«Гость» — это история о молодых учёных-геофизиках, которые отправляются к месту падения загадочного метеорита. В российской глуши, оторванной от цивилизации, они оказываются в эпицентре событий, необъяснимых с точки зрения современной науки. Скоро становится очевидно, что загадочное неземное тело — не объект неживой природы, а некое Существо, Личность, которая вступает в контакт с самыми разными людьми. Он и она, юноша и девушка, амбициозные и самоуверенные, защищенные новейшими гаджетами и современным оборудованием они идут по следу удивительного Гостя, встречаясь с персонажами, пережившими Его посещение. Смердящий воскресший мертвец – муж блудной и лживой жены… Вода, обратившаяся в вино на свадьбе, где никто никого не любит… Чудесный улов рыбы, за который рыбаки готовы убить тех, кто может лишить их веры в это чудо… Гость идет по земле, как и 2000 лет назад, жаждущей хлеба, власти и чуда. И опять Он неудобен, не нужен, и вот уже мир снова готов убить Его… Герои, рискуя жизнью, ищут Его, понимая, что необходимо остановить это убийство… Но произойдет ли их встреча с Ним?
О картине рассказывают режиссер и сценарист Денис Родимин и его соавтор Ольга Слепцова.
— Как зародилась идея вашего фильма с, казалось бы, совершенно невероятным сюжетом? Почему вам показалось важным забросить этот шар огненный на Землю сегодня, сейчас?
Денис Родимин: Очень часто, общаясь с молодыми людьми, я задаю им вопросы, связанные с восприятием ими христианства. И очень часто на вопрос: знаете ли вы притчу «О блудном сыне», все кивают головой…
— Но пересказывают ее примерно в таком изложении, какое прозвучало в вашем фильме: один сын все промотал, а потом вернулся домой, и отец все ему дал, а другому, хорошему ничего не досталось?
Денис Родимин: Этот пересказ, который звучит в устах нашей героини — почти документальное изложение этой притчи. Потому что ровно таким языком молодые люди, которые имеют или еще только получают высшее образование, и при этом считают себя людьми интеллигентными, отвечают на этот вопрос. Не говорю уже о понимании смысла притчи. Они могут воспроизвести эту историю совершенно современным языком, но при этом сказать, что она несет, что это значит, ответить могут единицы.
— Поэтому вы решили забросить этот шар в среду молодых людей?
Денис Родимин: Да, захотелось об этом поговорить, потому что, мне кажется, что сейчас это важно. Я с этой идеей пришел к сценаристу Оле Слепцовой. Оля – человек молодой, гораздо ближе к поколению нынешней молодежи. Мне уже больше сорока , поэтому мне, конечно, сложнее говорить о молодых людях, найти с ними какую-то коммуникацию и понять, что им ближе, увидеть, как они себя ведут, как разговаривают. А Оля прекрасно выписала и характеры, и диалоги. Собственно, сценарий фильма писала она. Мы встречались, общались, разговаривали, обсуждали что-то, спорили и все-таки получился сценарий, на мой взгляд, абсолютно актуальный.
— Когда вы запускали героев по этапам этого приключения, этого путешествия, как делали выбор фрагментов евангельской истории, с которыми выстраивалась ассоциация повествования? Как вы выстраивали конструкцию движения персонажей?
Ольга Слепцова: Во-первых, это узнаваемые фрагменты, которые могут считать даже молодые люди, какого бы уровня знаний они не были. Во-вторых, все эти евангельские события вписываются в бытовое существование людей. И мне, как раз было очень интересно, что люди могут просто и не заметить , что происходит что-то не так в их бытовой жизни. Происходит какое-то чудо, а жизнь течет так же, как и до него. То есть, можно не заметить каких-то важных вещей, и, не осознавая того, что ты делаешь, можно сделать что-то непоправимое, и тоже очень важное.
