В целом жизнь Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) делится на два периода: до архиерейской хиротонии в 1526 году и после нее. Эти два периода существенно отличаются друг от друга. Первый можно разделить еще на три хронологических отрезка, но практически они не отражаются в источниках и возможна только их реконструкция благодаря косвенным данным 1. Второй период можно разделить на две части: новгородскую и московскую. Источники по ним весьма разнообразны. Однако есть одна интересная особенность. О новгородском периоде Святителя мы очень хорошо осведомлены прежде всего благодаря так наз. Владычнему летописному своду 1539 года 2, в котором целенаправленно и последовательно освещена деятельность архиепископа Макария. Известия свода заканчиваются 1537 годом; последний раз имя святителя Макария упоминается в нем под 1537 годом, когда говорится о его молитвенном предстательстве во время мятежа князя Андрея Старицкого 3. После первосвятительской интронизации в 1542 году главным источником сведений о его жизни является Никоновская летопись, когда имя Митрополита Макария опять становится частым на страницах летописи. Таким образом выявляется пятилетняя лакуна в конце его архипастырского служения в Великом Новгороде, о которой известно менее, чем о предшествовавших и последующих годах. Если о последних днях его Митрополичьего периода, то есть о конце жизни, мы знаем довольно подробно благодаря особой Повести, то о конце новгородского периода, наоборот, совсем мало. Поэтому представляется целесообразным максимально собрать сведения о годах, предшествующих его митрополичьей интронизации, используя прежде всего другие летописи с привлечением различных дополнительных источников. В летописи ранее, отдельно от рассказа о мятеже князя Андрея Старицкого, говорится о составлении по благословению святителя Макария Жития преподобного Михаила Клопского 4. В службе этому Святому выявлен акростих, свидетельствующий о ее составлении по благословению архиепископа Макария 5. Все это позволяет говорить о проведении местной, епархиальной канонизации преподобного Михаила в Великом Новгороде.
Вскоре после своего прибытия на кафедру Святитель предпринял собирание всей духовной литературы 6. В процессе этой работы инок Аркадий, бывший, как и Святитель, постриженником Пафнутиево-Боровского монастыря, начал в Новгороде 7 февраля 1538 года переписывать Июльскую Четью Минею, о чем он оставил запись в конце рукописи: “В лето 7046-го месяца февраля 7 день на память преподобнаго отца нашаго Парфения и преподобнаго Луки по благословению государя нашаго Пресвященнаго архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыки Макариа почета сия книга писати многогрешным неключимым иноком Аркадцом Пофнутьева монастыря пострижеником. А святою молитвою его и благословением съвръшена сиа книга месяца июля 13 день на память святаго Великаго Архистратига Гаврила и преподобнаго Стефана Сафаита. И вы Бога ради чтите а не клени те и аще которая опись обрящется, и вы Бога ради собою исъправляйте” 7.
В 1538 году в Москве произошло важное событие: “В лето 7046, апреля в 2 день преставися Великая княгиня Елена на память преподобного отца нашего исповедника Никиты, игумена Никомидейского, со вторника на среду, в 7 час нощи и положена бысть в Вознесении” 8. Несомненно, когда в Новгороде стало известно о кончине Великой княгини Елены Глинской, матери Иоанна Грозного, святитель Макарий совершал о ней заупокойные моления в Софийском соборе.
Как отмечается, Евангелие, которое ранее архиепископ Макарий пожаловал в Боровской монастырь, изготавливали владычные мастера десяти специальностей 9. Были среди них и часовые умельцы. В 1538–1539 годах для Соловецкого монастыря, который перед этим пострадал от сильного пожара, по благословению Новгородского владыки был изготовлен часовой механизм башенных часов, который хранится ныне в экспозиции Коломенского музея. Надпись на большом колесе гласит: “В лето 7047-го благословение(м) повеление(м) архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыке Макарьи и при игумени Алексии зделаны бы(ша) сии часы на Соловки, а дела архиепископль мастер Семен часовник” 10.
Часы, изготовленные по благословению
архиепископа Макария для Соловецкого монастыря.
Коломенский музей.
