Добрый день, дорогие зрители и читатели!
Позвольте сегодня, прежде чем двигаться дальше, попросить вас ответить в форуме Правмира на вопрос, каковы ваши впечатления от этого цикла статей и что они дают лично вам? Одним словом, я прошу об обратной связи. Как автор я очень ценю ваше заинтересованное молчание, но, поверьте, ваше слово – лучшая благодарность и стимул продолжать дальше.
Тем более что сегодня я хочу поделиться с вами впечатлением от одной из самых любимых моих картин. Речь о дебюте режиссера Азифа Кападии «Воин» (The Warrior, 2001).
В этом фильме по-новому раскрываются уже знакомые нам темы выбора между жизнью и смертью, честью и бесчестием, почетом и поражением. Это рассказ о духовном пути.
В год выхода на экраны фильм не прогремел по всей планете, хотя в наградах недостатка нет: Британская академия отметила работу «премией Александра Корды» за самый выдающийся британский фильм года и «премией Карла Формана» самому многообещающему новичку.
Кроме того, картина получила еще «премию Дагласа Хикокса» за дебют и за операторскую работу, главный приз «Золотой Хичкок» на фестивале британского кино в Динаре и премию «Сазерленд» за дебют на Международном Лондонском кинофестивале.
Писать об этом фильме и легко, и сложно. С одной стороны, кажется, что в «Воине» нет четко прописанной христианской идеи. Более того, внешне он выглядит как экзотическая восточная легенда, действие которой разворачивается где-то в Раджастане и Гималаях, в горах и пустынях, а не, к примеру, на улицах среднестатистического мегаполиса.
С другой стороны, именно вынеся за скобки четко узнаваемый реальный мир, разыграв историю в аскетичных декорациях убогих лачуг и пустынных пейзажей, Кападия создал то, что по праву можно назвать притчей.
Метафоричный тонкий рисунок, глубина пейзажей, черта, за которой лицо становится ликом…
Люди живут на земле и следуют земным законам. Каждому дарован свой удел: крестьянин должен возделывать землю, царь – править, воин – исполнять приказы. Весь мир следует этим нерушимым правилам. Чья же вина в том, что воин должен убивать?
Пока человек подчиняется закону, перед ним не стоит вопрос морального выбора – этот выбор за него делает его должность.
Но стоит человеку задуматься о том, что правота его основана лишь на авторитете власти и силе оружия, как душа его просыпается ото сна.
Воин Лефкадия не ведал сомнений, исполняя приказы своего правителя. Он без пощады казнил виновных и разорял непокорные деревни. Судьба баловала его: он был доверенным лицом царя, для своих солдат – уважаемым командиром, для сына Катибы – лучшим отцом. Юноша гордился им, во всем подражал и мечтал однажды повторить его путь.
Но однажды, когда Лефкадия не смог убить человека, все изменилось. Душа воина очнулась ото сна и, мучимый раскаянием, он поклялся все изменить. Однако возвращение к себе – это очень больно. Система не прощает предателей. Покровители оборачиваются преследователями, а друзья – врагами.
Знакомая ситуация, не так ли? Какова реакция рассерженного монарха, считающего, что приближенный его предал? Томас Бекет и Томас Мор знают ответ.
Цена, заплаченная Лефкадией за свободу, оказалась очень высока. Казалось бы, уже то, что он свернул с прежнего пути и выбрал отказ от насилия, должно быть награждено небесами. Увы, первый добрый поступок воина, отрекшегося от меча, стоил ему страшной боли и страдания. Какая ирония! Расплата, настигающая тогда, когда душа лишь начала свое восхождение…
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62), – говорил Спаситель.
Лишь когда все мосты сожжены и у человека ничего не осталось, начинается его настоящий путь.
Путь Лефкадии проходит через выжженную пустыню. Метафоры здесь предельно ясны и понятны для человека любой культуры. Вспомним значение пустыни для Евангельской истории, вспомним и о том, какая роль отведена в ней горам.
Путь воина – это путь души. Духовная битва. Каждый человек, встретившийся ему на этом пути, особенно значим, ибо каждая встреча – урок.
Азиф Кападия рассказывает нам притчу о покаянии, и я пока не знаю другой картины, в которой сам смысл покаяния как метанойи – «перемены ума», был бы выражен столь очевидно.
«Воин» – именно тот фильм, просмотр которого точно будет полезным.
За сим желаю вам здравия, а вашему дому – мира.
До новых встреч!
ОТ РЕДАКЦИИ: ФИЛЬМ СОДЕРЖИТ СЦЕНЫ ЖЕСТОКОСТИ И В США РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОСМОТР ТОЛЬКО ДЛЯ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Читайте также:
- Человек на все времена
- Честь Божия
- Святость на экране
- Месье Венсан: наперекор
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Борис Годунов как наш современник