— В фильме звучит фраза: «Какие люди, такие чудеса». Но разве люди изменились? Во времена двухтысячелетней давности было то же самое: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». И сейчас рыбаки готовы убить, только, чтобы у них не портилась рыба после чудесного улова…
Денис Родимин: У вас настолько емкий вопрос, что в нем содержится и сам ответ. Конечно, это один из ключевых мотивов: прошло две тысячи лет, которые по большому счету человечество ничему не научили, и никак нам не помогли осознать, что правильно и что нет. По большому счету мы не изменились, и, как правильно сказала Оля, все остановилось на очень бытовом уровне. Поэтому мы с ней выбирали именно те чудеса, которые направлены на повседневную жизнь человека, которые связаны с самыми простыми вещами – свадьба, пища, смерть, здоровье — со всем тем, что понятно каждому зрителю, что ему близко.
Потому что всем понятно, что превращение воды в вино на свадьбе – это об институте брака и о понимании его, о том, что такое есть этот священный союз. Но часто это воспринимается совершенно на бытовом уровне: кончилось вино, но давайте напьемся… Как, в принципе, это сегодня часто и происходит — и в городах, и в деревнях, где абсолютно теряет смысл само существование семьи, сам институт брака.
— Но все равно, как и две тысячи лет назад, так и теперь находятся молодые люди, ищущие правду. Просто ищущие… Собственно, сначала ваша героиня движима желанием достижения своих каких-то научных амбициозных целей, которые в итоге ведут к улучшению ее материального благосостояния. Но, кажется, она идет за интересом – ей интересно узнать какую-то правду. Искание правды потом приводит их к финалу… Или я ошибаюсь, и это был чистый прагматизм?
Ольга Слепцова: До определенного момента героиней двигал прагматизм. Но потом, пройдя через ряд испытаний и перипетий, неожиданно для себя она этот прагматизм отводит на второй план, а на первый план выходит просто человеческое отношение к спутнику. И уже в ней появляются чувства, которых раньше не было.
— На пресс-конференции был задан вопрос: герои знали, что Он воскреснет, зачем они пытались Его спасти?
Денис Родимин: Актер, исполнитель главной роли, Арнас Федоравичус, очень точно ответил на этот вопрос: их герои, как абсолютно современные люди, в это поверить не могут. Его герою нужны доказательства. Прагматизм доводит его до исступления. По поводу поисков героини, которую сыграла Катя Стеблина, здесь же актуальная ситуация: мы все пытаемся с помощью науки и рационального осознания дойти до какой-то истины, но понимаем, что наука доходит до предела. Мы наталкиваемся на частицу Бога и не знаем, что это такое. А за этой, как казалось нам, конечной истиной, может быть совершенно другая истина — глубже, гораздо мощнее, и все наши представления о всесилии человека в постижении мира, вселенной, рассыпаются.
— Я думала, что герои хотят спасти Гостя, потому что понимают: нельзя допустить, чтобы Его убили… И это очень много говорит об этих молодых людях.
Денис Родимин: Конечно. Безусловно, это говорит о том, что, прежде всего, они – люди, которые пытаются спасти то, во что они поверили. Зачем спасать Его, если он все равно воскреснет? Это такой чудовищный цинизм. Говорить об этом, конечно, очень страшно. Это еще раз говорит о том, что наш фильм затрагивает те вопросы, с которыми мы сталкиваемся, общаясь с людьми, казалось бы, образованными, понимающими…
— Знаете, что в первые христианские времена, когда христианство вошло в античность, которая, конечно, обожала театр, отцы стали думать, что делать с театром. Потому что изображать Христа на сцене как-то неловко, это было запрещено, но ставились пьесы, в которых Христос был главным персонажем, всегда присутствовал, но находится как бы вне кадра – то ли только что вышел, то ли находится в соседнем доме, городе… Я, когда смотрела вашу картину, вспоминала об этих ранневизантийских постановках: Он есть всегда, но вот он только что ушел из этого места, отправившись дальше… И герои дальше следуют за Ним.
Ольга Слепцова: Насчет того, что Он здесь… Как и в жизни. Кто-то живет и чувствует Его рядом, за стенкой, а для кого-то Он далеко-далеко и поэтому долгие годы свой путь преодолевает. Тут просто это переживание перенесено в физическое путешествие, когда Он физически где-то рядом.