В 1539 году был сведен с престола Митрополит Даниил (1522–1539; †1547), в связи с чем состоялась поездка Новгородского архиепископа Макария в Москву. Львовская летопись сообщает точную дату прибытия Святителя в Москву. “Тоя же зимы, января 25, в субботу, приехалъ къ великому государю Ивану Васильевичу всея Руси на Москву изъ его отчины изъ Великого Новгорода богомолецъ его архиепископъ Макарий Великого Новгорода и Пскова” 11. В Москве он возглавил Первосвятительскую интронизацию нового Предстоятеля Русской Церкви — святителя Иоасафа (1539–1542; †1555). Сохранился подробный Чин митрополичьего поставления, где многократно называется, хотя и без имени, архиепископ, которым был святитель Макарий. В четверг 6 февраля состоялось наречение Троицкого игумена Иоасафа (1529–1539), затем его повели “на митрополичь двор и в полату, и тамо в полате нареченнаго архиепископ и епископы посадиша его на уготованном месте” 12. В тот же день “архиепископ и епископи нареченному Иоасафу благовестие учиниша по писанию же 13. В воскресение 9 февраля перед началом Литургии “епископи же, и архимандриты, и честнии игумены, и протопопы, изо олтаря по два приходяще, государю великому князю да и архиепископу поклонение творят до полу” 14. После исповедания православной веры поставляемый творит целование собору архиереев, “первие архиепископа целует в десное колено и в руку десную и в ланиту” 15. Далее начинается Литургия и на Трисвятом “нареченнаго приводят во олтарь в царьския двери, и архиепископ и епископи поставляют его Митрополитом всея Росии” 16. «А после “Изрядного” архиепископ Митрополиче имя наречет: “В первых помяни Господи архиепископа нашего Иоасафа, Митрополита всея Росии”…» 17. После Литургии новопоставленный шествует к Государю, а иерархи ждут его в Митрополичьих палатах. При его возвращении “архиепископ и епископи, вышед из палаты встретят Митрополита на дворе у лестницы, и Митрополит архиепископа и епископов благословив Животворящим Крестом да с ними о Христе целование творит, да зовет их к себе ясти” 18. В конце Трапезы новопоставленный Первосвятитель творит Чин шествия на ослята. По возвращении “Митрополиту за здравие говорил и чашу подавал архиепископ Макарий Великого Новограда и Пьскова” 19. В Чине поставления Митрополита Иоасафа приведена грамота, которую дал святитель Макарий новопоставленному Митрополиту 20.
Святителя Макария сопровождал в поездке в Москву Спасо-Хутынский игумен Феодосий (1531–1542), который был одним из кандидатов на Первосвятительский престол. В одной из летописей справедливо говорится, что новый Митрополит “поставлен бысть <…> архиепископом Великого Новагорода и Пскова Макарием” 21. Это была его вторая поездка в Москву в течение новгородского периода.
В Новгороде по-прежнему строились храмы. “В лето 7048. Поставлена бысть и священа церковь каменная с трапезою, в Георгиеве монастыре, Алексий Митрополит Московский и всея Росии чудотворец, сентября в 15 день, неделю, архиепископом Макарием Великаго Новаграда и Пскова, при архимандрите Гурии Юрьевском <…> Того же лета архиепископ Макарий Новгородский постави церковь каменную, в Каменном городе, святыя мученицы Анастасии, от мору заветную” 22.
В том же 1539 году в Великий Новгород приехали афонские старцы, иеромонах Митрофан и инок Прохор, “Архиепископ же сих полюбовне прият, яко же бе ему обычай странные приимати и почти их”. На основании их рассказов по благословению Святителя было составлено Житие болгарского мученика Георгия (†1515; пам. 26 мая) 23. Иеромонах Илья, макарьевский книжник и миссионер, совершил с афонцами поездку в Псков, во время которой и составил Житие болгарского Святого 24.
