В незапамятные времена моей юности в почтовых ящиках время от времени обнаруживались так называемые «письма счастья». Неровные буквы на вырванных из школьной тетрадки листочках предлагали переписать полученный текст десять – пятнадцать раз, загадать желание и разослать друзьям и знакомым. Послать предписанное количество писем было необходимо, иначе незадачливому получателю грозили всяческие беды и неприятности, вплоть до фатального исхода. В те времена слово «спам» еще в употребление не вошло, от руки переписывать пятнадцать копий было лень, поэтому большинство подметных листков летело все-таки в мусорную корзину.
Прошли годы, в нашу жизнь прочно и основательно вошел интернет, откопировать текст стало возможно посредством всего двух щелчков мыши, тут-то все и началось. В до-блоговую эпоху в мой электронный почтовый ящик регулярно падали сообщения от нескольких наиболее впечатлительных знакомых, то призывавшие что-то купить, то ужаснуться какому-то событию, то распространить очередную потррррясающую новость. И опять каждое из этих писем предлагалось разослать по всему списку корреспондентов, и опять неисполнение грозило всяческими бедами и неприятностями…
А в последнее время на смену всем этим напастям пришли блоги. И вот здесь я с завидным постоянством впадаю в недоумение – зачем, чего ради люди копируют друг у друга один и тот же текст? Какие мотивы ими движут? Чего они хотят добиться, какие чувства и эмоции испытать? И неужели они не понимают, что львиная доля этого копируемого материала – все тот же унылый и всепроникающий спам.
Понятное дело, далеко не все случаи стоит причесывать под одну гребенку. Когда речь идет о сборе средств на лечение, поиске донора, привлечении внимания к ситуациям действительно вопиющим, вроде беспредела в Ямском доме престарелых, здесь все понятно, и мотивы распространителей информации вполне благородны.
Но что движет, например, теми, кто растиражировал по всей блогосфере историю русских баптистов, якобы подвергающихся в Германии преследованиям за веру? Какого результата ожидали те, кто копировал в свои дневники и на сайты эту «новость»? Желание прикоснуться к скандалу? Поднять флаг «наших бьют»? Возмутиться бесчеловечными порядками в «этой Германии»?
Самое удивительное, что при этом у перепечатников совершенно отключается способность к критическому анализу, а желание перепроверить шокирующую информацию по другим источникам даже не возникает. А ведь очень часто бывает, что очередное «письмо» уже до неузнаваемости изменилось, и информация имеет очень мало общего с истинным положением дел.
Возьмем пресловутую «Германскую» историю. Вот как выглядело сообщение, обошедшее в считанные дни почти весь русскоязычный православный интернет.
В Германии русских христиан приговорили к тюрьме за отказ посылать детей на уроки полового воспитания
БЕРЛИН. Власти немецкого города Сальцкоттен оштрафовали на крупную сумму, как минимум, восемь семей русского происхождения за то, что родители отказались посылать своих детей на обязательные в начальной школе уроки полового воспитания, а отцов этих семейств приговорили к тюремному заключению. Об этом сообщает пользователь ЖЖ со ссылкой на LifeSiteNews.
По сообщению христианской правозащитной организации “Международное движение за права человека”, защищающей религиозную свободу и право на домашнее обучение в странах Европы, помимо отказа посылать своих детей на уроки полового воспитания, эти родители также противились попыткам задействовать их детей в школьном спектакле “Mein Korper gehort mir” («Моё тело принадлежит мне»), в котором маленьким детям рассказывали, как вступать в половые сношения.
После того, как власти не смогли заставить родителей подчиниться с помощью штрафов, они прибегли к краткосрочному тюремному заключению глав каждой из семей. Один отец уже провёл в тюрьме семь дней, после чего его отпустили.
Честно говоря, мне этот текст с самого начала показался достаточно сомнительным, ибо друзей в Германии у меня немало, в том числе и глубоко верующих, и ни от кого я подобных ужасов не слышала. В итоге независимо друг от друга я и блоггер Кропоткина, магистр политологии Мюнхенского университета, провели два независимых расследования (к слову скажу, что изрядная часть нижеизложенной информации была обнаружена с помощью поисковика в первые же 10 минут после запроса).
И вот в каком виде предстала в конечном счете вся история.
Германия – страна с достаточно жесткими и давними законами, в том числе и в вопросах образования. Нравится родителям – не нравится, но посещение детьми школы и внешкольных мероприятий закреплено законодательно. Соответственно, если родители по каким-то своим соображениям не считают нужным посылать детей в школу вообще или на отдельные уроки или мероприятия, это наказывается в административном порядке ровно так же, как превышение скорости, публичное хулиганство и т.п. Система штрафов прогрессивная, злостное уклонение от уплаты штрафов может привести к краткосрочному тюремному заключению.
