Рождество Пресвятой Богородицы — праздник не самый древний, что легко понять. Церковь смогла отрефлексировать и точно сформулировать свое отношение к Матери Господа Иисуса Христа довольно поздно, к Эфесскому Собору (431 год), а значит — и выделить Ее рождение из цепочки других предков Спасителя.
А собственно, почему выделяем? И почему вообще празднуем день Ее рождения?
В многочисленных протестантских деноминациях бытует твердое убеждение: культ Божией Матери — пережиток язычества, поклонения богини-матери. Некоторые историки религии считают, что развитие почитания Девы Марии связано с высоким влиянием матерей правителей Византии при императорском дворе. Другие предполагают, что причина народной любви к Пречистой кроется в возвышении христианской религии к IV веку, когда из веры обездоленных и униженных она превращается в торжественный государственный церемониал — Матерь Божья остается единственной надеждой, радостью «всех скорбящих».
На самом деле, во всем этом многословии есть доля истины, но причинно-следственная связь прямо противоположная: человечество веками почитало святость материнства, человечество всем многомиллиардным хором сердец согревалось памятью о матери — кормящей, заботящейся, любящей.
В конечном итоге это многотысячелетнее ожидание матери нашло ответ в Богородице.
Тут, конечно, рациональные умы попробуют нас остановить: «Но зачем же нам, христианам, посредники? У нас есть Самый близкий, Самый родной, Самый любящий Господь! Он ближе, роднее и любвеобильнее каждого человека, в том числе и Его собственной Матери». Забавно, но чем больше они правы, тем более правы и мы. Потому чем ближе человек к Богу, тем больше Его в этом человеке и тем больше человек в Нем.
Нередко, сталкиваясь со святостью или просто добром в ближнем, мы говорим, что его руками действует Сам Бог. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что у нас, у христиан, много друзей — ангелов и святых, а первая в их ряду — Она, Пречистая и Всесвятая. Это очень по-человечески — мы стремимся к общению с тем, кто лучше нас, чтобы и напитаться этим благом, и научиться ему, и просто погреться при его свете.
Вот в этом, в дружбе и радости от встречи со святостью, — ключ к почитанию Пречистой Девы.
Христос, рожденный из Ее утробы, действует Ее руками, потому что Она, любящая Мать, ближе всех к Нему. И день Ее рождения — это день появления на свет тех самых рук, которыми Господь будет действовать всякий раз, как мы будем взывать об этом.