Добрый день, дорогие друзья!
Большое спасибо всем, кто откликнулся и выполнил домашнее задание – составил свой список фильмов, одним из героев которых является священник.
Вы совершенно правы в одном. Действительно, отечественное кино богато кинокартинами, которые, хотя в них ничто и не указывает на веру, Церковь или религиозность персонажей, могут на полном основании восприниматься как христианские по своей сути. Более того, их герои могут стоять на атеистической позиции, или целиком и полностью, всей своей жизнью, воспроизводить классические идеалы советской эпохи (собственно говоря, именно кино эти идеалы разрабатывало и предлагало), но мы не будем чувствовать отторжения. Потому что эти идеалы очень близки христианству.
Например, забегая немного вперед, упомяну всем знакомую и знаменитую картину «Отец солдата».
Помните эпизод, когда старик бросается под танк, защищая виноградную лозу? Конечно, можно, как это всегда и делали, прочесть это как гимн честному труду, полной смысла жизни земледельца, противостоящего хаосу, жестокости, разрушению.
Но ведь под танком гибнут не яблони, не вишни, не розы – виноград! Да, это отчасти можно объяснить «грузинской» линией картины, но для человека, воспитанного в христианской культуре, духовный символизм этого отрывка очевиден.
Через десятилетия Резо Чхеидзе снял по рассказу Сельмы Лагерлеф фильм «Свеча с Гроба Господня», в котором о многих вещах сказано с большей ясностью и прямотой, чем возможно было раньше. В этом контексте символика фильма «Отец солдата» обретает дополнительное измерение.
С этим явлением – религиозностью светского по своей форме кино – хорошо знакомы эксперты-киноведы. Профессор Николай Андреевич Хренов в своей книге «Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов» упоминает, что согласно материалам одного из кинословарей, в России с 1909 по 1999 год было снято 400 фильмов, так или иначе связанных с религиозной тематикой.
Н.А.Хренов констатирует, что в истории отечественной кинематографии можно насчитать множество «фильмов, в которых о религии не говорится, и в них самими авторами религия не подразумевается. Тем не менее они по своей сути оказываются религиозными. В результате получается, что печать религии лежит на всех проявлениях русского кино, да и русского искусства тоже».
Более того, как мы имели возможность убедиться, кресты и купола можно снимать на пленку и изображать на экране и с откровенно антихристианской позиции, и просто – «для колорита».
О том же справедливо пишет киновед Ирина Николаевна Гращенкова: «Православное кино не обязательно вырастает на материале церковной жизни, в сопровождении молитв, икон, колоколов. Все это может присутствовать на экране, а по смыслу и духу православного кино не будет и в помине. Духовные искания, борьба Бога и дьявола, Добра и Зла, Веры и неверия в душе человека, поиски пути к Спасению, дороги к Храму могут воплощаться не только в церковном материале. Картина мира как Мира Божия, стоящего на православных основах, может создаваться на материале обыденной жизни».
«Печать религии лежит на всех проявлениях русского кино». Православная картина мира «может создаваться на материале обыденной жизни». Важные выводы, которые позволяют многое объяснить и по-новому взглянуть на привычные вещи.
Согласитесь, что сегодня, например, фильм «Все остается людям», который, кстати, несколько человек упомянули в домашнем задании, мы смотрим совсем по-другому. В этой картине понимаются вопросы, которые не могут не тревожить каждого из нас. Что ждет человека после смерти? Зачем он появляется на свет? Зачем живет?
Главный герой картины – деятельный, талантливый, честный и принципиальный ученый, по совместительству депутат Верховного Совета, доживающий последний год своей жизни. Он знает, что смертельно болен, и ему дан лишь год на то, чтобы исполнить свою миссию на земле.
Центральный диалог картины, вмещающий в себя весь ее смысл – это спор атеиста с духовным лицом. Да, здесь науку преднамеренно сталкивают с религией, аргументы и позиция священника изначально ослаблены. Но сколько можно прочесть между строк! И сегодня мы с легкостью прочитываем это.
Поэтому одна из наших задач, в рамках этого цикла статей, по крайней мере, вспомнить свои любимые фильмы и по-новому их осмыслить. А для тех, кто не знаком с советской киноклассикой – расширить свой кругозор.
