Главные песни Победы
Люди уходят, а песни донесли до нас смысл их борьбы, любви. Краски их ярости и печали. В этом списке – только шедевры. Кроме того, каждая из этих песен связана с определённой гранью военного времени. Для каждой песни нашлась историческая роль.
Из авторов этих песен многие воевали, другие – знали войну с тыловой изнанки. Но все работали на Победу. Верно сказано в одной из фронтовых песен: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»
Песни о войне исправно писали и через много лет после победы. Писали их и композиторы, поэты, родившиеся после 1945-го. Так и должно быть. Но самые ценные, самые дорогие песни – те, с которыми шли в бой. Те, которые помогали выжить в голоде и холоде, после ранений, после гибели любимых людей. Настоящие фронтовые песни. Когда они звучат – мы, издёрганные, грешные люди превращаемся в народ-победитель.
1. И не раз, и не два…
Композитор Борис Фомин – автор самых популярных в мире русских песен, настоящих шлягеров. Это «Дорогой длинною», «Только раз». Его считали эдаким пережитком прошлого, принадлежащим пряному миру романсов. А «пережитку» к началу войны было всего-то сорок лет. И он одним из первых начал писать оборонные песни – марши, гимны, шуточные зарисовки, связанные с армией, с сопротивлением.
Песня на стихи Григория Гридова «И не раз, и не два» зазвучала в первую неделю войны. Грозный, сплачивающий напев. Как важно было в те дни напомнить о непобедимой русской стойкости:
Пронесли в боях мы предков наших славу,
Не согнула нас свинцовая гроза,
Встали в ряд один: Бородино, Полтава,
Перекоп и финские леса.
Родину беречь нам завещали деды,
Жизни не щадя, в атаку шли отцы.
Выпал час и нам сражаться до победы…
2. Священная война
Эту песню уж точно помнят все. Визитная карточка александровского хора, который превратил её в явление природы, в голос истории. Эта песня – как восклицательный знак в прологе войны. Мелодия Александра Александрова во многом и превратила войну в Великую Отечественную. Подсобили и стихи Лебедева-Кумача.
3. В землянке
Первой исполнила песню Лидия Русланова, но я бы выбрал утёсовское исполнение. «Землянку» он спел без одесских штучек, спел, как солдат. Песню подчас осуждали за пессимизм, но она стала народной. Её и в восьмидесятые пели ходившие по вагонам инвалиды. Алексей Сурков написал эти стихи, когда немцы прорывались к Истре. И для него, и для композитора Константина Листова эта песня стала звёздным часом.
4. Ой, туманы мои, растуманы
Мы сегодня недооцениваем значение хора им. Пятницкого для фронтовиков. Армия наша была, по большей части, крестьянская и пригородная, им близки были песни композитора Владимира Захарова. Их ждали. А эта песня на истинно эпические стихи Михаила Исаковского получилась на славу. Настоящий неисчерпаемый народный распев.
5. В лесу прифронтовом
Иногда в одной песне за четыре минуты можно достичь глубин, которых достигает не каждая опера или симфония. В этой песне Матвея Блантера есть и лирика, и патетика. Панорамная песня, как и «Соловьи» Соловьёва-Седого, как «Эх, дороги» Новикова. Высший песенный пилотаж. Сентиментальный вальс превращается в воинскую клятву. И в реквием по павшим героям. При этом Блантер не меняет мелодии! Этот композитор, как никто другой, понимал поэзию, осторожно и точно подчёркивал её акценты.
Великую, бессмертную песню Василий Павлович Соловьёв-Седой посвятил боевым морякам. Он написал её в начале войны. В Союзе композиторов минорную, упадническую песню раскритиковали и положили под сукно. В дни отступлений, когда части Красной армии оставляли города, казалось кощунственным петь с тихой грустью: «Прощай, любимый город», — хотя бы и о моряках, уходящих в плаванье. Прошло несколько месяцев, когда на Калининском фронте, в землянке, он спел продрогшим, сонным бойцам, «поддавшись какому-то необъяснимому чувству»:
Споемте, друзья, ведь завтра в поход…
И песню подхватили!
7. Шумел сурово Брянский лес
Это песня первой, страшной половины Великой Отечественной. Лучшее из всего, что написал поэт Анатолий Софронов. И с композитором Сигизмундом Кацем – та же история. Мы часто это повторяем: лучшая, лучшее. Так уж вышло, что под бомбёжками многие создавали своё лучшее. Уже со второго куплета не подпевать невозможно. И кажется, что сидишь у партизанского костра. До Победы далеко-далеко, но враг уже знает силу партизанского удара. Горят немецкие штабы. А партизаны возвращаются невредимые.
8. Заветный камень
Фронтовые музыканты часто называли эту песню лучшей за всю войну. Композитору Борису Мокроусову удалось создать эпическую балладу о том, как севастопольский камень прошёл через поражения к Победе.
Сложные мелодические ходы, но никаких лишних выкрутасов. В мелодии – сдерживаемое волнение. «Есть у нас царь-пушка, есть царь-колокол и есть у нас царь-песня — «Заветный камень»», — говорил Утесов. Хорошо пели «Заветные камень» и оперные певцы: Марк Рейзен, Мария Максакова. И, конечно, александровцы.
9. Тёмная ночь
Однажды услышав, как поёт эту песню Бернес в фильме «Два бойца», забыть её невозможно. Это не артиллерия, это настоящая высокая лирика. Изысканная мелодия и напев вполголоса. Музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова.
10. Соловьи
На войне необходимы были и нежные песни. Чистые, без тени цинизма. Сюжет вообще-то фантастический, невероятный: в походе каждая минута сна на вес золота, а тут соловьи мешают спать. Но Соловьев-Седой и Алексей Фатьянов создали не просто сладкую идиллию. Есть в песне и героический, трагический куплет. Снова – четырёхминутная опера, в которой есть и лирическое, и драматическое начало! А ещё это песня о том, что на войне не ожесточились, не выгорели души. Гениально пел «Соловьёв» Георгий Виноградов.
11. Дорога на Берлин (Брянская улица)
Без комических номеров и в войну не обходился ни один концерт. Можно было бы припомнить немало весёлых фронтовых песен, но эта – образцово-показательная. Утёсов приноровил к военной теме находки своего театрализованного джаза. Дух наступления, предчувствие победы – всё это есть в простенькой и бодрой песне Марка Фрадкина и Евгения Долматовского.
12. Эх, дороги…
И в этой песне есть всё, фронтовая судьба от больших надежд до гибели на чужой стороне. Лучшее творение плодовитого композитора Новикова и не менее плодовитого поэта Льва Ошанина. Песня написана вскоре после войны, для неё мы сделали исключение. Эта песня – эпилог к Победе.
Незабываемо исполнял её Муслим Магомаев в 1970-е годы. Его отец, талантливый художник, добровольцем ушёл на фронт и погиб, спасая товарища, за несколько дней до победы. «А кругом земля дымится. Чужая земля».
Читайте также:
- 10 фронтовых фильмов о Великой Отечественной
- Память горя сурова, память славы жива… 10 стихотворений о Великой Отечественной