Готовимся к Великому посту. Борщ. Бульон.
Приготовительные недели к святому Великому Посту
Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя…
Весна души христианской — Великий пост, ведущий к Святой Пасхе. Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи: начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста.
Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица.
Неделя мытаря и фарисея
Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает.
(из Богослужения Недели о мытаре и фарисее)
Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. |
Гордость, наша гордость… Смиримся и оставим кулинарные изыски на более подходящее время, на праздничные дни, Святки или Пасхальную седмицу. Как церковь заповедует, мы не постимся в эту седмицу, чтобы не говорить с фарисеем: «пощусь два раза в неделю». Пищу готовим мясную, но скромную, без излишеств, привычную и обычную, чтобы не было повода червячку гордости угрызать нас хотя бы по поводу кулинарного мастерства.
Борщ
Варим бульон из имеющегося в доме мяса (по классике, говядина, свинина, но и курица не испортит этого блюда получающего богатство вкуса от многих овощных ингредиентов). Близко к готовности его подготавливаем овощи.
Очищенные и измельченные привычным для вас способом лук, морковь, свеклу, немного болгарского перца и помидоры(при необходимости заменяемые томатной пастой) обжариваем.
В бульон на стадии кипения помещаем нарезанные капусту и картофель, через небольшое время — приготовленные поджаренные овощи. Близко к готовности картофеля доводим вкус супа любимыми специями, обязательными среди которых назовем зелень, лавровый лист и очень мелко нарубленный чеснок.
Подаем со сметаной.
Бульон
Подготовленное чистое мясо погрузить в холодную воду, довести до кипения и уменьшить до минимума огонь, добавить соль, специи (душистый и черный горошек, гвоздику, лавровый лист и др.) коренья, и варить на медленном огне до готовности мяса (время разное для разного вида и сорта мяса: если цыпленку хватит 40 минут, то говядина может потребовать и трехчасовую варку.)
Бульон рекомендуют по готовности процедить и заправить протертыми кореньями из него же.
Использовать как основу супов или самостоятельное блюдо.
Тематический отрывок из Пролога
Простая монашеская пища, приготовленная с молитвой, понравилась царю более, чем все изысканные царские кушанья.
При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды император, проходя мимо его хижины, вздумал зайти к нему и постучал в дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за воина.
Сотворив молитву, царь сел и повел беседу с иноком. «Как живут, — спросил он, — отцы египетские?» «Слава Богу, — отвечал старец, — и молят о вашем спасении». А затем, в свою очередь, спросил: «Не хочешь ли съесть что-нибудь?» «Хочу», — был ответ.
Инок поставил хлеб, масло, соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: «Знаешь ли, кто я?» «Бог тебя знает», — отвечал монах. «Я царь Феодосий». Инок поклонился ему. Царь продолжал: «О, как блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя, но поверь мне, за всю свою жизнь не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя».
«А знаешь ли, отчего это?» — спросил старец. — «Отчего?» – Оттого, что мы, монахи, с молитвой и благословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно. У вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не спрашивают, потому и вкусная пища становится невкусной».
Свидание окончилось, но после того царь стал оказывать старцу особенное уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет.
(Прот. В. Гурьев.Пролог. С. 294.)