В 1539 году в пределах Каргополя было явление чудотворной иконы святителя Николая и святых мучениц Варвары и Параскевы. “И прослуся то чюдотворение по всей России и абие вниде в слух в Великий Новград архиепископу Макарию. И повеле архиепископ ту чудотворную икону привести в Новград, и поставиша ея в церкви Софии Премудрости Божий и быша тамо от тое иконы многа чюдеса: мнози недужнии сцелении получиша и здрави быша. И повеле архиепископ ту святую икону пренести в монастырь девичь, что в земляном городе на Софейской стороны во имя Варварской и ту святую икону в том монастыре поставити в церкви. Изволением Божиим та святая чюдотворная икона ис того Новаграда и из монастыря Варварского изыде на прежнее место, где явися в древе и на пню березовом. И бысть взыскание много от архиепископа о той иконе в Великом Новеграде и в весех. И абие дойде в слух архиепископу, что та чюдотворная икона обретеся на прежнем своем месте на пню березовом. И посла архиепископ злата и сребра на создание храма святыя великомученицы Варвары, где обретена бысть та чюдотворная икона на пусте месте, на блате зыбучем и лесном. И бысть блато с того времени и место то ста сухо и выше. А глаголют иконописцы, что та чюдотворная икона писма греческих иконописцев. И повеле архиепископ с тое чюдотворныя святыя иконы списати такову же икону в трех лицах и привезоша ю в Новград и поставиша ту новую икону в том Варварском девиче монастыре в церкви” 25.
1540 год принес стихийные бедствия: “Бысть вода велика в Великом Новегороде <…> при архиепископе владыке Макарий” 26. А к празднику Успения в 1540 году во Псков были принесены “с иные земли” резные иконы святителя Николая и мученицы Параскевы 27, но “во Пскове такие иконы на рези не бывали” и возникло сомнение о возможности поклонения им. Поэтому “те иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород”. Святитель благоговейно почтил их, “молебен им соборне пел, и честь им воздал и проводил их сам до судна, и велел псковичам у тех старцев те иконы выменити, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем”. Е. Голубинский поясняет, что святитель Макарий был “из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, то есть знал, что Можайская резная икона св. Николая не только была принимаема, но и весьма почитаема” 28.
В 1540 году святитель дал вкладом Евангелие в придел Архангела Михаила в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Это произошло в день памяти Архангела Михаила, имя которого он носил в миру. В Евангелии Святитель сделал запись: “В лето 7049-го месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие Преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарий в дом святому Архангелу Михаилу в Ерулим святый на полатех при священниках Василии, Ивани и Григорье Псковитине” 29.
В том же 1540 году священник Агафон по благословению Митрополита Иоасафа “и благословением господина пресвященного архиепископа Макария благоспасаемых градов Великого Новграда и Пскова” 30 составил Пасхалию на восьмую тысячу лет. Таким образом при святителе Макарии была продолжена инициатива архиепископа Геннадия, который в 1492 году составил Пасхалию на первые 70 лет восьмой тысячи.
В марте 1541 года государь “прислал в свою отчину в Великий Новгород к богомольцю своему Макарию архимандриту Великого Новгорода и Пскова дву старцов иерусалимских от Господня Гробу от святейшего Патриарха” Иерусалимского Германа II (1534–1579). Старцы принесли различные святыни в дар Святителю от Иерусалимского Патриарха и грамоту 31. Она начинается словами: “Боголюбивому архиепископу святыя епископства Макарью нареченныя Софея Премудрости Великого Новогорода радость и мир да будет та о Святем Дусе возлюбленный сослужебник нашего смирения и молимся Богу о здравии”. Далее в грамоте излагается просьба о вспомоществовании иерусалимскому храму Гроба Господня. После текста грамоты говорится, как пришедшие старцы стали являть Святителю “бесценныя духовныя и различныя поминки”.
В 1541 году в Новгороде был сильный пожар, при этом “сгорело всех храмов Божиих 20 и 2 церкви” 32. Одновременно сильно пострадал двор ревельских купцов. Последовавшие позднее с их стороны иски и разбирательства сопровождались апелляцией к святителю Макарию, ставшему вскоре Митрополитом 33.
В 1541 году был завершен первый этап по составлению Четьих Миней и святитель Макарий дал в Софийский собор комплект Четьих Миней, предприняв уникальную попытку в истории нашей культуры — собрать воедино все чтомые духовные книги на Руси. Во вкладной записи он писал: “В лето 7049 — девятое во Христолюбивое Царство святейшаго царя и государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодръжца и государя нашего в восмое лето государьства его. В первое ж надесятое лето от рожества его. Се яз смиренный Макарие архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею Четью месяць Септябрь и прочиих дванадесяти Минеи Четьих. Во святую великую в соборную церковь святыя Софея неизреченныа Премудрости Божия того ж преславущаго Великого Новаграда в шестенадесяте лето святительства и паствы своего смирениа на память своей души и по своих родителех в вечной поминок. И да никто ж сию святую книгу Четью Минею освоит или от святыя церкви Премудрости Божий насильством въсхитит, таковый да судится яко преобидник и похищник Божиа Церкви не токмо зде, но и в будущий век, а прочитаай и приемля сию святую книгу Минею Четью по благословению архиепископа или церковного чиноначальника велику души пользу приемлет, не токмо себе, но и прочим послушающим со внимание в славу Божию аминь” 34.