Денис Родимин: Вообще, возможно ли Его постичь? Возможно ли постичь бесконечную инстанцию? Понятно, что пути неисповедимы. В этом смысле вся человеческая жизнь, все человеческое существование – это некий путь в поисках этой Истины, кто-то дальше, кто-то ближе, кто-то даже не догадывается, что нужно отправляться в этот путь.
А путь наших героев, безусловно, изобилует огромным количеством перипетий, потому что каждый следующий шаг приводит к тем совершенно необычным ситуациям, совершенно чудесным, необъяснимым, которые переворачиваются совершенно неожиданным образом…
— Уже на первой «станции» мы оказываемся в доме, где находится воскрешенный Гостем человек, умерший муж, но он ужасен… Да, если бы было все иначе – воскрешенного встретили бы сестры и друзья, все бы кругом радовались, был бы приторный пафос…
Денис Родимин: Нет-нет, там речь не об этом. Мы пытались ответить на огромное количество вопросов, что, конечно, невозможно сделать одним фильмом. Но наши герои, попав в какую-то ситуацию, пытаются для себя это объяснить, прежде всего. Когда персонаж Арнаса выходит из деревни, его догоняет его спутница. Для нее воскресший человек – это контакт с какой-то неземной жизнью, а он совершенно точно говорит о том, что этот воскресший мертвец – наказание для жены, потому что она, не обращала внимания на своего больного мужа, гуляла с каким-то другим мужиком. Поэтому для нее это не чудо, а наказание. Каждое чудо имеет отношение к тому, что происходит.
— Да, и на браке есть вино, но вовсе нет любви никакой.
Денис Родимин: Нет никакой любви, это просто формальный брак. Происходит чудо, а невеста уже два месяца беременна непонятно от кого, и, в общем, в этой свадьбе, и в этом браке нет никакого смысла.
В фильме в каждом чуде есть определенный смысл для тех персонажей, которые сталкиваются с ним. Конечно, я понимаю, что будет очень много вопросов, но мы все время устами персонажей пытались говорить и донести подсказки ответов. Герой Арнаса Федоравичуса говорит: «Ты что, не понимаешь, это же все неправильно: невеста беременна, и никого это не волнует». А для героини Кати до какого-то момента это вещи совершенно необязательные. Она считает, что мы должны искать, мы должны все постичь, мы должны все объяснить, все разжевать, все расчленить, взять анализы, пробы – для нас это главное. А что эти чудеса? Их моральный смысл не имеет никакого значения. Поэтому я надеюсь, что умный внимательный зритель заметит все наши подсказки, которые мы абсолютно сознательно и специально расставляли по всему фильму.
— Есть в фильме и тема, которая сейчас у нас висит в обществе: утверждаются целые списки духовных ценностей, но Бог все равно так никому и не нужен… На одном современном православном собрании один из руководителей молодежного движения сказал такую фразу: «В наших силах сделать все, чтобы отодвинуть второе пришествие Христа…» Я подумала, Боже мой, он вообще Новый завет до конца читал? Потому что Апокалипсис заканчивается словами Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» То есть все христианское мировоззрение – это не просто добрые дела каждый день, а это ожидание Второго пришествия, ожидания вечного соединения мира и Бога…
Денис Родимин: Мы должны каждый день быть готовыми к этому, всегда быть готовыми, к тому, что завтра все изменится… Есть люди, которые ответственны за то, чтобы нести веру. Но кто-то делает это искренне, честно, а кто-то использует свое положение в корыстных целях, а для кого-то это формальность и не больше чем должность. Не хотелось вешать никаких ярлыков — эти плохие, а эти хорошие. Речь идет о том, что все люди разные. Безусловно, абсолютно чистых людей не бывает. Любое постижение морали и веры – это всегда очень тернистый путь. И хотелось, чтобы герои прошли его в полной мере и дошли до какого-то понимания.
