«Гребок – Господи, помилуй. Ночь пережил – слава Богу». Один в океане
«На палубе находиться невозможно, из кокпита просто выбрасывает как из катапульты. Да и внутри каюты не легче, сильно ударил локоть и плечо, сижу в лётческом шлеме, он защищает голову. Каска не подходит, она большая по объему, приходится все время сидеть согнутым. Надо было брать шлем танкиста, там защиты больше». В 2018-2020 годах Федор Конюхов планирует в одиночку совершить кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии. Со старта 5 декабря 2018 года сообщения регулярно публикуются на сайте. Как ему дается это путешествие – можно почитать в дневнике.

14 ноября 2018

Прошла неделя с момента прибытия нашей команды в новозеландский порт Чалмерс. За это время произошло много событий, и все они позитивные.

В начале прошлой недели мы получили нашу лодку «АКРОС» в целости и сохранности. Это очень важный момент для проекта, так как лодка путешествовала на контейнеровозе из Англии, через Сингапур в Крайсчёрч, а далее по железной дороге в Dunedin.

Несколько раз меняла контейнеры — это значит, что ее выкатывали и закатывали в контейнеры рабочие в порту, а это всегда риск повреждения корпуса или оборудования. Но все обошлось, и, когда Майк Вуд (представитель компании Rannoch Adventure) распахнул двери контейнера, мы с облегчением увидели, что лодка выглядит так же, как в начале сентября, когда мы загрузили ее в Англии.

Сразу же по прибытии лодки на нее нанесли несколько слоев необрастающей краски и спустили на воду. Это была первая проба, первое касание воды в Южном полушарии. Члены яхт-клуба port Chalmers Yacht Club любезно разрешили использовать один из своих плавучих понтонов, где и ошвартовалась наша лодка.

За оставшееся время на прошлой неделе провели серию ходовых испытаний в заливе. Тестировали и калибровали оборудование, проверяли работу опреснителя воды (30 литров в час), настраивали автопилот. Неделя пролетела — как один день.

02 декабря 2018

Вот и пролетел ноябрь месяц, и в Новой Зеландии наступило лето. Погода постепенно начинает меняться, хотя на 45-м градусе южной широты все еще ощущается дыхание Антарктиды.

У меня был план уйти в океан в середине ноября, но все пошло по закономерному пути — месту старта надо отдать минимум месяц. Так было в Чили, когда мы ждали подходящего окна для выхода в океан больше месяца; так было в Австралии, когда мы ждали обширного антициклона и штилевой погоды для наполнения оболочки воздушного шара «МОРТОН»; при восхождении на Эверест требуется минимум месяц на акклиматизацию, не обошлось и в этот раз без длительного ожидания погодного окна.

По прогнозу ветер со вторника заходит на юго-запад, такое направление позволит мне оторваться от берегов Новой Зеландии. Стартовое погодное окно неидеальное, период западного ветра продлится всего три дня, и надо ловить момент, уже к следующим выходным у Новой Зеландии ожидается встречный восточный ветер, поэтому надо ускоряться.

Лодку проверил и подготовил насколько это возможно, хотя лодки и яхты не бывают в состоянии 100% готовности, всегда есть место для улучшений, но время поджимает и надо уходить в океан. У меня три летних месяца — декабрь-январь-февраль — чтобы успеть пересечь Южный Тихий океан и подойти к мысу Горн.

5 декабря Федор Конюхов стартовал. За продвижением лодки можно следить здесь.

20 декабря 2018

В океане радуешься и обращаешь внимание на любые изменения – вот, например, сейчас почти полная Луна. В городе это не так важно, а для меня, в океане, это очень важно: видимость хорошая, палуба ночью освещена и как-то веселее на душе. Смог вскипятить воду и приготовить горячую пищу – праздник. Все воспринимается иначе, чем на берегу.

Я каждое утро вспоминаю хорошим словом моего друга Михаила Янченко за то, что он подготовил мне капсулы с хорошим молотым кофе.

4 января 2019

У меня все хорошо. За первые дни нового года достаточно неплохо продвинулся на юго-восток в сторону мыса Горн. Три дня хорошей погоды, но сегодня очень сложный день, ветер зашел на юг и меня тащит в обратную сторону.

Попал в ветровые ножницы. Стою, буквально, на линии столкновения двух погодных систем, к востоку от меня ветер ровно с севера, а за кормой ветер ровно с юга. Волны стоят вертикальные, а когда сталкиваются, то получается фонтан брызг. Как будто волны хлопают в ладоши.

На палубе находиться невозможно, из кокпита просто выбрасывает как из катапульты. Да и внутри каюты не легче, сильно ударил локоть и плечо, сижу в лётческом шлеме, он защищает голову. Каска не подходит, она большая по объему, приходится все время сидеть согнутым. Надо было брать шлем танкиста, там защиты больше.

Вчера прошел важную отметку, до мыса Горн осталось 100 градусов. Если по одному галсу в день — 100 дней пути. Не ожидал, что будет такая нестабильная погода, рассчитывал на устойчивые западные ветры, но в этом году они гораздо южнее, ближе к Антарктиде, а в моих широтах циклон за циклоном.

Физически — тяжело, а вот духовно — легко. Никаких искушений, никакого сребролюбия, осуждения, скверноприбытчества и лихоимства.

Только так: гребок — Господи, помилуй, гребок — Господи, помилуй. Ночь пережил — слава Богу, солнце зашло в чистый горизонт — слава Богу. Дождя нет — очень хорошо, можно просушиться и проветрить каюту, дождь есть — тоже хорошо, смоет соль с солнечных батарей и они будут лучше заряжать.

Надо продержаться эти сутки, к Рождеству прогноз хороший, буду надеяться, что он оправдается и смогу встретить Рождество в спокойном океане.

11 января 2019

У меня все хорошо, никаких экстраординарных событий — и слава Богу. Здесь день сурка. Уже неделю серое небо, серый океан, дождь, ветер, волны. Ничего не меняется, только время суток и календарная дата. Я знаю, что уже появился новый месяц (новолуние), но у меня все небо затянуто тучами, и я его не вижу. Солнца мало, но солнечные батареи заряжают хорошо, им достаточно рассеянного света.

Прихожу в себя и навожу порядок на лодке после штормовой погоды, которая держала меня и лодку в напряжении последние несколько суток. Ветер разогнал огромную волну, несколько раз прикладывало сильно, переворота не случилось, но был на грани. Гребни волн обрушивались в кокпит с грохотом, я переживал, чтобы не сорвало навигационные антенны на арке.

Газовую печку не включал двое суток, ничего горячего не ел почти 50 часов. Я боюсь обвариться кипятком при сильном волнении, в океане было много таких случаев. Зато сэкономил на расходе газа, у меня расчет — 1 газовый баллончик на неделю, все лимитировано из-за веса и объема.

Сегодня запустил опреснитель, набрал пресной воды, заварил куриный бульон с сухарями, которые семья насушила мне в Новой Зеландии. Да, у меня есть хорошее экспедиционное питание, но иногда хочется просто горячий бульон с сухарями.

Сегодня ночью лодка столкнулась с кем-то или чем-то. В какой-то момент на пару секунд волны перестали биться о борт, а затем последовал хлёсткий удар. Такое ощущение, что лодка с волны приземлилась на спящего кита или на большое бревно. Как только стихнет дождь, попытаюсь осмотреть корпус на предмет царапин или сколов краски. В каюте сухо.

Очень много медуз «португальский кораблик» (blue bottles). Целые поля в океане. Они ядовитые, и можно обжечь руки. Когда лодка попадает в поле с медузами, я убираю весла и жду, пока меня протащит через них.

Я никогда не видел такой концентрации медуз. Возможно, причины две: океан стал сильно загрязненный или я не обращал внимания, когда шел на яхте, а сейчас, находясь в лодке в 20 сантиметрах от океана, я больше обращаю внимание на все, что находится на его поверхности.

За 2019 год неплохо продвинулся по курсу, волнуюсь только, что не удается уйти на юг. С начала года никак не получается пересечь 48-й градус южной широты. Только приближусь, южный ветер отгонит лодку на север, опять приходится набирать юга. За весь переход самая южная точка у меня была 48’15. Чтобы обойти мыс Горн, нужно выйти на 57-й градус южной широты, я за месяц не смог подойти даже к 50-му градусу, ветер не пускает. Ситуация не критическая, время и расстояние еще позволяют, но я уже задумываюсь. По прогнозу — ветер с юго-запада. Это значит, опять потеряю высоту, так как придется идти с ветром на север.

Это все рабочие моменты. Главное, жив и здоров. Слава Богу за все.

Всем поклон.

21 января 2019

Для меня это важная дата, в 2002 году я пересек Атлантический океан на весельной лодке «УРАЛАЗ» по маршруту Канарский остров Ла Гомера — остров Барбадос за 46 суток.

И сейчас в походе уже 46 дней, а у меня впереди целый Атлантический океан по протяженности. На сегодняшний день до мыса Горн 2 850 морских миль. Это по прямой, а по факту будет процентов на 20% больше.

Фото из архива

В Атлантике не было ни одного дня, чтобы я не слышал в радиоэфире переговоры между проходящими судами, яхтами. Всегда кто-то рядом, нужно следить, чтобы тебя не переехал ночью какой-нибудь супертанкер, идущий на Панамский канал. В 2002 году маршрут пролегал в пассатах, там оживленно. Здесь, в Южном океане, мертвая тишина в эфире. Я по привычке слушаю эфир на 16-м канале, но VHF-радио молчит. Никого.

И океан пустой, нет ни китов, ни дельфинов, даже альбатросов очень редко вижу. Если убрать из моего распорядка ежедневный звонок в Москву по спутниковому телефону, можно подумать, что есть только Океан и я. Больше никого. Где 7 миллиардов человек?

Это мой шестой поход в этих широтах, и с каждым разом я наблюдаю все меньше и меньше животного мира. Мы за эти 30 лет опустошили океан, съели и истребили все живое. Мне кажется, я имею право так говорить. У меня точные наблюдения. Когда ты идешь на яхте или на весельной лодке, ты видишь все детали, замечаешь все мелочи. С борта научно-исследовательского судна такое наблюдение не проведешь.

29 января 2019

Сегодня весь день встречный ветер, я попал в центр зарождающегося циклона, ветер крутит по часовой стрелке, невозможно даже удержаться на месте. Поднялась большая встречная волна, и лодку сбрасывает. Пришлось развернуть лодку и лечь на обратный курс 230-250 градусов. Буду ждать смены ветра.

Не пускает меня океан на 140-й градус западной долготы. Надо смириться и ждать, хотя обидно наблюдать на электронной карте, как меняются координаты в обратную сторону. Заметил, когда иду по курсу, мыс Горн приближается очень медленно, стоит развернуться, и такое ощущение, что я с невероятной скоростью удаляюсь.

Идет дождь. У меня день, но темно так, как будто вечер. Есть время. Читаю Евангелие от Иоанна. Посматриваю на приборы.

Из хороших новостей — ко мне подходили дельфины. Первый раз за 50 дней. Большая стая. Очень меня порадовали и повеселили. Долго крутились под лодкой, изучали. Наверное, недоумевали, что здесь делает человек.

Всем поклон.

Федор Конюхов

Фото и текст — сайт Федора Конюхова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.