«В деревне принято здороваться со всеми, даже если впервые видитесь!» – это, наверное, самое первое, что горожанам рассказывают о традиционной культуре. В наши дни – миф, конечно: во многих селах уже давно здороваются только со знакомыми. Но миф популярный, притом, в отличие от других (например: «в деревне все алкоголики») – доброжелательный.
Традиционная культура тем и отличается от современной (она же городская), что около дома, на улице, в храме, на работе человек встречает в основном своих родственников и знакомых. Чужак, то есть человек, которого видишь впервые, и потому непонятный – относительная редкость. То есть желай здоровья, приветствуй – не ошибешься (а если перед тобой незнакомец – в довесок или даже вместо приветствия обязательно спросят: кто таков и куда идешь).
Механизм простейший и работающий по сей день. Дачные участки: идешь – здороваешься почти со всеми прохожими. Даже если вот прямо сразу лицо не припомнишь – понятно же: сосед, те же взносы сдает и так же вчера мучился без электричества. Московская хрущевка: знаешь почти всех в подъезде, здороваешься. Кооперативный дом, где, опять же, общее правление, взносы, заботы, а в прошлом – часто и ведомство: здороваешься со всеми, проедешься в лифте – и не был знаком.
Только вот с муниципальными многоэтажными домами – затык. Там, где нет большой «парадной» лестницы, где все ездят на лифтах и нет при этом никаких общих собраний – там друг друга знают только в пределах этажа. Потому что «тамбур» – общий, а больше никаких общих дел-то и нет. И только бабушки вспоминают, как в старые времена к соседям можно было и за солью, и ребенка на часок отвести, и «рождения справляли и навеки провожали всем двором».
Найти противоядие от городской жизни хотели еще век назад: мегаполис, его дымящие трубы и «жолтые окна», не был дружелюбным уже тогда. Одной из радикальных концепций был «город-сад будущего» Эбенезера Говарда (одноименная книга вышла в 1898 году). Ключевым элементом концепции было ограничение собственности на землю – чтобы не допустить сплошной застройки. Малоэтажные дома перемежались парками. Общее число жителей города-сада по Говарду должно было составлять 32 тысячи человек.
Осознание того, что эта ситуация не вполне нормальна, пришло в Москву примерно 15 лет назад – вместе с массовыми переводами и пересказами работ зарубежных урбанистов второй половины ХХ века. «Даешь горизонтальные связи!» – писали блогеры в районных сообществах Живого журнала, тогда горячей новинки. Мэрия проводила ежегодные конкурсы «Мой дом, мой подъезд» – мотивируя развивать соседские сообщества. Девелоперы в те же годы переходили от точечной застройки к комплексной.
Десятые годы стали тем временем, когда от разговоров перешли к делу. Районные активисты от блогов перешли к изданию газет и активному участию в выборах муниципальных депутатов. Столичные власти оборудуют на центральных улицах «городской театр» – то есть место для постоянного общения, стимулируют пешие прогулки. А застройщики, после нескольких лет опыта комплексного развития кварталов, выдвинули концепцию миниполиса.
Это слово – миниполис – торговая марка компании «Сити-XXI век», дальше других зашедшей на пути строительства районных сообществ. Точнее, строит эта компания, разумеется, сами микрорайоны – но при этом старается сделать их «инкубаторами» соседских сообществ. Идея миниполисов – не просто построить и создать «комфортную среду» (это сейчас декларируют все застройщики), но вдохнуть в построенный квартал жизнь.
«Создать такой «мини-город», – рассказывает Ольга Володина, директор по развитию концепции «Миниполис», – в котором бы всем жилось с удовольствием: где бы дети росли в безопасности – знакомились, дружили, взрослым было чем заняться на досуге, а не просто прийти переночевать между работой; где бы было удобно и интересно людям старшего поколения, и так далее».
Первый из миниполисов – еще до появления такого термина – начали строить в Строгине еще в нулевые годы. Сейчас этот квартал из высотных зданий, глядящий на Строгинскую пойму и Москву-реку, практически полностью сложился. Главный рецепт, который предлагает девелопер – продолжать работать с жителями и после сдачи квартала в эксплуатацию.
«Соседский клуб помогает найти полезные и интересные занятия и детям, и их родителям. У нас ведь все очень доброжелательно: когда-то чай вместе попили, когда-то за домашним животным присмотрели, в выходные встретились на занятиях в клубе. Прямо как в Советском Союзе – в хорошем смысле этого слова: как в старые времена, когда все друг друга знали и помогали. Мы даже вещами обмениваемся», – жительница миниполиса Радужный Лариса Яхимович.
Застройщик (и это делают многие в Москве) начинает с выделения «периметра» дома (квартала). Так, чтобы было сразу очевидно, что вот это – «наше» маленькое царство, общее для соседей. Для этого обычно достаточно огородить территорию, выделить полностью пешеходный двор (фактически – маленький собственный парк), учредить в доме хорошую управляющую компанию.
