Наш пост, может быть, и не нужен Богу, не нужен родившемуся Младенцу Христу, но он нужен нам, мне лично. Пост – такая мера аскезы, которая необходима мне самому. И необходима вообще любому человеку в мире. Пост может не называться Рождественским или Великим, он может быть вовсе не церковным, но любой человек понимает, что аскеза хотя бы в виде диеты, в виде отказа от чего-то, в виде воздержания (в еде, питье, развлечениях, в чем угодно) нужна человеку, чтобы выжить.
Пост в религии в целом, и в христианстве в частности, имеет инструментальную прикладную цель – утончение плоти. Когда у человека утончается плоть, ему становятся более доступны какие-то духовные области.
Для чего Сам Господь в пустыне сорок дней постился? Он вызвал сатану на бой, выслушал его искушения, победил его и отправил обратно. Поскольку Господь стал человеком, плотью, Ему, чтобы совершать некую духовную работу, тоже был необходим пост.
Точно так же пост необходим каждому христианину, пост как – время от времени – некое удаление в пустыню, которая, в библейском понимании, есть удаление человека от суеты и шума мира сего и место встречи с Богом.
Почему пост регулярно наступает по календарю четыре раза в год – это другой вопрос. Мне кажется, что ответ на него исключительно в милосердном устроении Церкви.
Многим людям сложно вести регулярную аскетическую жизнь, управляться с этим самим, и гораздо легче, когда все это происходит организованно.
Подчеркну: не насильственно, а организованно, в конце концов, присоединяться к тому, что организовано – личный выбор каждого.
Люди старших поколений, пережившие в Церкви разные времена, иногда говорят попросту: ведь вполне могут наступить времена, когда церковная жизнь нарушится, когда опять позакрываются храмы, когда верующие опять будут бегать с места на место, и тогда очень многим людям будет трудно. Они будут говорить: «Нам попоститься бы, а мы даже не знаем календаря, когда пост начинается» и с грустью вспоминать: «Когда-то мы выступали против этого поста, он нам надоел, теперь бы с радостью вернули все, как раньше». Человеку свойственно не ценить то, что у него есть…
Так что пост, в частности Рождественский пост – это очень хорошее дело. Просто нормальные люди, которые обладают какой-то мерой свободы и понимания, должны осознавать, что во всем на свете, даже в хорошем, есть оборотная сторона, побочные эффекты, и всегда должна быть какая-то мера, чтобы их избежать.
То же самое и с постом: если перегнуть палку, начать постить кого не надо – малых детей или домашних животных, самому себе давать какие-то неверные установки, поставив пост во главу угла как важнейшее и единственное христианское делание, то как раз можно достигнуть противоположного эффекта, навредить себе постом.
В чем опасность расстановки неправильных акцентов во время поста лично для меня? Когда начинаешь поститься и от чего-то отказываться, моментально на этом зацикливаешься. Даешь установку: не думать про белого бычка. И – начинаешь не думать – целый день не думаешь, ночь не думаешь, перестаешь спать, перестаешь нормально функционировать, не то что о какой-то христианской жизни, просто о жизни бывает трудно думать, все мысли – про белого бычка.
Поэтому если пост – это борьба со страстями, как мы говорим, с ними надо бороться правильно, а не как в сказке про Братца Кролика, который боролся со смоляным чучелом и чем больше его бил, тем больше к нему прилипал.
Во время поста, да и вообще в жизни, все-таки больше внимания стоит обращать на Христа, а не на грехи и борьбу с ними.
Борьба со страстями нужна, но и в этом нужна мера, ведь враг давно наловчился использовать в своих целях нашу безмерность.
А для того, чтобы не зацикливаться на собственных страстях, нужно вести такую жизнь, чтобы она была в радость. Когда, например, художник пишет картину, у него горят глаза, он не замечает ничего, живет своим вдохновением, он становится более цельным, чем в остальное обыденное время, его чувства и разум, душа и тело собираются воедино и живут единой целью – творческим процессом, произведением. Если кто-то попробует ему в этом помешать, он просто попросит закрыть дверь. Вот таким же вдохновенным должен быть и пост.
Другое дело, что вдохновение – это еще и дар Божий, и каждый должен сам к Богу обратиться с вопросом, где взять это вдохновение, и получить свой индивидуальный ответ.
А у кого еще спрашивать? У батюшки, что ли, который сам – такой же человек, который так же зачастую ищет для себя ответы на свои собственные вопросы?
У нас Христос есть, Господь, вот к Нему и стоит обратиться: «Господи, настал пост, а зачем он – мне? Пост давно принят Церковью, постились многие поколения христиан, и явно все это – не просто так, а как быть мне? Помоги мне это понять». Если человек действительно хочет знать, Господь пошлет ему ответ. Ну, а если на самом-то деле не хочет знать, тогда и спрашивать незачем. Просто не постись.