Главная Новости

Греция простилась с архиепископом Христодулом

Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу

РИА Новости/Патриархия.ру

В кафедральном соборе греческой столицы в четверг утром прошло отпевание Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула.

На службу в собор собралось политическое руководство Греции, включая президента Каролоса Папульяса, премьер-министра Костаса Караманлиса, лидеров политических партий. На погребение иерарха приехали предстоятели нескольких Поместных и автономных Православных Церквей, в том числе Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Димитрий, архиепископ Критский Ириней.

На отпевании присутствовали посланники Ватикана, Англиканской Церкви, Армянской Апостольской Церкви, представители мусульманской общины Греции и Всемирного совета церквей.

Русскую Православную Церковь представлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Чин отпевания совершил Константинопольский Патриарх Варфоломей. Службу пропели византийскими напевами клирики Константинопольской и Элладской Церквей.

История взаимоотношений покойного Архиепископа Христодула и Патриарха Варфоломея была исключительно непростой, отмечает греческая пресса. Они познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений Христодула и Варфоломея связывала дружба. Трения начались после того, как епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской Церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли точки открытого противостояния. Поводом послужило избрание Синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский Патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась самостоятельность Элладской Церкви. Отношения между двумя Церквями оказались на грани разрыва, однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский Патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с Архиепископом Христодулом.

В своей надгробной речи Патриарх Варфоломей назвал Архиепископа Христодула выдающимся церковным деятелем. «Следует отметить его рвение в церковных делах, неустанную работу на благо Церкви, близость молодежи, преданность греческому народу, большой вклад в общественные и благотворительные труды церкви не только в Греции, но и везде, где страдали наши православные братья — в Сербии, России, Ливане и других странах», — сказал Патриарх.

Патриарх Варфоломей сравнил Архиепископа Христодула с многострадальным Иовом, персонажем одноименной библейской книги. «Его терпение, достоинство и вера перед лицом болезни показали многоценный пример и взволновали людей во всем греческом мире и за его пределами», — сказал Патриарх Константинопольский.

Он не преминул отметить, что Константинопольский Патриархат и Синод Элладской Церкви «сталкивались» по ряду вопросов, но выразил убежденность, что Архиепископ Христодул всегда в глубине души сохранял уважение и любовь к Константинопольской Церкви. От лица греческого правительства министр образования и исповеданий Эврипидис Стилианидис отметил широкую социальную деятельность покойного Архиепископа.

«Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу», — сказал министр. Он также упомянул об обширной сети детских садов, медицинских центров и приютов, развернутых Элладской Церковью.

«Архиепископ был приверженцем сильной, сражающейся Церкви. Он сумел привести Церковь ближе к простому человеку и его ежедневным проблемам», — сказал представитель греческого правительства.

Вскоре после отпевания кортеж с гробом Архиепископа направился по улицам погрузившегося в траур города к Первому афинскому кладбищу, где тело Архиепископа Христодула будет предано земле.

Элладская Церковь обратилась ко всем, кто приходит в эти дни проститься с Первоиерархом, не покупать цветов и венков, а лучше пожертвовать небольшую сумму денег на благотворительные нужды.

Похороны Архиепископа Христодула, завершающие четырехдневный период национального траура, состоятся утром 31 января. День похорон объявлен в Греции выходным для государственного сектора и учебных заведений. Продолжат работу магазины и банки.

Тело Предстоятеля Элладской Православной Церкви Архиепископа Христодула предано земле на Первом городском кладбище Афин, передает корреспондент РИА «Новости».

Архиепископа хоронили с почестями главы государства. После отпевания в кафедральном соборе греческой столицы траурная процессия прошла по центральным улицам города. Открытый гроб с телом Архиепископа в архиерейском облачении, с митрой и епископским жезлом, был водружен на орудийный лафет, который сопровождал почетный караул греческих военных.

