Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. На этот раз спор не ограничился вопросом о возможном влиянии высшего духовенства на решения правительства, а затронул более важную проблему: размежевание греческого общества, поляризацию мнений и рост влияния партий. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии?
Важным поводом для дискуссий стало окружное послание Синода Элладской Православной Церкви в канун 190-летнего юбилея греческой революции: общегреческое восстание против османского владычества началось на Благовещение 1821 г. Пресса сразу обратила внимание на полемический характер этого документа, прославляющего героическое прошлое страны, христианскую веру восставших и готовность их к мученичеству.
Так, газета «То вима» отмечает, что одной из важнейших тем послания стало «движение новейшего атеизма», который стремится преуменьшить историческую роль Церкви в революционно-освободительной борьбе. Новейший атеизм, по утверждению авторов послания, весьма опасен как фальсификация исторических событий и подрыв «греко-православной идентичности народа».
Таким отрицательным примером стал для Синода документальный сериал, показанный по греческому телеканалу Sky и вызвавший протесты духовенства. По мнению Синода, само появление таких телепередач, в которых Церковь изображается равнодушной к социальным проблемам народа, свидетельствует о недостаточной работе духовенства — обязанностью священнослужителей должно стать регулярное извещение паствы (в духовных словах и приходской прессе) о том, что происходит в церковной, общественной, национальной жизни, и какими путями идёт греческое образование. Такие альтернативные каналы информации могут помочь решить современные проблемы Греции в обход партийной пропаганды, с постоянной оглядкой на героическую сплочённость народа в 1821 г.
В этом окружном послании затронута очень важная проблема: все греческие школьники знают из учебников истории и о священниках, поднимавших войска в атаку, и о монастырях, превращённых в крепости, и о благочестии вождей восстания. Те мифы, которыми обросло национальное освобождение в народном сознании, также коренятся в аутентичной церковной традиции: например, даже далёкие от Православия участники освободительной борьбы, такие как Дж. Гордон Байрон, почитаются в народе как герои-мученики. Но историки, излагавшие события этих лет, не смогли решить одной проблемы: некоторые представители духовенства и монашества, поддерживая освободительное движение идейно и материально, критически отзывались о честолюбии многих организаторов восстания, в том числе организаторов на местах. Поэтому, вероятно, одной из задач историографии греческой революции должно стать исследование тех способов коммуникации, которые использовались для организации широкомасштабного восстания и роль церковных общин в отлаживании такой коммуникации: чтобы критику «честолюбия» вождей восстания никто не посмел выдать за равнодушие к судьбам порабощённого народа.
Другой важный юбилей, который будет отмечать Греция в 2011 г. — 100-летие со дня рождения великого греческого поэта Одиссеаса Элитиса (1911-1996). Важнейшим этапом юбилейных торжеств должно стать освящение церкви на о. Сикиносе, построенной по завещанию Одиссеаса Элитиса во имя Пресвятой Богородицы ради образа «Пантохара». Эта церковь, по утверждению газеты «Та неа», является приношением друзей покойного поэта наравне с обширной программой публикации архива поэта и проведения юбилейных выставок.
Это событие замечательно тем, что Одиссеас Элитис был одним из самых чутких знатоков церковного искусства различных периодов, и в своём творчестве широко использовал образность богослужебных последований и проповедей. Греческий сюрреализм, к которому принадлежал поэт, обратился к опыту иконописи позднего Средневековья, подвергшейся влиянию живописи европейского Возрождения, чтобы отстоять собственную идентичность: сюрреалисты говорили, что различие манер и мастерства в этой поздней иконописи не мешает находить сходные «глубинные» символы. То, к чему европейский сюрреализм приходит путём психоанализа, исследование строения сознания — к тому известные и безвестные греческие мастера, «простые греки», приходили просто благодаря вниманию к индивидуальным чертам каждой вещи. Но Одиссеас Элитис, считавший образцовыми поэтами прошлого Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, весьма критично относился к высшему духовенству, упрекая его в равнодушии к социальным проблемам.
Как свидетельствует газета «И катемирини», Элитис продолжает восприниматься греческим обществом как наиболее «современный» из всех выдающихся греческих поэтов. Его понятный народу гимнический пафос, напоминающий о творениях Романа Сладкопевца и Иоанна Дамаскина — это пафос личной борьбы за свободу и творчество — и эта борьба, по мнению многих друзей, является лучшим продолжением в наши дни борьбы греков за независимость, для которой язык церковной проповеди и церковного искусства продолжает оставаться важным. Участие духовенства в юбилейных торжествах было бы столь же важным шагом в восстановлении «греческой идентичности», как и непредвзятое исследование роли Церкви в событиях 1821 г.
Другая тема дней — новые заявления политически активного митрополита Пирейского Серафима. На этот раз митрополит выступил с упрёками, адресованными другой поместной Церкви — Сербской, пишет «То вима». Поводом для заявления стала отставка одного из епископов, в которой греческий митрополит разглядел тревожные тенденции. По его мнению, Сербская Церковь постепенно отходит от своей прежней критики «синкретического экуменизма, папизма и антихристианского Просвещения»: в последнее время не делалось никаких заявлений об истреблении сербов в хорватском марионеточном государстве во времена Второй мировой войны, но при этом на богословском факультете Белградского университета состоялся торжественный приём католической делегации. Как мы видим, ревностный митрополит мыслит участие духовенства в политике только как обращение к прошлому, и признаёт только один вид борьбы — стратегически продуманную защиту от внешней агрессии.
Другие выступления митрополита, о которых пишет газета «Та неа», такие как критика предлагаемых Министерством юстиции мер по борьбе с экстремизмом и расизмом — отличаются столь же случайным выбором противника.
Иную стратегию избрал митрополит Афинский Иероним — его политической позиции посвящена статья в газете «И катимерини». По мнению обозревателя газеты, позиция афинского митрополита становится всё более жёсткой и определённой: если раньше он рекомендовал воздерживаться от заявлений о текущей политике, чтобы не превращать Церковь в «группировку», то теперь он сам стал во главе критиков нового образовательного стандарта для старших классов школы, в котором преподавание «религии» (так можно перевести греческое название предмета, который по содержанию близок «Закону Божьему»: он включает в себя Священную и церковную историю и катехизис) сделано факультативным. Но в отличие от других противников нового стандарта, говорящихо «дехристианизации» школы, митрополит Иероним переводит разговор в правовую плоскость — хотя образовательный стандарт принимает государство исходя из своих соображений, народ имеет право узнавать в том числе в школе о христианстве как основе своей духовной жизни. Таким образом, безупречная публичная позиция Церкви возможна по мнению Афинского митрополита вокруг вопроса о народной (национальной) идентичности.
Все приведённые примеры показывают, что епископат Элладской Православной Церкви, противостоя партийным разделениям, стремится выработать обновлённое видение политики. В отличие от прежнего взаимодействия с государством на уровне отдельных институтов (министерств, образовательных учреждений), Элладская Православная Церковь утверждает себя как главный источник греческой идентичности в новое и новейшее время. Прежний тип публичной активности, заявлений по частным вопросам, которые стремятся «присвоить себе» различные партии, должен смениться новой «общенародной» публичной активностью, чего требуют от Церкви и интеллектуалы, и деятели искусства, и простой народ.
Фото: orthphoto.net (кроме фото поэта Одиссеаса Элитиса)