Митрополит Макарий.
Алтарная роспись в храме Спаса Нерукотворного
в с. Деулино. 1999 г.
Святитель благоволил обители, устроенной на острове в Белом озере. Кроме ранее изготовленных часов, он в 1542 году дал туда книжный вклад, о чем свидетельствует вкладная запись: “В лето 7050 месяца генваря в 25 день в Христолюбивое царство Великаго царя государя нашего и Великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в десятое лето господарства его, а от рождества его во второенадесят лето и при его отцы при Святейшем Иоасафе Митрополите всея Русии, в третьее лето святительства его сию святую великую книгу учителную нарицаемую Никон преподобный, да пятьдесят рублев московскую денег дал в дом Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в честную обитель святых великих чюдотворцов преподобных отец наших Саватея и Изосимы начальников тое святые обители во общий Соловецкий монастырь господин Пресвященный Макарий архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Пскова на память своей души и по своих родителех в вечной поминок, в шестоенадесять лето святительства своего при духовном настоятеле тое святые обители игумене Алексее яже о Христе з братьею, братий же бысть тогда в той честной обители сто и тридесят числом, миротворному ж кругу идущу четвертомунадесят, солнечному ж кругу проходящу двадесят второму, вруцелето шестое, лунному ж кругу наставшу первому индикта пятыйнадесять” 35. Рукопись имеет формат в лист и написана на 899 листах. Особенность вкладной, указывающей пасхальные атрибуты, очевидно, обусловлена трудом священника Агафона.
Прошло чуть более месяца после соловецкого вклада и “месяца февраля 27 день, на память преподобнаго отца нашего Прокофья исповедника Декаполита, взят бысть Пресвященный архиепискуп Макарий, из Великого Новагорода, государем нашим великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, во град на Москву, и поставша его Митрополитом на Москве, на Осафово место, месяца марта 19, на память своих мученик Хрисанфа и Дарии” 36. В другом летописном своде об этом говорится так: “И бысть Макарий архиепископом в Великом Новеграде 16 лет, и взяша его на Митрополию в царствующий град Москву, в лето 7050 марта в 2 день” 37. Это последние известия в Новгородской летописи, сообщающие дату выезда Владыки в Москву к новому служению Русской Церкви. Степенная книга, в свою очередь, так характеризует начало Первосвятительства Митрополита Макария: “И бысть престолу Российския Митрополия приемник дивный во святителех Макарие, архиепископ Великаго Новаграда и Пскова” 38.
Подводя итог, можно сказать следующее: “Архиепископское служение святителя Макария в Новгороде, древнейшей архиерейской кафедре с богатыми духовными традициями, явилось весьма благотворным и промыслительным и подготовило его к дальнейшему служению в Москве в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. Он вобрал все лучшие традиции деятельности своих замечательных предшественников и, став Всероссийским Митрополитом, «возложил их на свещнице добродетели»” 39. Его последние годы пребывания в Великом Новгороде, как и предшествующие, были наполнены большими и плодотворными трудами на благо Православия на Руси. Однако и в последующее время сказывались связи Святителя с Новгородской епархией 40. Источники, содержащие сведения о последних годах архиерейства святителя Макария в Великом Новгороде, весьма многообразны. Их совокупные свидетельства восполняют историческую лакуну, образовавшуюся в историографии, посвященной святителю Макарию.
Список сокращений
ААЭ | — | Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПБ., 1836 |
ГИМ | — | Государственный исторический музей |
ЖМП | — | Журнал Московской Патриархии |
ПСРЛ | — | Полное собрание русских летописей |
ТОРДЛ | — | Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) |
Примечания
- О его можайском периодесм. Архимандрит Макарий (Веретенников). Можайский период Всероссийского Митрополита Макария // Альфа и Омега. М., 1997. № 3(14). С. 173–182. ↩
- См. о нем: Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 467. ↩
- ПСРЛ (список сокращений см. в конце статьи). Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 577.