На протяжении нескольких километров пути кортеж встречали десятки тысяч людей, пришедших проститься с Архиепископом. Это были не только афиняне, но и жители многих других областей страны, приехавшие специально на похороны на автобусах.

«Мы должны быть здесь. Это был наш Христодул, человек, равного которому в будущем я не вижу», — сказала пожилая женщина, приехавшая на церемонию.

«Он вернул молодежь в Церковь, и логично, что мы пришли сюда», — сказал 25-летний мужчина.

Люди забрасывали гроб с телом Архиепископа лепестками роз и аплодировали. Звонили колокола окрестных церквей. С холма Ликабет над центром Афин батарея армейской артиллерии дала 21 залп. Военный оркестр играл траурные марши.

На всем протяжении пути к процессии присоединялись люди, так что она растянулась более чем на километр.

На кладбище Константинопольский Патриарх Варфоломей отслужил краткую панихиду. После этого тело Архиепископа переоблачили, сняв с него митру и надев камилавку, и забрав архиерейский жезл. В могилу с иерархом положили Евангелие. Многие близкие сотрудники архиепископа, стоявшие у гроба, плакали в голос.

Крышку гроба закрыли под пение пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых», а тело опустили в могилу под греческий государственный «Гимн свободе».

Архиепископ Христодул скончался в минувший понедельник на 70-м году жизни. Он был Первоиерархом Элладской Православной Церкви немногим менее десяти лет.

Пасхальное послание Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула/ 2003 г.


Православие.ру

Возлюбленные духовные чада, Христос воскресе!

Воскресение Христово было победой не только над Его собственной смертью, но и над смертью вообще. «Смерти празднуим умерщвление, адово упразднение…» Смерть как образ тления и рабства была побеждена. Конечно, и теперь люди умирают телесно, но безнадежность смерти – упразднена. Всей человеческой природе была дана сила Воскресения. Воскресение Христа не имело бы никакого смысла, если бы оно не было общечеловеческим приобретением, если бы все Тело не могло воскреснуть вместе с Главой. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (1 Кор.15,16).


Воскресение – это «исправление природы», даруемое Богом всем людям. От нашего желания не зависит, воскреснем мы после смерти или нет, потому что даже и родились мы не по собственной воле. Смерть Христа и Его воскресение преподают людям бессмертие и нетление одинаковым путем для всех, так как все имеют одинаковую с Человеком Иисусом Христом природу. Однако последуем ли мы за Христом на Его страсти, Крест и Воскресение, – зависит от нашего желания, от нашей любви к Нему. Тот, кто не умрет со Христом, не может и воскреснуть с Ним.

Это участие в жизни и смерти Христа изменяет нашу жизнь, делая ее общением. Его ядро – Божественная Евхаристия, таинство, соединяющее Церковь воедино. Члены тела Церкви приобщаются жизни не символически или нравственно, но воистину, непосредственно, и это присоединение служит уже не самосохранению каждой личности, а такому же непосредственному и подлинному доступу к Жизни. Именно эта жизнь – то, чего нам не хватает сегодня. Но поскольку нынешняя Пасха отмечена установлением нового мирового порядка, нас окружает запах смерти, и нами овладевает подавленность.

И, однако же, «воскрес Христос, и жизнь пребывает». Воскресение Христово утверждает наши надежды, хранит нашу жизнь, восстанавливает развалины, ежедневно нагромождаемые грехом и злобой. Призывает к изменению способа нашего существования. Наше углубление в евхаристическое общение, в евхаристический способ существования, наше самоуничижение и добровольное предание в руце Божии – единственный способ жить, воскреснув со Христом. Верующий христианин не считает себя достойным спасения, у него нет ничего для его «покупки». Ему достаточно любви Божией, даров Воскресения.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

С отеческим пасхальным благословением

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул

Светлое Христово Воскресение 2003 года




Перевод с новогреческого Владимира Телиженко

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.