Главная Общество

«Голубые огоньки» и взгляд в прошлое. Как телевидение вытеснило с экранов обычного человека

И что можно понять о стране и народе по новогодним передачам

Вплоть до конца 90-х на «голубые огоньки» приглашали передовиков производства от народа – заводчан, доярок, председателя колхоза и обязательно представителей от ученых, композиторов, деятелей искусства. К этому можно было относиться иронично, но когда телевидение полностью вытеснило «обычного» человека с экрана и все заполнилось поп-звездами, стало очевидно, насколько же оторванность этих самых «звезд» от народа дает о себе знать.


Алексей Любимов, регент Высоко-Петровского монастыря, рассказывает о своем необычном хобби — раз в год смотреть телевизор.  

Алексей Любимов

— Оказавшись в гостях в новогоднюю ночь, мы волей-неволей смотрим телевизор. Наверное, было бы слишком категоричным видеть в этом только плохое или соблазняющее. Я предлагаю посмотреть на это философски. Меня, например, воспитывали в строгих церковных традициях. Перед нами не стояла задача дозировать или не дозировать просмотр телевизора — у нас его просто не было. И, по идее, все телепередачи должны были проходить мимо меня. Рядом с работающим телевизором мы оказывались только тогда, когда навещали невоцерковленных родственников в новогоднюю ночь. Для них, как и для большинства в этот праздник, телевизор был центром притяжения. 

В итоге телевизор фигурировал в моей жизни чуть ли не раз в год, и чем реже я его смотрел, тем лучше было заметно, как с каждым годом меняется общая атмосфера этих передач. По этим огонькам можно было судить о том, чем живет страна, что вообще происходит с народом. Я привык воспринимать «голубые огоньки» как культурологическое явление, по которому мы можем очень многое почерпнуть для изучения истории, модных тенденций, жанров, господствующего стиля и ощущения эпохи в целом. Мы можем понять, чем страна жила, что она за прошедший год накопила или потеряла, какие подвижки произошли в народном сознании.

С этой точки зрения интересен сам формат ночных новогодних концертов, независимо от того, как он называется сейчас.

Опера, балет и подлинный фольклор

Первый «голубой огонек» вышел в 1962 году, во времена хрущевской оттепели. Вообще, самые яркие «огоньки», ставшие уже сами по себе классикой, проходили в 1962, 1963, 1967 годах.

Меня как регента «голубые огоньки» интересуют в первую очередь, конечно, с точки зрения музыки. Классическая музыка — это вечная ценность, то, что возвышает душу в любые времена и эпохи. Тенденция такова, что в первых передачах классической музыки было очень много, а потом все меньше и меньше. Классической, элитарной традиции сопутствовала фольклорная. Это две мощные струи, которые, собственно, являются основой музыки как таковой. Все эстрадные жанры, которые появились во второй половине ХХ века — это верхний, наносной слой, который имеет ценность постольку, поскольку он коренится либо в той, либо в другой мощной струе. Первые огоньки во многом состояли из классической музыки, балетных и оперных номеров и серьезного фольклора. 

Но с каждым годом классической и фольклорной музыки становилось на телевидении все меньше и меньше. Эстрадные жанры постоянно сменяют друг друга, и их легко можно поставить в один ряд. А классику в этот ряд ставить нельзя. Но постепенно классическая музыка перестала преподноситься в чистом виде, ее переиначивали на современный лад.

Общая тенденция такова, что из года в год на телевидении целенаправленно избавлялись от классики. Началось это в горбачевскую эпоху. Вплоть до 1990 года все огоньки открывались симфоническим оркестром. Было много балетных номеров. В наше время есть попытки реанимировать это — но лишь небольшими вкраплениями. Можно сказать, что классика сейчас на задворках. Раньше переход к более легким жанрам современной популярной музыки проходил ближе к середине мероприятия, а почетное место занимала именно классика. В 90-х годах классика ушла из новогодних телепрограмм почти полностью.

«Сухой закон», распад СССР и спасительный юмор

Все переломные моменты истории страны отражены в этих новогодних программах. 

Интересно, кстати, посмотреть на ассортимент блюд и напитков, которые стояли на столиках во время телепередачи. Всегда символом Нового года было шампанское. Показательно, что время сухого закона шампанское напрочь исчезло из кадра. Случайная фраза из новогодней передачи тех лет «пойдем в бар, выпьем соку» сейчас воспринимается как яркая примета времени. 

Один из самых интересных огоньков прошел в 1992 году. Произошел распад СССР — вся страна в состоянии шока, люди потеряны. Артисты и юмористы пытались преподносить перемены в форме шутки.

Здесь юмор имел адаптивную функцию, он как бы помогал принять свершившееся - то, что уже нельзя изменить.

В этом есть очень много философского и символического. Удивительно, но в огоньке 92-го года нет топорного юмора, все очень тонко. Артисты как будто обнажили скрытый нерв, который сидел внутри каждого человека, и смогли это выразить в номерах. 

Интересен 1993 год. Мы видим «стилевой» диалог. Диалог между эпохой 90-х и временами Петра I. Впоследствии диалог между разными историческими эпохами вообще стал встречаться очень часто — особенно между ушедшим советским прошлым и современностью.

В этом разрезе показательны новогодние программы в 1996 году — в предвыборный период. Тогда решалась судьба нашей страны, в каком направлении она пойдет. Поэтому все советское нарочито высмеивалось в этом году. 

Телевидение вытеснило обычного человека

В целом мы видим, что уровень новогодних программ год от года снижался… Есть ощущение, что создатели огоньков год от года все меньше уважали зрителя. Интересно даже посмотреть на речь и стиль ведущих с самого первого «голубого огонька». Раньше уровень речи всех ведущих и гостей праздника был очень высоким. После 90-х годов мы видим много пошлости, сниженную планку общения — «как можем, так и говорим, как можем, так и шутим».

Или вот возьмем патриотическую тему. Огонек 1985 года — это все лишь сорокалетие Победы. В программу вставлен крупный блок кадров кинохроники 1945 года. Удивительно, но значительную часть передачи звучат трагические, абсолютно не новогодние песни на военную тему. Общая идея такова — «да, разгар веселья, Новый год, но мы все равно будем вспоминать военные годы». В другие юбилейные годовщины Победы — в 1995, 2005 годах — ничего подобного, к сожалению, уже нет.  

Еще один важный момент. С первых «голубых огоньков» вплоть до конца 90-х на «огоньки» приглашали передовиков производства «от народа» — заводчан, доярок, председателя колхоза и обязательно представителей от ученых, композиторов, деятелей искусства. Транслировалась идея, что абсолютно все достойны этого праздника. Гости сидели вместе за столом. К этому можно было относиться иронично, но зато впоследствии, когда телевидение полностью вытеснило «обычного» человека с экрана и все заполнилось поп-звездами, стало очевидно, насколько же оторванность этих самых «звезд» от народа дает о себе знать. А ведь присутствие простых советских людей на огоньках давало реальное чувство единения. 

Увы, все сменилось на пустую суетную развлекательность, которая пытается полностью отвлечь от злободневных вопросов, от того, что действительно актуально.

Сейчас телевидение пытается создать иллюзию, что все хорошо, когда все на самом деле не очень хорошо. В конечном итоге мы можем признать, что эстрада на ТВ в принципе омертвела. На «голубых огоньках» нашего времени мелькают элитные «сливки» общества. Они варятся в собственном соку — нахваливают и поздравляют сами себя, сами же распространяют свои песни. Все живое ушло… 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.