© Архимандрит Макарий (Веретенников), 2000 ↩ - Текст Жития см.: Повести о Житии Михаила Клопского / Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.–Л., 1958. С. 141–167; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века. М., 1986. С. 522–529. ↩
- Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С. 197–200. ↩
- Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 106–126. ↩
- Абрамович Д. И. Софийская библиотека. Вып. 2: Четьи Минеи. Прологи. Патерики. СПб., 1907. С. 154. О записях писцов в рукописях, правда, более раннего времени см. Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI–XIV веков на пергаменных кодексах. М., 1998. ↩
- Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 176. ↩
- Георгиевский В. Евангелие 1532 года архиепископа Новгородского Макария, хранящееся в Пафнутиево-Боровском монастыре //
Светильник. 1915. № 1. С. 14. ↩ - Макарий, архим. Святитель Макарий и Соловецкая обитель // Макариевские чтения: Апокалипсис в русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (6–8 июня 1995 года).
Вып. 3. Ч. 1 Можайск, 1995. С. 28. Здесь же, в Коломенском музее, находится колокол конца ХV века из Пафнутиево-Боровского монастыря, где в те годы подвизался инок Макарий, будущий Митрополит. ↩ - Русские летописи. Т. 5: Львовская летопись.
Гербы Российской империи. Рязань, 1999. С. 46. ↩ - Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской Академии наук.
СПб., 1836. Т. 1. С. 158. № 184. ↩
Там же. ↩- Там же.
С. 159. ↩
Там же. ↩
Там же. ↩
Там же. ↩- Там же.
С. 160. ↩ - Там же. С. 161. См. также: Бурилина Е. Л. Чин “За приливок о здравии государя” (История формирования и особенности бытования) //
Древнерусская литература. Источниковедение. Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 204–214. ↩ - “Се яз смиренный Макарие, архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, дал есми сию свою грамоту господину своему отцу Иоасафу, Митрополиту всея Росии:
каково Божие великое дело восхощет учинити, по святым Божественым правилом, Пресвященный господин и отец наш Иасаф, Митрополит всея Росии, соборне, архиепископа или епископа поставит, или которая иная церковная дела управляти с нашею братьею со архиепископы и со епископы, по святым Божественым правилом святых Апостол и святых и богоносных отец правилом, их же изложиша на всех седми Соборех, ради утверждения православныя истинныя крестьянския веры, и яз господину своему и отцу Преосвященному Иоасафу, Митрополиту Всея Росии, даю свою волю и хотение; аз с своею братьею, с православными архиепископы и епископы великия Русьския Митрополии, на все на те божественая дела так же есми с ними во единой воли и хотении. А подписал сию грамоту я Макарий, архиепископ Великого Новаграда и Пьскова, своею рукою. Лета 7047 марта в 3 день” (ААЭ. Т. 1. С. 162–163). ↩ - Тихомиров Н. Н. Русское летописание. С. 176. Митрополит Даниил в своей отреченной грамоте от 26 марта 1539 года пишет, что оставляет Митрополию “и молит всего освященного Събора, архиепископа Макариа Великаго Новагорода и Пскова и всех еже о Христе епископльский събор, да простят ми и не позазрят моему отступлению от святительства” (ААЭ. Т. 1. С. 163). ↩
- ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 249. ↩
- Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян (Жития, служба, песнопения). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1997. С. 19; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века. М., 1986. С. 530–545.
