Главы Православных Церквей готовы проявить снисхождение к нарушителям поста по уважительным причинам
В документе говорится о том, как относиться к нарушителям постов и заслуживают ли они снисхождения.
В проекте документа отмечается, что сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, либо ввиду существующих условий жизни, чтобы под этим ни подразумевалось.
«Однако все случаи отхода от священных предписаний о посте, носят ли они более общий или частный характер, должны с пастырской ответственностью восприниматься Церковью, потому что Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11)», — говорится в документе.
При этом в проекте документа подчеркивается, что не должно принижаться значение поста.
Поэтому оставляется на рассуждение Поместных Православных Церквей определять меру человеколюбивой икономии и снисхождения для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.).
Это касается и случаев, когда пост нарушается из-за климатических условий, социально-экономических особенностей некоторых стран, например таких, как отсутствие постных продуктов.
«Смягчая в этих особых случаях «тяготу» священных постов в рамках вышесказанного, ни в коей мере не умаляя священного установления поста», — говорится в документе.
В нем указывается, что милосердное снисхождение должно быть оказываемо Церковью «со всякой осмотрительностью» и, несомненно, с большей снисходительностью в отношении тех постов, по которым не всегда и не во всех случаях в церковной традиции и практике существует единообразие.
Хорошо поститься каждый день, но неядущий ядущего да не осуждает. В таковых делах не нужно ни устанавливать законы, ни совершать насилие, ни принудительно обращаться со вверенной тебе паствой, но пользоваться убеждением, мягкостью и словом, сдобренным солью (Прп. Иоанн Дамаскин, О святых постах 7).
Между тем, всем верным Церкви, чтобы должным образом приступать к Божественному Причастию, которое является главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи.
Подобает также поститься в знак покаяния, во исполнение духовного обета, для достижения той или иной священной цели, во время искушения, в соединении с прошениями к Богу, перед Крещением (для приступающих ко Крещению в зрелом возрасте), перед хиротонией, при наложении епитимий, во время паломничеств и в прочих подобных обстоятельствах, подчеркивается в документе.