Чего нам ждать от современной школы? Всегда ли инновации в сфере образования идут ей на пользу? Какую роль современное общество готово отвести религиозному образованию и воспитанию?
Многочисленные примеры истории говорят о том, что пренебрежение духовной «вертикалью» приводит отдельных людей и в целом народы к историческим поражениям.
Оставляет желать лучшего современное духовное состояние российского общества, которое узнало о себе правду: вымирает русский этнос, разрушена семья и её устои, преступность, алкоголизация и наркотизация населения достигли немыслимых масштабов.
Наихудшую услугу России оказывают прозападные проекты модернизации российского образования, ведущие к тому, что школа из воспитательно-образовательного учреждения окончательно превратится в заведение по оказанию учебных услуг.
Важнейшее место в духовно-нравственном воспитании личности занимает религиозное образование и воспитание. Без основ религиозных знаний и элементарных навыков духовной жизни не может состояться полноценная личность, творческая, компетентная и способная инновационно мыслить и действовать, исповедующая принципы гуманизма, правового гражданского общества и демократии.
Без личности, наполненной духовным содержанием, невозможна никакая модернизация. Требование религиозного образования обязательно и для светского государства.
Существующие разногласия по вопросу о месте и роли религиозного воспитания в формировании личности и духовно-нравственном воспитании детей и юношества (которое, по убеждению одних, невозможно без усвоения элементарных знаний о вере и религии, а по мнению других, может состояться только вне религиозных доктрин и вероучений и обязательно на основе светского и критического восприятия церкви и религии) обостряют проблему и раскалывают общество.
Причиной современных разночтений по поводу религиозного образования в школе является незнание, непонимание и искажённые представления по трём вопросам:
1) о месте и роли религиозного образования, формах и методах его осуществления в дореволюционный и советский период;
2) как и почему религиозное образование было удалено из школ и вообще из жизни в советскую эпоху;
3) чем было заменено прежнее религиозное обучение и к чему это привело.
Указанные вопросы рассматривались в ряде публикаций [1], а исторический опыт России должен был научить высказанной С.Н. Булгаковым мысли, что перед Россией стоит культурно-педагогическая задача «просветить народ, не разлагая его нравственной личности» [2].
В настоящее время в Министерстве образования и науки есть понимание того, что «религия, история религии, культура религии является неотъемлемой частью истории развития страны, истории развития мира», однако считается, что «в школе не должно быть религиозного образования в чистом виде», и школа должна оставаться светской и нейтральной в вопросах вероучения. Формально признавая культурологический аспект изучения религии, руководители Минобразования отрицают вероучительный смысл и значение религиозного образования и воспитания и предлагают вынести религию за пределы школы и во внеучебное время [3].
Значительным шагом вперёд в деле религиозного образования следует признать официально заявленный переход от факультативного изучения основ религиозной культуры и светской этики к обязательному их усвоению всеми учащимися светских школ, обозначенный на состоявшемся 21 июля 2009 г. совещании у Президента РФ с участием представителей ведущих религиозных конфессий и Минобразования.
Главной темой совещания стали вопросы преподавания в средних учебных заведениях основ религиозной культуры и светской этики. Президент РФ Д.А. Медведев одобрил поэтапное введение в школах преподавания таких основ по выбору самих учеников и их родителей. Причём новая школьная дисциплина будет изучаться в обязательном порядке по одному из предлагаемых модулей: основы одной религии на выбор (православие, ислам, буддизм, иудаизм), история мировых религий или основы этики [4].
В соответствии с поручением Президента, разработана нормативно-правовая и методическая база для проведения в 2010–2011 гг. эксперимента по преподаванию новой и обязательной учебной дисциплины [5]. Из предложенных на совещании у Президента РФ шести модулей, религиозно-образовательными дисциплинами можно признать только основы религиозных культур (православия, ислама, буддизма и иудаизма).
Вполне обоснованы высказываемые опасения о том, что курсы истории религии и основы этики могут явиться новым, перелицованным атеизмом.
Проблема религиозного образования и воспитания в России представляется не частным учебно-методическим вопросом, важным только для узкой группы специалистов – педагогов, катехизаторов или священнослужителей, а глобальной для России на ближайшие десятилетия задачей государственного значения.