Но если отечественные фильмы нам всем хорошо знакомы, то западные – в гораздо меньшей степени. Поэтому я буду стараться время от времени предлагать вам и то, и другое, не всегда соблюдая хронологию, поскольку далеко не все, думаю, с одинаковым энтузиазмом будут смотреть черно-белое и цветное кино.
Первый фильм, который я попросила вас оценить самостоятельно – «Отец Сергий» режиссера Якова Протазанова. Кстати, жаль, что похоже почти никто не смог это сделать – в форуме я прочла только один отзыв.
Для нашей темы фильм Протазанова чрезвычайно важен по следующим соображениям.
- Во-первых, это первый отечественный кинофильм, художественные достоинства которого признаются всеми кинокритиками. Это, с одной стороны, вершина дореволюционного кинематографа, с другой – его лебединая песня.
- Во-вторых, это первый отечественный фильм, в котором священник предстает не второстепенным персонажем, а главным героем.
- В-третьих, это первый выдающийся фильм, опирающийся на религиозную основу, снятый после отмены цензурных ограничений для кинематографа.
- В-четвертых, значимо, что уже в конце 1920-х годов идеологи «новой культуры» яростно выступали против показа «Отца Сергия» в кинотеатрах, аргументируя свою позицию следующими словами: «Показывать “Отца Сергия” — это значит заведомо возбуждать интерес к церкви, к религии».
Значит было в этом фильме нечто такое, что всегда вызывало ярость безбожников и симпатию верующих.
- В пятых, «Отец Сергий», вывезенный после революции за границу, с успехом шел во Франции, представляя, таким образом, зарубежному зрителю целый срез русской традиции и культуры.
Именно через «Отца Сергия» многие пытались разгадать загадку таинственной русской души.
Конечно, не зная уровня других отечественных кинокартин начала ХХ века, нам, современным зрителям, достаточно сложно оценить всю масштабность решенной режиссером задачи. Игра великолепных актеров – Ивана Мозжухина, Натальи Лисенко, Веры Холодной, – может показаться излишне театральной… Таким было юное русское кино.
Но именно здесь, в постановке света, операторской работе, в движении камеры, в гриме, монтаже и открывается вся новизна достижений Протазанова и его коллег. Но дело не только в технике и мастерстве.
Тонкий наблюдатель И.Н. Гращенкова высказала справедливую мысль, что «Отец Сергий» – это «фильм-модель формирования православного сознания и становления православной картины мира».
К сожалению, с печалью констатирует исследовательница, практически никто никогда не пытался открыть этот фильм с религиозной точки зрения, взглянуть на него как на «духовное пространство».
«А ведь Протазанов читал и экранизировал повесть Толстого, прежде всего, как текст духовного содержания во плоти реалистической, психологической прозы, с ее правдой характеров, достоверностью картин жизни, бытовыми подробностями», – утверждает она.
История князя Касатского, ставшего сначала монахом, потом – почитаемым старцем, а в конце своего жизненного пути – нищим странником – это история всего русского богоискательства во плоти.
Именно поэтому «Отец Сергий» Якова Протазанова так значим для истории религиозного кинематографа.
Примечательно, что финал картины Протазанова несколько отличается от авторского толстовского текста. Если у Толстого раб Божий Сергий счастливо поселяется «на заимке у богатого мужика», то у Протазанова – он исчезает из кадра, уходя в неизвестность.
В заключительных кадрах кинокартины И.Н. Гращенкова видит пророчество о грядущих судьбах России: священник, уходящий на страдания по этапу.
Хочу предупредить, что художественный анализ и православная оценка «Отца Сергия» Л.Н.Толстого по ряду причин лежит за границами нашего сегодняшнего разговора о кинематографе. За последние годы об этом написано достаточно взвешенных и интересных исследований, к которым я и хотела бы направить интерес любопытных читателей.
Итак, мы сделали несколько важных выводов.
Религиозность, духовный смысл – это врожденные, хотя и не всегда явные особенности отечественного кино.
Именно «на материале обыденной жизни» и создаются произведения, которые говорят о горнем больше, чем те, в которых визуальная «религиозная» часть доминирует и оттягивает на себя все внимание зрителя, не давая ему даже приблизиться к глубине переживаний и ощутить само существование духовного пространства.
Завершая сегодняшний разговор, я попрошу вас вспомнить о каком-либо известном отечественном фильме, который сегодня может быть прочитан как подлинно христианская история.
Читайте также: