Начавшееся строительство 200 храмов в Москве – это крупнейший совместный проект Церкви и государства со времен их отделения друг от друга.
Запущен колоссальный маховик для решения самого широкого спектра задач – от согласования документации и проектирования до непосредственной координации строительства и организации сбора средств. Управлять всем процессом со стороны Церкви Святейший Патриарх Кирилл поручил епископу Подольскому Тихону, председателю финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (являющегося по существу министерством финансов РПЦ).
– Ваше преосвященство, вы возглавили правление Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Попечительский совет этой организации возглавляют мэр и патриарх, в составе совета федеральные министры и прочие высокие люди. Зачем такой звездный состав?
– Для того чтобы все было взвешенно. Это очень серьезное начинание. Учесть ведь надо все – и принцип светскости государства, и факт, что, по данным социологических исследований, до 90% россиян считают себя православными. Или взять, например, непростой вопрос выделения участков. Идея патриарха уравновешивает невозможность отдать Церкви принадлежащую ей землю в центре Москвы способностью светских властей выделить новые участки в спальных микрорайонах.
Чтобы храмы гармонично вписались в городской ландшафт и инфраструктуру, нужно очень хорошо понимать именно градостроительную часть. Никто не увидит этот аспект более профессионально, чем главный архитектор Москвы, например. Дело не в чинах, а в максимальном уровне ответственности перед городом, народом, историей, наконец.
– Храмы будут строиться не на исторических местах, а на новых. Почему?
– Потому что так правильнее. Сегодняшний день тоже часть истории. Судите сами. В 1991 году Российская Федерация законодательно признала право Русской православной церкви на отнятые у нее в начале прошлого века земли и строения.
Фактически же вернуть можно далеко не все. В Москве Церковь понесла самые тяжелые архитектурные утраты в центре города. Но на месте многих монастырей и храмов давно уже стоят объекты городской инфраструктуры, хоть и не представляющие исторической ценности, но вполне нужные для города. Патриархия проявляет в этом вопросе гибкость – в центре храмов почти достаточно, а вот на окраинах их практически нет. Поэтому по отношению к современной Москве и москвичам правильный подход – приближать храмы к людям. Не у всех есть машина, чтобы легко проделать путь в несколько километров до ближайшего храма.
– Вы думаете, все храмы будут заполнены?
– Конечно, будут. В Москве было разрушено около 1000 храмов, когда город был во много раз меньше и по территории, и по населению. Сейчас будет построено только 200. В столице на один храм приходится в среднем 40 тысяч жителей. А в некоторых 80–100-тысячных районах храма нет вообще или есть только один. В итоге на исповедь люди в обычное воскресенье стоят в огромной очереди, а на праздники порой и в храм не могут зайти все желающие. И ни в каких единицах не измерить, какой ценой дается трудная дорога к храму пожилым людям, родителям с детьми.
В спальных районах ведь и транспортная проблема остро стоит.
– Кто решает, на каких участках строить храмы?
– Конечное решение за нами. Но это многоступенчатый процесс. Город предлагает нам свободные участки, которые в принципе пригодны для строительства.
Мы выбираем из того, что предлагают, потом проводятся публичные слушания.
– По какому принципу происходит отбор?
– Для нас очень важно, чтобы участки не были спорными. Считаем, что мир и согласие в деле строительства храма очень важны. Ну и место должно быть, конечно, красивым, видным. Наши предки всегда строили храмы в красивейших местах, ведь возводились они всегда в память о каких-то важных событиях, в благодарность Богу за избавление от страшных напастей. В церковном зодчестве всегда отражалась история народа.
– Вы волнуетесь за финансовую сторону вопроса? Строить всем миром явно непросто. Сметную стоимость храма посчитать-то можно, а как знать, наберется ли достаточно пожертвований?
– Я верю, что деньги на все найдутся. Вспомните, как привозили в Москву мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого как скорого помощника в нуждах. Люди около суток стояли в очереди, чтобы прикоснуться к святыне. Знаете почему? Потому что по опыту своей жизни знают, что просимое с верой на доброе дело всегда пошлется. У Бога все для всех есть. Все, кто хоть раз помогал Церкви, знают по своему опыту, что не оскудеет рука дающего, и поэтому помогают еще и еще.
Есть уникальные меценаты, которые строят на свои средства не один-два, а десятки храмов. И есть простые люди, из самых малых пожертвований которых созидались величественные стены новых святынь. Все получится с Божьей помощью.
Автор: Анастасия ГОРШКОВА
Источник: Вечерняя Москва