Но этого чаще всего недостаточно. Дело в том, что современный человек мегаполиса не имеет достаточно времени и сил, чтобы самостоятельно организовывать жизнь и формировать соседское сообщество. Ведь надо провести массу переговоров с соседями, с управляющей компанией, в выходные и по вечерам не отдыхать, а решать домашние вопросы и делать запланированное… А главное, нужно понять, чего именно хочется от жизни. Чтобы «как раньше» – теплое соседское сообщество? Чтобы «по-новому» – с веганскими кафе и коворкингами? Или, наконец, чтобы «просто не трогали»?
Концепция миниполиса пытается ответить именно на эти вопросы: в ней все тяготы формирования соседского сообщества возложены на застройщика. Во-первых, в миниполисах коммерческие помещения не продаются, а сдаются в аренду – чтобы жильцы дома могли контролировать, что в них происходит. Во-вторых, жителям дома предлагают максимальные преференции по аренде этих помещений.
Наконец, в миниполисах учреждаются так называемые соседские клубы – которые и становятся основой будущего сообщества. В соседских клубах жители могут собраться вместе для обсуждения насущных вопросов, отметить день рождения, провести свой мастер-класс и даже организовать свои курсы и студии – например, по танцам или кулинарному мастерству.
Другими словами, это возможности и для досуга, и для самореализации, а для кого-то и новая работа. «Недавно одна из наших жительниц призналась, что практически перестала выезжать из Строгино: она работает в соседском клубе (преподает французский язык); трое ее детей занимаются в различных секциях и кружках клуба, вся семья приходит в клуб на спектакли известных театров и т.д. Ей важно, что семья имеет возможность жить полноценной жизнью и не тратить время впустую на перемещения по городу, вечно стоящему в пробках», – рассказывает Ольга Володина.
Поскольку «Сити-XXI век» ориентируется на традиционные ценности – хотя бы потому, что они же и самые популярные – для коммерческих площадей в миниполисах есть ограничения. Например, помещение не сдадут бару, магазину с дешевым алкоголем, сомнительному детскому саду (например, вальдорфскому – многие считают, что эта педагогическая система слишком пронизана оккультизмом). Но и без всего этого – на площади в миниполисах есть хороший спрос, причем прежде всего среди самих жителей.
«Когда мы заселились, соседи меня попросили – давай, мол, откроем на первом этаже химчистку. Ну, приемный пункт. Решил взяться. Долго выбирали партнера, оценивали качество услуг, поменяли несколько партнеров и нашли, наконец, того, кто устраивал по цене и качеству. Затем химчистка стала постепенно обрастать новыми сервисами, опять-таки по просьбе соседей: появился ремонт обуви, клининговые услуги и т.д., в результате чего предприятие развилось в небольшой «дом быта». Теперь открыли еще один такой же в другом доме по соседству».
Михаил Р., Строгинский миниполис
«В каждом миниполисе обязательно работает клуб «Патриот», – рассказывает Ольга Володина, – который совмещает спортивные занятия (карате и русский рукопашный бой) и лекции на разные темы: от исторических событий до таких, например, как «правила поведения в храме», провести которую нас попросили родители. Каждый клуб имеет своего духовного наставника – священника местной церкви.
Помимо этого, у наших жителей есть возможность участвовать в благотворительных акциях. В самом начале мы с осторожностью выходили с такими предложениями, но после первой же акции стало понятно, что опасения были напрасными – жители не просто поддержали эту инициативу, но стали предлагать свои идеи и помощь».
Жители с удовольствием поддерживают инициативы не только благотворительного характера, а главное – сами предлагают и реализовывают идеи. Например, один из жителей миниполиса Самоцветы создал сайт для своих соседей «Бизнес по-соседски». Его инициатива понятна – зачем часами ждать мастера или выезжать из своего комплекса в центр города за услугами, если на одной лестничной клетке с вами живет профессионал своего дела!
«Тут главный момент – доверие: люди отвечают перед соседями лично – и за скорость, и за качество услуг. Это здорово мотивирует! Я и сам часто пользуюсь услугами наших соседей – могу с уверенностью сказать, что «для своих» и товары, и услуги гораздо лучше, чем в магазинах или незнакомых компаниях», – Артем Киселев, житель миниполиса Самоцветы, автор проекта «Бизнес по-соседски».
С момента начала программы миниполисов прошло уже примерно десятилетие, и первые результаты – вполне обнадеживающие. Предприниматели, работающие практически в собственном доме; молодые мамы, находящие работу и общение в секциях и клубах; спокойно гуляющие во дворах дети. Наглядное подтверждение – растущие деревья, которые сажают сами жители миниполисов. В Радужном – это миниполис в Видном – началось с аллеи, которую посадили по инициативе жителей. А теперь сажают и сами – у себя в палисадниках. В честь рождения ребенка – саженец: подрастает уже целая рощица. Дом, дети, дерево – душа на месте.