Житие этого же святого, но болгарского автора см.: Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IХ–ХVIII веков. М., 1990. С. 277–288. ↩ - Калиганов И. И. Древнейший список русской “Повести о Георгии Новом” //
Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1987. Письменность, искусство, археология. М., 1988. С. 7. Позднее службу ему составил Василий-Варлаам (Калиганов И. И. Георгий Новый… С. 29). ↩ - Макарий, архим. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 26. ↩
ПСРЛ. Т. 3. С. 149. ↩- ПСРЛ. Т. 4. С. 303–304. См. также: Русская деревянная скульптура. Альбом /
Сост. Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. М., 1994. С. 198. ↩ - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. М., 1911. С. 367. Из двух названных в летописи резных икон до нас сохранилась только скульптура святителя Николая, хранящаяся ныне в Псковском музее. На ней написано: “В лето 7042 (1534) привезен сей образ во Псков повелением Новгородского архиепископа Макария”. — Мнева Н. Е. Скульптура и резьба XVI века //
История русского искусства. Т. 3. М., 1955. С. 626. Современная раскраска образа была сделана в ХVII веке и, очевидно, тогда в надписи была сделана хронологическая ошибка. ↩ - Архимандрит Макарий. Находка в архиве // Новая Россия. 1999. № 3. С. 22–23; Он же. Новый автограф святителя Макария // Альфа и Омега. М., 1999. № 3(21). С. 243–246. ↩
- Идея Рима в Москве в XV–XVI веках. Источники по истории русской общественной мысли. Roma, 1989. С. 177. ↩
- Архимандрит Макарий. Грамота Иерусалимского Патриарха Германа Новгородскому архиепископу Макарию // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 207. ↩
- ПСРЛ. Т. 3. С. 150;
ПСРЛ. Т. 30. М., 1965. С. 147. ↩ - Архимандрит Макарий. Новые материалы о
Митрополите Макарии // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993. С. 303–307. ↩ - Абрамович Д. И. Указ. соч. С. 1–2. ↩
- Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 1. Казань. 1881. С. 454. Из Соловецкого монастыря происходит также Требник, принадлежавший Новгородскому архиепископу Макарию, который был написан при святителе Геннадии в 1504 году в новгородском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе (Там же. Ч. 3. Казань, 1898. С. 101). ↩
- ПСРЛ. Т. З. С. 150. ↩
- ПСРЛ. Т. 3. С. 248. ↩
- ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 634. ↩
- Архимандрит Макарий. Истоки просветительной и канонической деятельности Митрополита Московского Макария //
ЖМП. 1996. № 3. С. 77. ↩ - В третьей Новгородской летописи под 1542 годом читаем: “Того же лета заложиша церковь каменну в Великом Новограде, на Городище, Архангела Михаила, повелением Великаго князя Иоанна Васильевича всея России, и Митрополита Макария всея России, и архиепископа Феодосия Великого Новаграда и Пскова” (ПСРЛ. Т. 3. С. 250). В Псковской летописи зафиксировано: “В лето 7054. Поставиша церковь каменную на Иванском лугу на Завеличьи, а другую церковь святых Жен Мироносиц на скуделницах, да и ямы взяли у владыки Макария на церковь в росход” (ПСРЛ. Т. 4. С. 306). Приведем также выписку из Жития преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца: [Л. 474] “Божиею Милостию устроен бысть образ и честная рака преподобного чюдотворца Варлаама сребрена и позлащена и драгим камением и жемчюгом украшена повелением благочестивого и христолюбиваго царя и великого князя Иоанна Васильевича всеа Русии и его благочестивой царицы великой княгини Анастасии и их богодарованного сына царевича Иоанна при святейшем Митрополите Макарии всеа Русии // [Л. 474 об.] и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыки Пимена в лето 7064-го. Того же лета прислана бысть всечестная рака преподобного чюдотворца Варлама в пречестную его обитель болепного Преображения на Хутынь с честнейшим игуменом пречестныя обители Рождества Пречистыя Антониева монастыря Варламом по рекло Царицев. Боголюбивый же архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова владыка Пимин с архимандритом и игумены и священным собором и со христолюбивым народом сретоша раку у великого чюдотворца Николы на лятки //
[Л. 475] месяца августа в 25 день. И принесше поставиша в соборней церкви неизреченныя Софии Премудрости Божии и Литургию соборне цели и приеха архиепископ во обитель на Хутынь ко всенощному на Усекновение честный главы Иоанна Предтечи и с ним архимандрит Юрьева монастыря Генадий, игумен Вежицкой Феодосей, игумен Кириловской Антоний и тое обители Маркел и вшедше в церковь до всенощного старую раку составиша и повеле архиепископ Пимин помосту церковного преподынути и узре гроб чюдотворца Варлама и уготоваша место // [Л. 475 об.] новые раки того ж месяца в 30 день архиепископ Пимин со священным собором и со христолюбивым народом вземше честную раку из соборише церкви несоша на главах в пречестную обитель болепного Преображения и чюдотворца Варлама и пренесше поставиша раку среде церкве Боголепнаго Преображения и Божественную Литоргию совершиша со всем священным собором и поставиша честную раку на старом месте в славу Христу Богу нашему” (ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 542 (1813). Сборник житий XVII в. В 4-ку). ↩