Глядя вверх
Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.
Космос, окружающий литургию
Христианское богослужение и архитектура храма развивались параллельно. Никита Гайдуков: «Разные элементы литургии получили богословское осмысление в разное время. Первой была истолкована анафора (евхаристическая молитва), которая стала изложением истории мира от творения и до Второго пришествия Христова. Поскольку вся история мира была “вложена” в литургию, то храм стал пониматься как оболочка, как космос, ее окружающий. Отсюда и возникла идея символического оформления храма как космоса; и где-то в VI-VII веках, когда символическое толкование окончательно сложилось, и начинают устраивать купола. В некоторых храмах Палестины, Армении хорошо заметно, что в какой-то момент базилика была перестроена: центр сломан, посередине поставлены четыре опоры и на них купол».
Есть два принципа того, как устроен верх человеческого жилища: шалаш и пещера. Шалаш — это стропила и потолок, а пещера — это свод и купол. «При строительстве храмов использовался и тот, и другой принцип. Например, в монастыре святой Екатерины на Синае просто потолочные балки, стропила с деревянной крышей, — поясняет Никита Гайдуков. — Сейчас практически не используются стропильные перекрытия. Однако в деревянных церквях, например, не сделаешь ни правильный купол, ни свод. Свод должен быть округлым, а дерево не позволяет создавать такую форму, все равно где-то будут углы. В древнерусских деревянных храмах использовалась способы имитации свода. Есть так называемое небо: под центром деревянного шатра обычно делают круглый медальон с изображением Христа, а от него отходят сегменты с изображениями ангелов, апостолов».
Над куполом (или главками) возвышается крест. «Купол строился ради того, чтобы вознести крест, — говорит Андрей Анисимов. — Если основной объем храма символизирует мир, то свод символизирует небо. Крест — символ Христа и Воскресения — венчает свод, он стоит на шаре — тоже образе мира».
Золотые, зеленый, голубые…
Главки на Русь пришли из Византии. Рассказывает Андрей Анисимов: «Первоначально они были полусферическими, повторяющими форму свода (в шатровом храме Вознесения в Коломенском главки практически нет — маленькая сферка, и на ней стоит большой крест). У нас эта форма стала развиваться, сфера поднималась, и к XIII — XIV веку купол стал похож на шлем (такие купола у Успенского собора во Владимире, у Покровского собора суздальского Свято-Покровского женского монастыря, главный купол Казанского собора на Красной площади в Москве). Шлем напоминал христианам о том, что они — воинство Христово, и слова апостола Павла: “Облекитесь во всеоружие Божие”, “ шлем спасения возьмите” (см. Еф. 6 : 11, 17) . К концу XVI века форма главки становится похожей на луковицу, а к XVII веку — на свечу, особенно если она золотая».
В древности цвет и форма главок не имели особенного значения. Более поздняя традиция предполагает, что цвет главок связан с тем, какому событию священной истории или святому посвящен храм: Богородичный или Рождественский храм — голубые со звездами, Господский — золотые, Троицкий — зеленые. На главках храма Василия Блаженного мы видим все цвета, весь этот храм — образ Небесного Иерусалима.
«Количество глав тоже имеет свое значение. Одна глава — Христос. Три — Троица. Пять: одна посередине большая и золотая — Христос, остальные поменьше и иногда серебряные — четыре евангелиста. Семь глав — семь Таинств, семь Вселенских соборов. Девять — девять ангельских чинов. Бывает и 33 главы, символизирующие 33 года земной жизни Христа. (Например, в знаменитом Кижском ансамбле у двух храмов — Преображенского и Покровского — и колокольни в сумме 33 главы.) Конечно, количество главок непринципиально — храм там, где двое или трое собираются во имя Христово (см. Мф. 18, 20), — поясняет Андрей Анисимов. — Просто архитектор-христианин хочет, чтобы у храма была идеальная композиция и чтобы все детали имели значение».
В русских храмах XVI века барабан и главка возносятся высоко в небо на шатре. «Иногда утверждают, что шатровые храмы — это наш вариант готической архитектуры, — говорит Андрей Анисимов. — На самом деле это не так: в готической архитектуре нет ни одного шатрового храма. Шатер в православном храме расположен в центре, над самим храмом, его объем видно изнутри. На Русь шатер пришел из Византии. Но там он завершался не барабаном с главкой, а небольшой полусферой с крестом. Такой византийский шатер можно увидеть у нас на часовне Крест около Переславля-Залесского — часовня стоит на четырех столбах и перекрыта шатром».
Часто шатры храмов украшены «горками кокошников» — декоративным элементом, появившимся в XVII веке. Он возник на основе закомар — другого обусловленного конструкцией храма элемента — полукруглых или заостренных завершений наружной стены, повторяющих внутреннюю форму свода.
Христос-Вседержитель
Внутри потолок православного храма, как правило, сводчатый. «Свод символизирует небесную сферу. Конструктивно это тоже оправдано — большое перекрытие сделать плоским сложно, — поясняет Андрей Анисимов. — Свод дает хорошую акустику — самая лучшая акустика в сферических помещениях, где звук собирается в центре. Кстати, теплопотери в сферическом помещении тоже меньше, тепло отражается так же, как звук».
Каноны храмовой росписи сложились в послеиконоборческий период (когда на VII Вселенском соборе была осуждена ересь иконоборчества). Возникла необходимость в единой изобразительной системе для восстановления разрушенных иконоборцами изображений, а также создания новых мозаик и росписей. До этого под куполом могли изображаться и Христос, и Богородица, и ангелы, в древности было распространено изображение Бога-Отца, запрещенное VII Вселенским собором (этот запрет был повторен на Большом Московском соборе 1666-1667 годов). В послеиконоборческой Византии обязательным (каноническим) на своде купола становится образ Христа-Пантократора (греч. Pantokrátor — Вседержитель). «Пантократор — это Христос Страшного суда, второго пришествия, — поясняет Никита Гайдуков. — Есть разные изображения Христа: как Младенца, Отрока (Эммануил), Христа на иконе “Сошествие Святого Духа на апостолов”, на иконах двунадесятых праздников. Образ Христа второго пришествия наделен определенными атрибутами власти, часто Христос изображается в окружении ангелов, херувимов и серафимов. Из Евангелия мы знаем, что Христос никакой власти не применял: “…Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит” (Мф. 12, 20). Он сам пришел пострадать за людей. А о втором пришествии мы знаем, что Христос придет в силе и славе — и именно это значение имеет иконография образа Бога-Судии, который знает все дела человека».
Со временем на Руси византийская программа храмовой росписи перестала жестко выполняться. В русских храмах под куполом можно увидеть образ Спаса в силах, Богородицу, а также неканонических, но популярных Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя. Последнее происходило оттого, что иконописец зачастую вынужден был исполнять волю некомпетентного заказчика. Однако образ Христа-Вседержителя по-прежнему остается у нас одним из самых распространенных в купольной росписи. Одни из лучших образцов этого изображения — в Софийском и Владимирском соборах в Киеве (во Владимирском соборе — роспись Васнецова), в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Феофана Грека.
Нескучный сад №4 2009
Нескучный сад — архив по номерам