Ольга Слепцова: Я думаю, молодым людям, пусть не очень просвещенным, может быть, не читавшим даже Библию, если они посмотрят этот фильм, будет интересно. Во-первых, ты легко ставишь себя на место этих героев, которые попадают в очень необычную ситуацию. Эта история выводит тебя за пределы твоей реальности, а попасть в такую ситуацию, я думаю, многим молодым людям начиная с 17-ти – 18-ти лет, было бы любопытно. Не хочется, чтобы, прочитав много умных слов, молодые люди думали: о, это точно не для меня, это какие-то религиозные дебаты, и вообще, это далеко, я ничего не пойму, это не для меня. Как раз наоборот, очень простое повествование о важных вещах, о которых никогда не лишне и не поздно задуматься.
— Смотреть картину, действительно, безумно интересно. Герои проходят такой своеобразный квест, челлендж… Бесспорно, в течение фильма меняются. Завершается все совершенно непредсказуемым финалом… Но у каждого из них произошла личная встреча с Гостем?
Денис Родимин: Мы оставляем этот вопрос для зрителя. Поверит он в то, что произошла эта встреча? Окончательно решение за зрителем, а не за нами. Понятно, что мы можем иметь свое видение, но говорить: «Нет, вот так должно быть, как мы тебе говорим», – ни в коем случае. Мы просто ставим фильмом вопросы, а как каждый для себя ответит. Очень надеюсь, что ответит.
— В течение почти всего фильма герои облачены в пластмассовых цветов костюмы, что смотрится дико в почти монохромной действительности осенней природы… Расскажите, как вы искали художественное решение картины? Меня лично, признаться, поначалу эти их костюмы ужасно раздражали…
Денис Родимин: Да, мы пытались их максимально оторвать от среды, в которую они попали, чтобы все видели, что они совсем из другого мира, чтобы они там выглядели почти инопланетянами. Олег Лукичев, потрясающий оператор, сделал фантастическое изображение, а Ира Гражданкина, которая была постановщиком и художником по костюмам одновременно – они вместе искали этот образ и пересмотрели огромное количество разных костюмов.
— Олег Лукичев – гениальный и опытный оператор, но обсуждали ли вы с ним, как нужно видеть эту картину? Как смотреть на мир, на Гостя через очки?
Денис Родимин: Конечно. В первоначальном варианте сценария в качестве «окна» видения выступала фотокамера.
Ольга Слепцова: Да, и героиня постоянно снимала, записывала свои монологи.
Денис Родимин: Потом долго обсуждали, решили, что через камеру — как-то механистически. Это неправильно с точки зрения философии картины, поэтому в конечном счете и возникли очки. Всегда образ очков – это то, что либо помогает видеть что-то, либо что-то искажает. Очки – это единственный точный образ, который передает то, о чем мы хотели рассказать.
— А что-то про метеориты вы узнавали? В 1908 году упал Тунгусский метеорит, и на его исследование отправилась целая экспедиция под управлением Кулика, а мой дед был оператором в этой экспедиции. Он как раз смотрел тогда на озаренные падением места через камеру… Падение с неба некоего тела – это всегда какой-то знак…
Денис Родимин: Мы специально, сознательно использовали образные мотивы мифологические. Нисхождение огня и света с неба – это тоже один из основополагающих мотивов многих мифов, поэтому мы выбрали ровно такую форму. Мы не говорим о том, был это метеорит или нет, мы показываем, что летит не кусок камня, а некий свет, который приходит на Землю.
— Денис, Вы преподаете драматургию или режиссуру?
Денис Родимин: У нас с Владимиром Алексеевичем Фенченко на высших курсах ВГИКа сценарная и режиссерская мастерская, то есть, мы обучаем и драматургии, и режиссуре, потому что, мне кажется, одно без понимания другого просто невозможно. Я в большей степени отвечаю за драматургию, Владимир Алексеевич – за режиссуру, за монтаж, за постановочные вещи. Мастерскую мы ведем вместе уже много лет. Гран-при конкурса короткометражных фильмов Кинотавра-2015 получил наш выпускник этого года Кирилл Плетнев за короткометражный фильм «Настя».
