-доброму. И если Бог судил кому-то приличный достаток, не найти лучше места, где спустить свои кровные с максимальным удовольствием.
Но Москва не Нью-Йорк и не Чикаго, Сергей Олегович! Это город Дмитрия Донского, победившего более 700 лет назад самое могучее воинство своей эпохи, великой княгини Евдокии, которая невзирая на царское достоинство, была истинной матерью всем страждущим, перевязывала гнойные раны бедняков, кормила их и согревала любовью. Это город Андрея Рублева, Павла Третьякова, Пушкина, Лермонтова, Есенина и Блока. Эта земля веками взращивала могучих духом людей, для которых личное удобство и достаток никогда не были побудительным мотивом к действию. Они вошли в историю, совершая деяния во славу Бога и Родины, в горении творчества и самых разных чувств — любви, человеколюбия, сострадания, щедрости, милосердия, искания правды и смысла жизни. Не из-за денег и не ради них.
Здесь никогда не построить потребительского рая. Не потому, что Россия бедная, а потому, что она другая. Пробовали уже. Если вдуматься, ведь именно к обществу потребления пытались вести Россию коммунисты… взрывая храмы, убивая священников, отнимая чужое , но обещая, что скоро все у всех будет и совсем бесплатно. Что из этого вышло, мы знаем. Вроде как и Родину в те времена любили, но «русский человек без Бога дрянь», как справедливо полагал Достоевский. Несвойственна нам безбожная форма жития.
Россия не станет Америкой, Сергей Олегович! Даже если мы под копирку переименуем Ходынcкое поле в Central Park. Даже если выгоним храм за МКАД, а на его место поставим статую Свободы и круглые сутки будем раздавать там бесплатный попкорн. Россия — земля святости, она обагрена кровью многих миллионов воинов, не пожалевших своей жизни за Родину и десятков тысяч мучеников за веру Христову.
Нет, мы не против попкорна, парка, комфорта и прогресса. Мы очень даже «за» эти блага жизни внешней. Мы просто ценим внутреннее больше внешнего. Все мы.
Это просто разного порядка ценности. Они несопоставимы. И значение Церкви несопоставимо в жизни людей с музеем современного искусства и громадным 30-гектарным пустырем, на котором вовсе несложно разместить и то и другое без потери для вида из окон элитного жилья.
Вы жонглируете округленными, взятыми с потолка цифрами «за» и «против» храма на Ходынке. 90% — против, а 10% — за. Не мне Вам напоминать, что народное мнение о строительстве выявляется путем публичных слушаний, которые Вы даже не объявляли.
Но даже если следовать Вашим странным подсчетам, цифра получается интересная. Мы вот тоже считаем, что в современной России никак не меньше 10% людей — это воцерковленные христиане. Еще 70% — не самые знающие богослужебные тонкости россияне, но определенно и ясно считающие себя православными.
Но 90 и 10 это, конечно, совсем не правда. Ложь. И даже если Вам недобросовестно доложили о подписях, собранных «за парк» как о подписях, собранных «против храма», так и знайте, это тоже ложь.
Подписи «за парк» собирали как раз в то время, когда в нем предполагался храм. И только потом по каким-то причинам храм заменили музеем современного искусства. И народа никто не спрашивал. Это «креативный концепт».
Кстати, подписей «за храм» мы за 3 часа Ходынского стояния собрали более тысячи. Но война подписей — дело бесперспективное.
Гораздо важнее победы в подписных кампаниях — победа правды над ложью, добра над злом, Бога над дьяволом. Поверьте, ни в каких процентах и тысячах не измерить количества людей, совершенно точно знающих, чья возьмет.
Не нужно сказок о том, что здание исторического храма в честь великого игумена Земли Русской заслонит собой линию горизонта на 30-ти гектарном пустыре. Это не такое уж и огромное здание. Раз в 17 меньше пресловутого центра современного искусства, которое преодолевая законы физики никому ничего не заслонит с Вашей точки зрения.
И о деньгах волноваться сильно не стоит. На храм преподобного Сергия деньги собрать проще, чем на любой другой. Большая часть собрана уже сейчас. Но даже если бы не было ни копейки, есть два реалистичных сценария где их найти: мы можем обратиться к самым влиятельным людям России, носящим имя великого святого Сергия Радонежского или воспользоваться действующими федеральными целевыми программами, в рамках которых наша страна возрождает свою культуру.
Испокон веков и по всей планете вопросы вероисповедания и национальной принадлежности недаром стоят особняком. Они требуют особенно мудрого и взвешенного отношения на всех уровнях соприкосновения с ними. Вы ступили на скользкую почву. Нельзя в погоне за градостроительными новшествами и совершенствами, отбрасывать обстоятельства, которые хоть и «не по Вашему ведомству», но тоже важны.
Это проблемы грустных перспектив потери единства и самоидентификации русского народа. Не стоит минировать пути возрождения русского духа, национального достоинства, любви к Родине и готовности ее защищать.
Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения. Иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. И это не я так думаю, это Путин.
А это Столыпин. Народы забывают иногда о своих национальных задачах. Такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы.
И не нужно кавычек на этих цитатах. Они ведь будто из глубины сердца любого из нас.
Простите великодушно, если получилось резковато. Наболело. За Державу обидно.