О том, что Кук – гомосексуалист — было в принципе известно и до его публичной ассоциации с этим сообществом. Так, например, в 2013 году он возглавил список самых влиятельных геев по версии ЛГБТ-журнала Out. Кстати, гонку за влиятельность в тот год проиграли такие заметные деятели сообщества как Йоханна Сигурдардоттир, глава правительства Исландии, или премьер Бельгии открытый гей Элио Ди Рупо. Это, кстати, весьма характерно, учитывая, во-первых, что в целом крупные корпорации играют в нашем мире роль большую, чем иные государства, а во-вторых, что «чистым бизнесом» деятельность Apple не назовешь. Отсюда такая большая влиятельность.
Я в данном случае не говорю о «сотрудничестве» с правительством США, заключающемся в передаче личных данных пользователей, а, возможно, и их переписки. Спасибо Сноудену – это известно, и пусть этим занимаются американские блюстители гражданских прав.
Дело в том, что Apple, как представляется, позиционирует себя как культ, как квази-религия, причем не самая толерантная и инклюзивная. В то время как в религиозной сфере продвинутый мир настаивает на так называемом super-market approach, когда приветствуется христианское крещение, буддийская свадьба на Таиланде, и похороны, уж не знаю, по-синтоистски. Подобная инклюзивность с продукцией Apple не пройдет – все так эксклюзивно, что любая попытка комбинировать товары и услуги этой компании с ее конкурентами – выходит себе дороже.
Использование продукции Apple – заявка на высокий стиль, техническую оснащенность и принадлежность к славной компании не просто потребителей, а членов сообщества. В этом смысле нельзя не оценить чувство юмора американского разработчика Джея Фримена, который написал программное обеспечение с говорящим названием Cydia (лат. Cydia pomonella — яблонная плодожорка), преодолевающим барьеры на установку стороннего программного обеспечения. Apple, проиграв суд с этим «еретиком», лишила-таки его последователей фирменной гарантии.
Отдельным явлением стал некий культ покойного лидера компании, [блаженной памяти старца] Стива Джобса, мировоззренческими цитатами которого пестрит интернет. Ставят памятники, выпускают почтовые марки, снимают памятные фильмы. Увековечивают память, согласно всем нормам, так хорошо известным нам по советскому прошлому. В Санкт-Петербурге, правда, снесли памятник после известного заявления.
Все это к тому, что компания Apple обладает не только высокой степенью капитализации, но и, как минимум, большим признанием среди своих почитателей-потребителей. Выбирая Apple, они не всегда действуют по ratio – вот в чем проблема. В том числе, как минимум, психологическая и поведенческая. Ведь, согласитесь, такого не может быть, чтобы по всем критериям Apple была ведущей компанией, но потребитель не купит более продвинутого продукта их конкурента, потому что это обесценит массив его яблочных устройств, нанесет ущерб его стилю.
Поэтому когда Тим Кук заявляет, что он гей – это вовсе не вопрос его персональных сексуальных пристрастий. Это – попытка насильственной интеграции гомосексуальной повестки дня в сообщество потребителей продукции компании Apple. Как в некоторых западных государствах или сферах бизнеса принадлежность к гомосексуальному сообществу является фактором карьерного успеха в широком смысле, так гомосексуализм неминуемо будет теперь одним из атрибутов «яблочников» как общности
Кстати говоря, вопреки воле большинства членов этого сообщества. Но г-ну Куку совершенно все равно, что как среди 80 тыс. сотрудников компании, так и среди миллионов пользователей есть много тех, кто не разделяет его убеждения. И не хотел бы подобных ассоциаций.
Конечно, Apple – это инструмент, но мы знаем, как человечество в разные времена относилось к таковым из них, которые обеспечивают его жизнь. Топор древнего человека, меч воина, лук кочевника – все эти предметы обладали не только функциональной ценностью и во многих традициях либо следовали в могилу за хозяином, либо передавались от отца к сыну. Не говоря о том, что их украшение носило сакральный смысл.
Мастер, который делал подобный предмет, вкладывал в него душу и тщательно подбирался заказчиком. Тим Кук – это мастер, которому мы доверили изготовление предмета, с которым мы подчас проводим больше времени, чем с близкими. Нельзя сказать, что связь между вещью и мастером полностью отсутствует.
Конечно, подобное отношение к вещам было во многом преодолено христианством, которое десакрализовало предметы, почитавшиеся язычниками. Но времена меняются. Посмотрите на подростка, который правдами и неправдами приобрел iPhone, сдувает с него пылинки, любовно подбирает футлярчики, не зная даже, например, на каких принципах работает интегрированная туда система GPS. Конечно, это применимо не только к iPhone, но фетишизм, порожденный эксклюзивностью, конечно, доминирует именно здесь.
Нет, это не инструмент, а если и инструмент то в том смысле, в каком инструментом были для североамериканских индейцев ружья белого человека «колдовское железо», живущее своей таинственной жизнью. Кстати, когда смартфон начинает отправлять какую-то информацию без нашего участия (пусть даже не в ЦРУ) – это не так уж далеко от реального положения дел.
«Я горжусь тем, что я гей, и считаю это одним из самых больших подарков от Господа», — эта цитата характеризует господина Кука как верующего американца, вероятно, с претензией на знание теологии. Подобные «теологи» сейчас в штатах активно преследуют консервативных христиан, выступающих против легализации гей-браков, усыновлений и прочих «прелестей» современного западного богословия.
Увы, но, как правило, компании с явно выраженной приверженностью к правам меньшинств спонсируют «радужные проекты». То есть спонсируют их потребители, которые являются лояльными тому же Apple до последнего рубля. Недавно в тех же США было движение, когда добрые католики не захотели финансировать контрацепцию по программе Obamacare. Так что вопрос стоит подчас не о пользовании более или менее продвинутым техустройством, а о спонсировании всего «социально ответственного бизнеса», который такая компания развивает. Кстати, американские христиане ведут списки компаний, которые наиболее преуспели в сфере «недискриминации».
Разумеется, все это нельзя доводить до абсурда, а то можно недалеко и до попыток пытаться понять по виду сотового телефона, касалась ли его рука нечестивца того ли иного разлива, необязательно гомосексуального. Однако не сбросишь со счетов и известную фразу апостола Павла: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Конечно, есть много тех, кому нужен только повод, чтобы соблазниться. Но если пользуемся исключительно продукцией Apple, носим вещи только от Dolce Gabbana, ездим на машине марки Ford, слушая при этом музыку сэра Элтона, то не слишком ли большая концентрация искушений даже для вполне гетеросексуального человека?