Сейчас еще одна короткометражка из предыдущей мастерской участвует в конкурсе Московского фестиваля Светы Эксфорд «Вирус». И работа Кирилла Журенкова и Нади Воробьевой, тоже наших выпускников, – попала в шорт-лист коротких сценариев того же Московского фестиваля. Я очень надеюсь на благополучную постановочную судьбу этой короткометражки, потому что это потрясающая история о блокадном Ленинграде, совершенно с неожиданной стороны показывающая страшное время. И Оля вместе с сестрой Аленой Слепцовой, которая тоже училась в нашей мастерской, недавно тоже сняла кино короткометражное…
— Денис, Оля – ваша ученица?
Денис Родимин: Оля – выпускница моей мастерской четырехлетней давности. Я надеюсь, что в следующем году Олина короткометражка попадет в конкурс «Кинотавра» или на Московский фестиваль.
— По вашему ощущению, какая проблема, область тем сейчас волнует молодых драматургов, режиссеров?
Денис Родимин: Вы знаете, я читаю огромное количество сценариев, мы в мастерской очень много обсуждаем. И то, что предлагают ребята, среди которых очень много одаренных, талантливых людей, раскрывает совершенно разнообразную палитру тем. Они пытаются объять необъятное — от детского кино до философских притч, от совершенно трогательных мелодрам до каких-то совершенно сюрреалистических вещей, которые иногда понять сложно, но они делают все очень искренне.
— Это формы, а я говорила о темах. На мой взгляд, сейчас в мире творятся такие вещи, которые вызывают довольно острые душевные переживания… Иногда кажется, что завтра кто-то все же нажмет на «кнопку» и уже сейчас нужно думать о чем-то другом, нежели о том, как провести этот отпуск. Какие темы вам кажутся важными и значимыми? Что сейчас весь висит в воздухе?
Ольга Слепцова: Вот это и висит в воздухе.
Денис Родимин: По поводу тем могу сказать, что Оля снимает фильм о конце света. Но она пошла с другой стороны. Ее история совершенно неожиданная и развивается после того, как это случилось, но не в американском формате, когда упала атомная бомба. Это кино про женщину, которая еще вчера была счастлива и ждала мужа, и вдруг, выйдя из дома, обнаруживает, что больше никого нет. Что дальше с этим делать? Вдруг второй человек появляется — 18-летний мальчик. А ей 40 лет. Они последние люди на Земле. Как дальше сложится их жизнь, что нужно делать? Любить — не любить, или вообще разойтись в разные стороны и покончить со всем этим?
Ольга Слепцова: Мы сняли кино с вопросами и частично с ответами. Мне очень нравятся фильмы, в которых даются ответы. Наш фильм о том, что от тебя, от твоих поступков, мыслей очень много зависит. Как раз очень важно каждому человеку осознать важность собственного существования, не в плане денег, самореализации. Большая проблема в том, что многие живут с ощущением, что от тебя ничего не зависит – ни в работе, ни в личной жизни. Это, на мой взгляд, очень важная тема: ты есть, и очень многое от тебя зависит, как бы ты себе ни казался крупинкой в этом огромном мире. Собственно, об этом и «Гость».
— А для себя вы ответили на вопрос, что такое вообще вера и взаимоотношения с Гостем?
Денис Родимин: Конечно, эти вопросы и меня и Олю тоже очень волнуют. Но часто это остаётся на уровне вопросов, которые ты всю жизнь пытаешься решить…
Ольга Слепцова: У меня трепетное отношение к тому, что происходит с тобой, рядом с тобой сегодня. И наш фильм — это попытка «расфокуса», выхода из привычной для тебя реальности, что позволяет увидеть и отреагировать на какие-то важные происшествия, которые происходят рядом с тобой. И учиться относиться к этому с ответственностью.
— Да, и каждый человек призван входить в этот контакт с Небом, через себя пропуская свет, освещать все вокруг. Как в Евангелии сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Денис Родимин: Дай Бог, чтобы так и было!