С предельной ясностью и неотвратимостью перед лицом России встают текущие и «вечные» вопросы.
Сможет ли Россия и её народ выстоять в эпоху очередных преобразований, уже пройдя путь революций, реформ и новаций в XX столетии, пережив поводырей, ведущих страну то к коммунизму, то к капитализму?
В состоянии ли нынешняя Россия ответить на вызовы современного мира, как это делала прежде?
Сумеет ли извлечь уроки из исторической драмы XX в., когда народ подвергся принудительному и насильственному расцерковлению, приведшему к обезвериванию?
Сбережёт ли себя, восстановит и сохранит ли нравственную глубину, чистоту и высоту, питаемую православием?
Для русского народа сила и спасение состояли не столько в законах или материальном богатстве, государственной мощи или эффективной экономике, сколько в христианской вере.
Ф.М. Достоевский верил в духовные силы народа, неисчерпаемость которых видел в приверженности и обращённости к православию [6]. Нравственное разложение в обществе приводит к уничтожению цивилизаций. Поэтому вопрос о религиозном просвещении детей и взрослых есть проблема сбережения народа, его духовной состоятельности, а значит и государственной безопасности.
История отмены и запрещения религиозного образования и введения всеобщего антирелигиозного воспитания в России показывает, что с отменой религиозной санкции морали происходят неизбежные деформации в нравственной сфере, предаются забвению истинные ценности, грозящие народу катастрофой.
Поэтому в условиях системного духовного кризиса общества, с одной стороны заражённого идеологией материализма, а с другой – безрелигиозным отвлечённым гуманизмом, – общества, переживающего смену социально-экономических и идейно-политических ориентиров и ценностей, грозящих трансформацией ментальности народа, – вопрос о религиозном образовании и воспитании должен перейти в плоскость практического претворения.
Есть обоснованные опасения, состоящие в том, что ускоренное духовно-нравственное одичание народа уничтожит Россию раньше, чем завершится проводимый эксперимент.
Литература:
[1] — Лисицын М., прот. Религиозное состояние современного общества и необходимость религиозного образования. – СПб., 1914. с. 3–30;
— Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года [Электронный ресурс].
— Кравецкий А. Светское, советское и конфессиональное // Отечественные записки. – 2008. – № 1 (40). – С. 198–219;
— Синельников С.П. Отмена религиозного образования в Советский России // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. Сб. статей. – Оренбург, 2010. – С. 286–292;
— Синельников С.П. Уроки из истории религиозного образования в России первой трети XX в. // Социальное учение Церкви и современность: Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное учение Церкви и современность» (12–13 мая 2011 г.). – Орёл, 2011. – С. 367–370;
— Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: становление «нового человека». – СПб., 2003. с. 32-33;
— Шевченко В.А. «Необходимо ударить, кого следует, чтобы делу не мешали»: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928–1929 годах // Российская история. – 2009. – № 1. – С. 86–96.
[2] Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. – СПб., 1997. – С. 266.
[3] В государственной школе не должно быть религиозного образования в чистом виде, считают в Минобразования [Электронный ресурс].
[4] — Кузьмин В., Латухина К. Верой и правом // Российская газета. 2009. 23 июля;
— Елков И. Священников – в армию, религию – на урок // Российская газета. 2009. 23–29 июля;
— Светское государство: религия, армия, образование [Электронный ресурс].
[5] . — Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс].
— Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Аннотация [Электронный ресурс].
— Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) [Электронный ресурс].
[6] Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. Январь-август // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 25. – Л., 1983. с.14-168.
Читайте также:
Прот. Всеволод Чаплин о преподавании ОПК в школе и передаче церковного имущества
Протоиерей Всеволод Чаплин Протоиерей Всеволод Чаплин дал комментарий неделе для телеканала «Союз», посвященный, в частности, проблеме преподавания Основ религиозной культуры в школе и вопросу передачи имущества религиозного назначения общинам верующих. |
Епископ Меркурий: Предмет «Основы религии» не нацелен на то, чтобы сделать ребенка верующим
Новостная служба Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета. |