Семьи, вовлеченные в конфликт, с большой натяжкой можно назвать русскими. На самом деле это этнические немцы, репатриировавшиеся в Германию из Казахстана в 80-е – 90-е годы. Принадлежат эти семьи к ультра-консервативному направлению баптизма, напрочь запрещающему все виды светских развлечений, включающих театр, музыку и т.п. Причем распространяется это запрещение и на школьные занятия тоже.
Вовлеченные в конфликт дети являются учениками начальной школы.
Сам конфликт возник 4-5 лет назад по причине того, что некоторые семьи не пустили детей на школьный спектакль-сказку «Роня – дочь разбойника». На следующий год конфликт повторился по поводу одной из сказок братьев Гримм. Кроме того, одна из семей общины не пустила детей на Карнавал, хотя администрация школы была готова пойти родителям навстречу и разрешить детям вместо карнавальных увеселений заняться спортом, отправиться в бассейн или просто поиграть. Но родители предпочли вообше не пускать детей в школу.
Соответственно, во всех этих ситуациях, не давая детям посетить спектакли, являющиеся обязательной частью учебной программы, родители вошли в прямой конфликт с законом. На всякий случай уточню: в Вестфалии (земля, в которой находится город Зальцкоттен) дети обязаны 10 лет посещать школу.
Посещение школы подразумевает под сoбой — участие в ежедневном ученическом процессе, участие в спортивных занятиях, участие в экскурсиях, организованных школой, участие в культурной программе, организованной школой.
По желанию родителей учеников освобождают от урока религии.
По желанию родителей учеников освобождают от занятий по важным религиозным праздникам.
НО! Ученики не освобождаются от занятий по прочим религиозным причинам.
Если родители удерживают детей от посещения школы, правительство земли следует по следующей схеме:
1. наложение штрафа, повторное наложение штрафа
2. отнятие свободы сроком до 6 месяцев
3. частичное отнятие родительских прав
4. полное отнятие родительских прав.
Конституционный суд Германии в 2006 году подтвердил конституционность этих мер.
Что касается уроков сексуального просвещения, входящих в курс биологии (кстати, не в начальной школе, а в средней), то тут разные семьи решают по-разному, кто-то детей посылает, кто-то нет. Самое интересное, что пресловутый секспросвет был внедрен в школьную программу в 1969 году под давлением как раз баптистов, преодолевших религиозное сопротивление католиков.
В отношении штрафов и отсидок разные семьи тоже решают по-разному. Кто-то платит, кто-то игнорирует, кто-то отбыл шестидневное заключение, кто-то к нему готовится, но все семьи считают эти акты исповедничеством и стоянием за истину.
Что касается последнего скандала вокруг спектакля «Мое тело принадлежит мне», то тут ситуация вообще диаметрально отличается от того как это изложено в русскоязычных сообщениях. Дело в том, что спектакль посвящен не тому, как вступать в сексуальные отношения, а тому, как противостоять поползновениям педофилов, если вдруг ребенок окажется жертвой их внимания.
Дело в том, что в большинстве подобных случаев жертва либо излишне доверяет незнакомцам, либо наоборот, оказывается настолько парализована ужасом и стыдом, что позволяет совершать с собой любые безобразия. Поэтому задачей организаторов спектакля было научить детей тому, как защищать себя и не поддаваться на провокационное поведение взрослых.
И никто не собирался задействовать детей в спектакле. На самом деле скандал возник из-за того, что родители не пустили одну (!) девочку на спектакль, за что получили штраф в 80 евро и повторное приглашение девочки на спектакль. За повторный отказ пустить дочь на спектакль сумма штрафа родителям была повышена до 120 евро.
Согласитесь, есть разница в подаче информации, правда?
Тех, кто хочет познакомиться с этой историей поподробнее, приглашаю в журнал Кропоткиной: этот и следующий постинги.
А от себя хочу только предложить. Давайте все-таки, прежде чем в очередной раз бездумно скопировать чужой текст, попытаемся сначала уточнить, «А был ли мальчик? А может, мальчика-то и не было?» (с). А заодно и с мотивами своими попробуем разобраться – ради чего я этот текст хочу распространить дальше, какие эмоции и желания мной движут? И не получается ли так, что я двумя щелчками мыши просто удовлетворяю свое желание проявить сочувствие и внимание? Или того интереснее – привлекаю внимание к себе как к распространителю «горячей» информации?
Ведь перекопировать текст и мимолетно пожалеть невинно обижаемую жертву куда легче и проще, чем уделить свое время и душевные силы тому, кому реально нужна помощь и поддержка… А так отметился, мысленно птичку поставил «сочувствие проявлено», и можно дальше спокойно бороздить интернет, долг-то уже выполнен.